Я взялся за самый сложный пост в моей жизни. Самый сложный и технически, и эмоционально. Потому что я должен углубиться в очень близкую и родную мне тему и попытаться заняться тем, чему я никогда не учился. А именно редактурой сценария и теоретической режиссурой. Я попытаюсь рассказать, что нужно было изменить в «Люди Икс: Темный феникс», чтобы получился классный фильм.
На этот пост меня вдохновили ребята с ютуб-канала
«Кино Огонь» и их рубрика «три правки», в которой они пытаются улучшить не самые хорошие фильмы. В моем случае правок будет побольше, но мне и фильм достался потяжелее для исправления. Все же
«Преступления Грин-де-Вальда» и
«Веном» вышли не такими уж слабыми.
Взялся я за эту тему, потому что я люблю франшизу «Люди Икс» пламенной любовью.
Я даже тег под них сделал отдельный. Из основной линейки мне дико нравятся все шесть предыдущих фильмов (спин-оффы про Росомаху, наоборот, не люблю). Я обожаю даже захейченные многими
«Последнюю битву» и
«Апокалипсис». Ну а
«Люди Икс-2» и
«Люди Икс: Дни минувшего будущего» я, наряду с
«Войной бесконечности» и
«Мстители: Финал», считаю лучшими экранизациями супергероики в истории. Да, знаю, адепты Темного рыцаря и Хранителей спешат мне сломать лицо, но давайте об этом в другой раз.
Итак, я очень люблю «Людей Икс» и был в большом недоумении от той пустоты, которую мне дал «Темный феникс» (
см. обзор). Я хочу, чтобы прощание 19-летней франшизы с фанатами вышло красивым и эмоциональным. Так что давайте попробуем сделать это за восемь правок.
Давайте сразу оговоримся: мы не рассматриваем нереалистичные варианты вроде «снова пригласить Хью Джекмана» или «сделать фильм частью Киновселенной Марвел». Также не будем обсуждать ошибки предыдущих частей, которые унаследовал «Темный феникс». У нас нынешний каст актеров, нынешние условия, как говорится, действуйте-злодействуйте. Ну разве что из нереалистичных условий я бы Брайана Сингера упросил режиссером стать. Потому что истории про Хменов умел рассказывать только он. Что бы там про «Апокалипсис» ни говорили. Жаль, Брайняша провайнштейнил свою карьеру и теперь еще нескоро появится на голливудском горизонте.
И еще одна оговорка: я не читал оригинальный комикс, а «Сагу о Фениксе» в мультсериале 90-х помню крайне плохо. Так что буду пытаться починить сломанный фильм исходя из собственных представлений о кинофраншизе и в принципе супергероике.
1) Вук
Первой и главной ошибкой я считаю злодейку. Мне даже пришлось загуглить, как ее зовут. Джессика Честейн прекрасная актриса, но роль в этом кино - это просто полнейший фейл. Проблема в том, что этот персонаж истории в принципе не нужен. Ну то есть от слова совсем. Тут ничего чинить не надо, просто выбросить к едрене фене.
Какой-то инопланетный метаморф, мечтающий уничтожить планету? Что? Тут хочется процитировать легендарную пикчу:
«Только два дня в году! Откуда они? Х** их знает!» Злодей не работает на нескольких уровнях. Мотивация «я хочу уничтожить ваш мир, потому что хочу» устарела уже лет на 10. Ну ок, уничтожишь ты, и что потом? Ну будет в Солнечной системе не 8 планет, а 7, окей, возьми с полки пирожок. Упс, пирожка нет и полки тоже, потому что ты уничтожил Землю, на которой они были.
Силы и слабости врагов тоже непонятны. Типа на что они способны, а на что нет? В начале нам показали очень перспективную завязку: инопланетяне - метаморфы, то есть способные перевоплощаться в других. Я с детства обожаю такую концепцию, и она у меня каждый раз мурашки вызывает. Потому что злодей, принимающий чужое обличие, выводит из зоны комфорта и не делает безопасным ни одно место. Любой твой лучший друг может оказаться оборотнем и всадить тебе клыки в спину. (На эту тему я писал
в обзоре на самые страшные мультики детства, пункт 7, можете почитать).
