Умирание ветхого человека, воскресение нового и облечение во Христа

May 08, 2013 15:41


Pr. conf. dr. Daniel BENGA. Viaţa cea nouă, izvorâtă din Botez. Ziarul "Lumina". 24.04.2011. Начало статьи "Крещение - источник новой жизни".

В "Таинствоводственных поучениях"  свт. Кирилла Иерусалимского описание начинается с того момента, когда оглашаемые входят в зал перед баптистерием. Там совершался чин отречения от сатаны и сочетания со Христом. Представим себе ту особую атмосферу с горящими свечами и множеством просвещаемых, ожидающих вместе со своими поручителями того момента, к которому они готовились несколько лет. Несомненно, там царила атмосфера, наполненная волнением и воодушевлением.

Не будем забывать, что в библейском понимании и в сознании древнего христианина ночное время и темнота воспринимались как  пространство теофании. Однако время ночи амбивалентно, потому что не только Бог являет Себя ночью, но и лукавый. Поэтому просвещаемому, в первую очередь, следовало разъяснить для себя эту амбивалентность в отношении собственной жизни.

Свт. Кирилл повествует нам о том, что просвещаемые, встав лицом к западу и протянув руку, отрекались от сатаны, как если бы он присутствовал там. Формула отречения, использовавшаяся в Иерусалиме, звучала так: "Отрекаюсь от тебя, сатана, от всех дел твоих, от всякой помпезности твоей и от всякого служения тебе". Об этом чине отречения от сатаны четко говорится у Тертуллиана, благодаря которому данный чин стал частью таинства крещения как на Востоке, так и на Западе. Помимо отречения от самого сатаны, которое есть во всех известных формулах, также постоянно упоминается отречение от его помпезности, от всех его дел и от всех его ангелов. Отречение от дел, помпезности и служения сатане делало возможным начало удивительной христианской жизни - такой, какую мы знаем из других источников того времени. Помпезность был тесно связана с языческим театром, изображавшим языческие мифы и отличавшимся безнравственностью. Служение ему было связано с культом и магическими практиками поклонения вымышленным богам.

Поднимать правую руку впервые предписывает свт. Кирилл Иерусалимский. Поднятая правая рука - это рука, готовая нанести удар, знак и символический ритуальный жест, выражающий отсутствие страха перед сатаной, от которого отрекается просвещаемый. Как свидетельствуют источники о других христианских центрах, дунуть и сплюнуть было необходимо для того, чтобы просвещаемый выразил свою принципиальную непримиримость с сатаной и бесповоротный разрыв с ним.

Отречение от сатаны вначале происходило в форме утверждения, через произнесение формулы отречения, которую сначала произносил предстоятель. При этом просвещаемый свидетельствовал о личном активном противостоянии сатане через свое участие в этом чине и совершение этих символических действий.

Сразу за отречением от сатаны следовал чин сочетания со Христом. Готовящиеся ко Крещению поворачивались на восток, к "земле света", и произносили краткое исповедание веры: "Верую в Отца, в Сына и в Святого Духа и в крещение покаяния". Свт. Кирилл уподобляет крещение исходу из Египта, который завершается для просвещаемого потоплением лукавого в крещальных водах.

Эти первые чины совершались в зале перед баптистерием. Затем просвещаемые входили в "Cвятая святых", т.е. в баптистерий для совершения последующих чинов. Свт. Кирилл пишет о баптистерии как о "Святая святых", т.е. о месте совершения таинства. Баптистерий также оказывается "пространством богословия", где происходило приобщение к пониманию таинства. Здесь снимались одежды в знак совлечения с себя ветхого человека со всеми его делами. Символический внешний чин определяет внутренний преображающий акт. Бог сотворил человека нагим. В одеянии нуждается уже падший человек, и эта потребность свидетельствует о состоянии падшести. Облекающийся в крещальные одежды отрекается от одеяний, необходимых вследствие грехопадения. Крещальные одежды суть облечение во Христа, и это облечение возвращает нам Рай. Любое таинство, совершаемое в Церкви, эсхатологично. Свт. Кирилл полностью разделяет эту точку зрения: "Вы были наги пред очами всех, и не стыдились. Подлинно вы носили образ первозданного Адама, который был наг в раю, и не стыдился".

(продолжение следует)

Фото: ziarullumina.ro

свидетельство, свящ. Даниил Бенга, history, церковь, христианство, из переводов "в стол", катехизация, литургика

Previous post Next post
Up