Об этом человеке мне впервые довелось услышать на недавно проведенном
вечере памяти жертв советских репрессий. Аурел Елисеевич Маринчук упомянул о трагической судьбе Дмитрия Ивановича Ременко. Как оказалось, Аурел Елисеевич был однокурсником его сына Сергея Дмитриевича Ременко (1933 - 2011), инженера-изобретателя, автора нелинейной двухкомпонентной теории зрения.
А старший брат Сергея Дмитриевича, Георгий Дмитриевич Ременко (1918 - 1977), журналист, основал общество по защите памятников истории и архитектуры. Более того, благодаря его усилиям в Кишинёве был открыт
дом-музей известного архитектора Алексея Викторовича Щусева.
О самом Дмитрии Ивановиче Ременко, который прожил всего 45 лет, сведений относительно немного. Однако меня поразило множество удивительных переплетений судеб.
Дмитрий Иванович Ременко родился в 1895 году в селе Хаджи-Абдул Измаильского уезда. Получив среднее образование в Болграде и Одессе, в 1919 году он поступил на факультет литературы и философии Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы.
В 1916-1917 годы на румынском фронте молодой офицер Дмитрий Иванович подружился со
свящ. Алексеем Матеевичем (Матвеевичем), который познакомил его с разными священниками Кишинева. (К слову, младший брат Дмитрия Ивановича, Александр Иванович Ременко был женат на двоюродной сестре о. Алексея, Софье Матвеевич.)
Супруга Дмитрия Ивановича -
Александра Георгиевна Скодигор-Ременко (1897 - 1959), выпускница математического факультета Одесского университета, была выдающимся педагогом и директором детского приюта в Кишиневе. Приют был открыт в Кишиневе в 1915 году
архиепископом Кишиневским и Хотинским Платоном (Рождественским) для детей, чьи отцы-священники погибли в Первую мировую войну.
В межвоенное время Дмитрий Иванович работал в бессарабской прессе ("Cuvânt moldovenesc", "Raza", "Viaţa Basarabiei"/"Glasul Basarabiei"), был специальным корреспондентом по Бессарабии газет "Timpul" и журнала "Argus", которые издавались в Бухаресте.
Дмитрий Иванович общался с
Николаем Александровичем Бердяевым и
прот. Сергием Булгаковым. В журнале " Путь", вдохновителем и редактором которого был Николай Александрович, были опубликованы
фрагменты большого труда "Чудо в христианском учении" (№18, сентябрь 1929 г. стр. 54), над которым работал Дмитрий Иванович.
В книге Юрия Колесника "Неизвестная Бессарабия" (Colesnic, Iurie. Basarabia necunoscută. Chişinău, 2004. Vol. 5, p. 264-277) приводится фрагмент статьи
Аурела Елисеевича Маринчука о Дмитрии Ивановиче Ременко и трагической череде событий 1940 года, предшествовавших его смерти:
«27 и 28 июня 1940 года нашей интеллигенции предстояло срочно решить один серьезный (и всегда актуальный для бессарабцев) вопрос: «Уехать или остаться?» Для ответа оставалась только одна ночь. И один поезд.
Священник и журналист Василий Цепордей был близким другом Дмитрия Ременко и его семьи. Часами он пытался убедить Ременко уехать в Румынию. Однако тот решил: «Наше место - здесь». Святые слова, однако этот выбор стал для него роковым.
Вместе со своим сыном Сергеем Дмитрий проводил на вокзале священника Василия, где они расстались со слезами (на вокзале плакали все). С тех пор им так и не довелось встретиться".
Сотрудники НКВД произвели обыск в кабинете Дмитрия Ивановича и унесли весь его архив. В течение недели ему звонили по нескольку раз за ночь и молчали в трубку. 13 июля 1940 года он застрелился.
..."Уехать или остаться?" Вспоминаются слова Евфросинии Антоновны Керсновской: "
Не желаю покидать свою родину, которой надеюсь еще пригодиться".