Но вот битва с ними: пули их не берут, зато можно металлом их прирезать и даже тупо шею свернуть. Так в чем их способности-то выражаются?
В общем, злодей отправляется в мусорку, Честейн избавляется от этого пятна на фильмографии и идет ставить пятно на фильмографии сиквелом «Оно».
В связи с этим возникает другой вопрос: а кто тогда должен быть злодеем? И тут мы плавно перетекаем в пункт 2.
2) Джин Грей должна была стать главной злодейкой
Да-да, так и только так. Самое напрашивающееся и очевидное решение. Оно открывало создателями дорогу к интересному и многогранному антагонисту.
Многие ругают и искренне ненавидят «Люди Икс: Последняя битва», считая, что он сильно просадил оригинальную трилогию. Лично я так не считаю и по-прежнему люблю третью часть франшизы, хотя кучу раз пересматривал ее после всех негативных обзоров. Не вижу я в этом фильме прям серьезных минусов. А вот плюсы есть. И один из них - решение вырезать тематику космоса из линии Джин Грей. У нас есть вполне понятный персонаж: суперсильный мутант, в которой борются две личности. История Доктора Джекила и мистера Хайда стара и понятна как мир, ничего изобретать не надо. Профессор подавлял ее негативную часть, потом она пробудилась и устроила ад, апокалипсис и голый торс Хью Джекмана.
Новые фильмы пошли более сложным путем. «Апокалипсис» показал, что в Джин Грей есть сила Феникса, и она его может при желании спокойно выпустить. «Темный феникс» показал, что у Джин в детстве была психотравма, но она не была прям злой, а злой стала после вселения космической сущности, и то она не то, чтобы злая, а просто запуталась в себе и не смогла контролировать силу. В общем, как-то мутно и расплывчато.
Не знаю, как это все было в комиксах, но в кино… это полностью убивает драматизм персонажа. Ну типа она не плохой человек, она жертва обстоятельств и с легкостью может встать обратно на верный путь. Что, собственно, и происходит едва ли не в середине фильма. Да, я бы вообще всю космическую хрень убрал, но это бы вызвало две проблемы: а) неканон, б) калька с третьей части. А третью часть как раз и ругали во многом за неканон. Типа «а где космос, где вот это все?». Так что не будем убирать космос.
Что можно сделать с персонажем Софи Тернер? (например, не отдавать Рамси Болтону)
Что ж, это будет непросто, но я попробую. Напоминаю, что я не заканчивал факультет режиссуры, не учился на сценариста и к кино имею отношение как простой потребитель. Так что мое видение, возможно, будет далеким от идеала, но я все еще считаю его лучше, чем выданное нам Кинбергом и компанией.
Начать фильм нужно не с флешбека в прошлое Джин и не с путешествия в космосе. Начать нужно с другого, менее эпичного подвига Людей Икс, например, по обезвреживанию террористов каких-нибудь. В определенный момент Джин выпускает Феникса и легко разносит их в щепки. Она явно кайфует от своего могущества. Мистик говорит ей, мол, ты бы поумерила пыл, ты вон несколько людей поубивала. Да, они преступники и едва не убили Циклопа, но все же. У Джин и Мистик случается перепалка, при этом видно, что далеко не первая.
Это задаст им определенный конфликт, и смерть Мистик от рук Джин станет уже не несчастным случаем, а задаст вопрос: кто ее убил? Космическое зло или сама Джин сделала то, чего давно хотела?
Да, Мистик надо было убивать. Ее персонаж за предыдущие части пошел совсем куда-то не туда, и вместо становления хитрой и беспощадной злодейки нам показали появление идеалистки, героини миллионов мутантов и боевого лидера Иксменов. Не удивлюсь, если переоцененная звездулька сама продавила такую тему своего персонажа.
