"Искусство из искусств и наука из наук" - об оглашении и просвещении в служении Церкви

Apr 04, 2013 08:12


Arhim. Teofan Mada. „Arta artelor şi ştiinţa ştiinţelor“. Cateheză şi educaţie în slujirea Bisericii (Ziarul ”Lumina”, 06.10.2012). Перевод с румынского.

"Имея в своем основании православную веру и жизнь, катехетика и христианское просвещение дают оценку современной социальной действительности, отвечают чаяниям людей, возвещают Евангелие не отстраненно, но в новом - освобождающем и подлинном - свете. Оглашение и просвещение настоятельно призывают нового человека к совершенствованию. И кульминационным ожиданием каждого, которое коренится в желании любить и быть любимым, является вхождение в такую общность, где будет пространство для межличностной встречи"

Катехетика и христианское просвещение как современный способ евангелизации в Теле Церкви обширны и отличаются разнообразием. Как оглашение, так и просвещение могут проявляться в богослужении и таинствах Церкви или с использованием интуитивно-воспитательных средств. Это может быть как индивидуальный, так и общинный, как спонтанный, так и организованный процесс.

Катехетика и христианское просвещение сосредоточены в самом сердце Церкви и соотносятся с ее существованием. Их цель заключается в прояснении и углублении христианской веры и посвящении в формы церковной жизни. Источником подлинного просвещения становится откровение истины Божьей людям. Это откровение конкретно, исторично, экзистенциально, современно, динамично, личностно и общинно. Внутри этого откровения человек предстает как существо, которое соотносит себя со своими корнями и конечной целью. Эта цель и задает направление процессу просвещения.

Речь идет о стремлении к единению человека с Богом и об открываемом ему божественном образе. Все это происходит в живом любовном отношении между Богом и человеком. Просвещение вводит человека в общение с Пресвятой Троицей и ближними. Св. Григорий Богослов называл такое христианское научение "искусством из искусств и наукой из наук". Это не может быть понято только как одностороннее усилие человека. Это синергический божественный дар, так как человек преображается не только посредством своей личной энергии, но принимает наставление, возрастает и совершенствуется под божественным влиянием и в свободном соработничестве Троице. Основанием научения и просвещения является как раз это соработничество Богу-Любви.

В соответствии с гносеологией и античной греческой традицией, от Гераклита до святителя Григория Паламы, ум не в состоянии дать определение и познать истину вещей до конца. Поскольку отношения дают возможность прикоснуться к реальности на опыте, познание становится возможным через непосредственную связь между реальным и экзистенциальным. Это откровение Слова Божьего как динамический, непрерывный процесс дается через Священное Писание, учение Церкви, литургическую жизнь, проповедь и служение любви. Здесь человеческий опыт становится средством, при помощи которого человек принимает Слово.

Содержание современного откровения диалектически вплетается в откровение Церкви. Катехетика и христианское просвещение динамично ведут новых членов Церкви к пониманию ими своей жизни и познанию Бога через личные отношения с Ним. Основополагающее дело катехетики и христианского научения состоит в создании таких условий, в которых человек способен различать божественное присутствие. Тогда христианин начинает сам заботиться о том, чтобы его жизнь становилась "доброй и праведной сокровищницей веры".

В динамике практического освоения христианской катехетики наблюдаются две основных тенденции. Первая рассматривает просвещение через призму ее вертикального измерения - в том смысле, что катехизическая функция должна носить преимущественно духовный характер, соответствующий всей миссии Церкви, во избежание смешения христианского просвещения с деланием в социально-культурной сфере. Вторая тенденция - «горизонтальная» - ставит перед собой задачу в полной мере выявить ценность силы слова. В рамках этого подхода само Евангелие служит источником солидарности людей и представляет собой попытку создать более гуманное общество. Эти две тенденции могут накладываться друг на друга, и только совокупный подход к ним может обеспечить максимальную действенность. На практике существует риск того, что утрата или игнорирование какой-либо части катехетики и христианского просвещения могут помешать достичь наилучших результатов.

Диакония как дело христианской любви к ближнему

Для того чтобы найти катехетике и христианскому просвещению правильное место в деле Церкви, так чтобы их значимость не растворялась, должна постоянно существовать внутренняя связь между преданностью служению или диаконии и стремление избежать размытости. Диакония как дело христианской любви к ближнему включает в себя совокупность таких усилий, как человеческий прогресс, филантропия, солидарность. Однако все это является плодами новой реальности во Христе, проявлениями духовного человека. При этом духовность не следует понимать как нечто противоположное материи, не имеющее ничего общего с человеком как физической ипостасью. Напротив, духовность являет "новый способ" жития человека как психосоматического существа. В этом смысле воспитание в вере и диаконическое делание сосуществуют в категориях катехетики и просвещения.

Диакония - выражение любовного общения с Богом и ближним - знает в традиции Церкви различные способы проявления, которые всегда зависели от культурных, исторических и социально-экономических условий. В наши дни, вследствие структурных социальных преобразований, настоятельно необходимо переосмысление диаконии. Это учитывают и катехетика, и христианское просвещение, которые начинают с призыва к обновлению человека внутри Церкви, полагающей себя на служение всему человечеству. В этом отношении катехетика и христианское просвещение неизбежно призваны к глубокому проникновению в современную социальную реальность.

Параллельно с этим и катехетика, и христианское просвещение отвечают современным притязаниям человека и соотносят Благую весть с нынешней реальностью. В результате, они сталкиваются с всей сложностью таких современных проблем, как свобода, мир, социальная справедливость, уважение к жизни, политическая ответственность. Имея в своем основании православную веру и жизнь, катехетика и христианское просвещение дают оценку современной социальной действительности, отвечают чаяниям людей, возвещают Евангелие не отстраненно, но в новом - освобождающем и подлинном - свете. Оглашение и просвещение настоятельно призывают нового человека к совершенствованию. И кульминационным ожиданием каждого, которое коренится в желании любить и быть любимым, является вхождение в такую общность, где будет пространство для межличностной встречи.

свидетельство, архим. Феофан (Мада), церковь, Румыния, катехизация, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up