Pr. conf. dr. Daniel BENGA.
Viaţa cea nouă, izvorâtă din Botez. Ziarul "Lumina". 24.04.2011. Окончание
статьи "Крещение - источник новой жизни".
Паломница
Эгерия из Испании повествует нам о том, как новокрещенные проводили пасхальную неделю: "И когда наступят дни пасхи, в течение восьми дней, то есть от пасхи до восьмого дня, как бывает отпуст в церкви и идут с песнопениями в Анастасис, после этого произносится молитва, благословляются верные, и епископ становится, облокотившись о внутреннюю преграду, что в пещере Анастасиса, и объясняет все, совершаемое при крещении. В это время ни один оглашаемый не входит в Анастасис: туда входят только неофиты и верные, желающие услышать таинства, и запираются двери, чтобы не пробрался никто из катехуменов. И когда епископ изъясняет и излагает все, раздаются столь громко голоса одобряющих, что голоса их слышны далеко за дверями церкви. И поистине раскрывают все таинства так, что никто не может не быть тронут, слыша такое изложение".
Христианское посвящение не завершалось Крещением. В первые дни после Пасхи, когда литургия совершалась в Великой церкви, новокрещенные и другие верные собирались после службы в Анастасисе, чтобы им объяснили смысл таинства, которое они лично пережили в ночь Воскресения. Так начинались таинствоводственные беседы. В Иерусалиме было принято проводить пять таких бесед. Они проходили в Анастасисе, в знак воскресения. Таким образом, само пространство Гроба Господня способствовало более полному переживанию смерти и воскресения вместе со Христом в Таинстве Крещения.
Целью этих таинствоводственных бесед было то, чтобы неофиты осознали, насколько они стали новыми людьми. Как и аллегория в экзегезе, мистагогия пытается в литургических рамках раскрыть экзистенциальную важность того, что внешним литургическим жестам соответствует глубокое внутреннее преображение. Так, мистагогия являет себя как форма литургического богословия, которая пытается ввести нас в сердцевину таинства. Как говорил свящ. Думитру Станилоае, таинство - это встреча божественного и человеческого. В этом смысле мистагогия пытается говорить нам о том, что происходит, когда человек встречается с Богом в церковном пространстве.
Мистагог лично принимал участие в объяснении таинств, в которых новокрещенные принимали участие, стремясь к каждому из них обратиться лично. В самом начале
первого таинствоводственного поучения свт. Кирилл говорит о своем желании "ввести вас мне в светлейший и благовоннейший цветник сего рая". Перед нами эсхатология настоящего. Христианское крещение предполагает ниспослание Святого Духа и основание Церкви, что произошло в день Пятидесятницы. Поэтому через Крещение неофит вступал в эсхатологическую общину.
Эгерия свидетельствует о том, что никто не мог не быть тронут толкованиями мистагога, а аплодисменты в конце таинствоводственных бесед были настолько бурными, что их можно было услышать за пределами церкви. Христианская община в Иерусалиме конца IV века, как можно заключить из представленных свидетельств, имела в полноте подлинный опыт жизни во Христе через Святого Духа.
О богословии опыта
Свящ. Павел Флоренский писал в своем фундаментальном труде "
Столп и утверждение истины": "чтобы стать православным, надо окунуться разом в самую стихию православия, зажить православно, - и нет иного пути". Живой религиозный опыт был для него единственным способом познания догматов. Для свящ. Павла Флоренского "опыт" и "церковность" взаимозаменяемы. Таким образом, любой подлинный религиозный опыт невозможен вне церковного пространства. Его утверждения и убеждения полностью совпадают с видением свт. Кирилла Иерусалимского и большинства древних христианских богословов. Практика древней Иерусалимcкой церкви посвящать в таинства только новопросвещенных и верных исходит из того, что без личного проживания и собственного опыта невозможно понять христианские таинства и догматы. Знание того, как древние христиане относились ко Крещению, заставляет нас задуматься о возможностях посвящения современных христиан в великие таинства Церкви.
Фото: ziarullumina.ro