Неоднозначность ее убийства сработала бы в фильме лучше, чем нелепое «Джин психанула, Мистик отбросило, да так неудачно, что прям в корягу». В этом плане, кстати, мне очень не нравятся оба убийства дяди Бена в кино - с Магуайром и Гарфилдом. В обоих случаях Питер отпустил преступника, который потом убьет дядю, на эмоциях. Со злости. Из желания отомстить организатору боев/продавцу. Да, вышло некрасиво, но это была случайность. В комиксах и мультсериале 90-х он отпустил грабителя осознанно, с мотивацией «я рестлер, а не полицейский». И поплатился за это. Это лучше характеризует мысль про большую силу и большую ответственность, а также лучше преподает Питеру урок. Ну да мы отвлеклись от «Феникса».
Линию с профессором, получающим награду от президента, нужно оставить. Но тут его должны награждать именно за контртеррористическую операцию. Он типа получает удовольствие от всего этого, и конфликт на этой почве должен возникнуть не у Мистик, а у Джин. При этом можно добавить ее обиду на Чарльза, дескать, он завидует, что она более талантливый телепат, чем он. И тут уже конфликт «учитель - ученик». В контексте Людей Икс его можно было бы легко сделать.
Итак, Джин кайфует от своей силы, и они получают космическое задание. Дальше все по сценарию, а после получения космической силы Джин начинают терзать смутные сомнения, а нужна ли ей школа Ксавье и нужен ли сам человек этот Ксавье. Короче, ее характер меняется, все приводит к вспышке ярости и убийству Мистик. Затем Джин скрывается из виду на какое-то время, но без всяких там «что же я наделала, ай-яй-яй, как же дальше жить».
По идее, для ее конфликта с Мистик можно было бы сделать и, например, романтическое противостояние. Синяя могла бы подкатывать к Циклопу. Ну там менять облик, вот это все. Но в случае героини Лоуренс это бы не прокатило по двум причинам. Во-первых, ее идеализм в предыдущих фильмах. Не такой она персонаж, каким должна быть настоящая Мистик: хитрая, изворотливая, вот это все. И не стала бы она к Циклопу клеиться. Ну и во-вторых, Рейвен уже успела поподкатывать к Чарльзу, помутить к Магнето, повлюбляться в Хэнка. Ну куда уж ей еще один, что за полиамория?
3) Правительство против мутантов
С такой структурой тут же возникает вопрос: а что делать со вторым актом? Ну в третьем понятно, решающая битва с Джин Грей. Но что делать во второй части, особенно с отсутствием злодейки как таковой?
А вот здесь нужно ввести вторую сюжетную линию. Правительство и народ против мутантов. Конечно, обставить это не так топорно, как в фильме: все любят мутантов, один срыв одного конкретного - и всё, все мутантов тут же ненавидят. Мне кажется, Иксменам стоило завалить миссию с космосом, на награждении от президента за антитеррор должны были быть недовольные, в общем, напряжение в обществе нарастает и выливается в какой-нибудь антимутантский акт. Можно и баталии вставить с правительством, которое, например, действует скрытно, руками наемников. В идеале вообще со Стражей Траска можно было бы пыль отряхнуть, но это маловероятно уже. А тут к противостоянию вовремя подоспел бы и еще один пункт наших исправлений
4) «Эрик нет - Эрик да»
Поведение Магнето во всей франшизе «Люди Икс» стало уже своеобразным мемом:
- Эрик, нет!
- Эрик да!
Тему того, что Эрик постоянно делает что-то, о чем его просят не делать, обсосали и обглодали уже со всех сторон. По-хорошему, Магнето в этом фильме вообще не нужен, всем уже надоела эта моральная дилемма его и Чарльза. Однако нужно понимать: Фассбендера люди любят, пусть он и затоптал свою карьеру кучей сомнительных проектов. Да и актер он хороший, зачем такими разбрасываться?
Так как же использовать тут Магнето? Все просто: он должен сразу (без всяких «эрик нет! - эрик да!») прибыть на помощь Людям Икс и сражаться на их стороне. Ведь «Апокалипсис» так и закончился: Магнето помогает Иксменам отстраивать школу, хватит уже играть в этот пинг-понг «злой-добрый».
Да, кто-то скажет «неканон». А делать Мистик лидером Людей Икс - это канон?
Итак, Магнето должен вступить в бой с Фениксом. И, что очень важно, проиграть и погибнуть. Пусть сперва за ним поохотится правительство, но он от военных бы только отбивался для самообороны. А в битве с Фенкисом показать себя героем и заслужить напоследок прощение.
Да, он прошел линию искупления от злодея к антигерою, а затем к герою. Примерно как Локи. Его сюжет закончен, Эрик должен умереть.
И незадолго до его смерти Ртуть должен рассказать, что Магнето - его отец. Нам это тизерили в «Днях минувшего», сделали целую сюжетку в «Апокалипсисе», но в итоге так ничем и не закончили. Да, я знаю, что планировали выпустить потом еще один фильм, а после сделки «Фокс» и «Диснея» быстро все переиграли. Но на что они рассчитывали после выхода такой посредственной части? Нет, Ртуть и Магнето должны иметь эмоциональный момент отца и сына.
Итак, мы плавно подобрались к Ртути.
5) Дайте Пьетро момент славы!
Даже те, кому не понравились «Дни минувшего будущего», дико кайфовали со сцены с Ртутью на кухне. «Апокалипсис» критиковало большее количество зрителей, но все как один отмечали: момент с Ртутью и Sweet dreams - лучший в фильме. Я
в рейтинге крутых сцен в «Людях Икс» на первое место ставил все сцены в Ртутью (кстати, при всех своих минусах «Темный феникс» тоже заслужил местечко в этом рейтинге - сценой в поезде).
Ну так почему же вы лишили нас момента славы Пьетро в новом фильме? На дворе девяностые, врубайте «Нирвану» и вперед! Что за наплевательское отношение к зрителям? Да, кто-то скажет: фансервис. Ну и что? Почему киновселенная Марвел столь успешна? Во многом потому, что она прислушивается к фанатам и их пожеланиям.
Да, Сингер сам загнал себя в рамки, сделав в «Днях минувшего» Ртуть слишком имбовым (то есть сильным) персонажем. Но ведь он сам же попытался решить это противоречие в «Апокалипсисе». Апок ломает Пьетро ногу, и тот уже не может быть таким быстрым. Так используйте это! Сделайте какую-нибудь кульминационную сцену, где сын Магнето разгоняется до бешеной скорости, преодолевая боль, преодолевая свои возможности, с вылетающим из сустава коленом, вот это все!
Почему второстепенные персонажи не получили никакого развития? Кстати, об этом пункт 6.
6) Дайте Грозе характер!
Люди Икс - это же огромное количество персонажей, у каждого за душой стопки комиксов, свои эмоциональные истории, свои характеры. Так зачем же вы, спустя 19 лет после выхода первой части, продолжаете топтаться вокруг Эрика и Магнето? И спустя 9 лет после «Первого класса» - вокруг Эрика, Магнето и Мистик.
Почему вы, имея возможность раскрыть Джин Грей с разных сторон, сделали ей лишь клишированную историю про погибших по ее вине родителей, а затем добавили героине Софи Тернер истерик и психов?
Я уже не говорю о кастинге на роль Джин. Забитая-несчастная Санса - сразу было видно, что из нее делают лишь заложницу обстоятельств. Вспомните Фамке Янссен - даже когда она была чисто положительным героем, у нее была дьявольщинка в глазах. И это классно сработало в третьем фильме, как бы его ни ругали.
«Фениксу» необходим был новый сложный персонаж. И на эту роль идеально подходила Гроза. Во-первых, это реально интересная героиня по комиксам и мультсериалам. Кстати, у нее есть в том числе понятная и близкая зрителям слабость - клаустрофобия. Ороро Монро получила в предыдущем фильме задел на сложность образа - из-за того, что примкнула к Апокалипсису. Так развивайте же это!
В первых фильмах героиня Холли Берри была ходячей мебелью. Даже в «Днях минувшего» вырезали то, что она стала женой Росомахи.
Click to view
Но это было объяснимо - там история крутилась вокруг других героев, и всех раскрыть просто не было времени. Но в новых фильмах - исправьте вы эту возможность! Но нет, Гроза остается персонажем-функцией. Прискорбно.
А ведь именно битва Ороро с Джин могла стать кульминацией третьего акта. Именно у Ороро худо-бедно сопоставимые силы с Фениксом (кроме Чарльза). Ну так используйте это! Нет, увы.
Как и не использовали авторы фильма эпоху, в которую действие происходило…
7) «А помните, а помните ДИВИНОСТЫЕ»
Click to view
Да, истории героев Фассбендера, Макэвоя, Лоуренс и Холта начались еще в 1963 году, во время Карибского кризиса. И спустя 30 лет, в начале 90-х, они внешне практически не поменялись. Да, это условность, но давайте ее примем.
Итак, у нас девяностые. Вы видели, какой сейчас в кино культ восьмидесятых, начатый
«Очень странными делами»? Да, меня такое искусственное впихивание элементов эпохи всегда подбешивало, но ведь людям нравится! Так используйте девяностые в полной мере! Фильм «Капитан Марвел» попытался это сделать, хоть там прошлись в общем и целом по верхам.
В случае с «Темным фениксом» же сам бог велел использовать эпоху. Ведь именно в 1992 году стартовал тот самый мультсериал «Люди Икс», который многие по сей день помнят и любят. Тот же Ностальгирующий критик не раз тепло высказывался по его поводу.
Ну так блин, возьмите вы музыку оттуда в «Темного феникса»! Ту самую тему!
Click to view
Она была в пилоте
«Одаренных» как рингтон, так примените ее и здесь, что вы как эти самые?!
Впрочем, этот пункт - это уже косметические изменения, и без хорошей истории он был бы просто бесполезен.
8) Завершите историю. Не так
Не такого конца заслуживали «Люди Икс». Да, опять мы возвращаемся к тому, что авторы не знали, что этот фильм будет последним, и рассчитывали снять еще один. Но это их не оправдывает. Они досъемки делали, меняя финальную битву, чтобы не быть похожими на «Капитан Марвел». Так лучше бы сделали досъемки другого финала истории. Большее количество героев должно было погибнуть. Про Магнето я уже сказал, нужны были смерти других персонажей. Отсылки к оригинальной трилогии. Школу Ксавье не должны были с какого-то перепугу переименовывать в школу Джин Грей, это тупо.
Как бы ни ругали третью часть, у нее концовка вышла хорошей и правильной, закрывающей трилогию. После нее у меня не было мысли «и что, это все?». Здесь же именно эти слова я произнес на финальных титрах.
Вне зачета. Уберите сцену похорон в дождь с в черных костюмах с черными зонтиками!
Ну серьезно, это уже как пародия смотрелось! Настолько сцена заезженная и наигранная (особенно при наличии Грозы, способной тучи разогнать руками, в буквальном смысле).
Вот примерно такие правки «Темному фениксу» я бы предложил. И в идеале, повторюсь, это должен был снимать не Кинберг без опыта режиссерской работы, а Сингер. Папа киновселенной Людей Икс, который знает, что и как надо делать.
Ну а совсем в идеале в фильме должен был появиться Росомаха или Дедпул. Или Росомаха с Дедпулом. И портал в измерение Киновселенной Марвел. Ладно, что-то меня понесло.
P.S. Пишите в комментариях: спасли бы такие правки фильм? И вообще, что-то могло этот фильм спасти?