Пишут в блогах: "Румынию надо оглашать"

Mar 26, 2013 09:05


Claudiu Târziu. ”Nevoia de catehizare a României”.
31.08.2010. Перевод с румынского.

Небольшая зарисовка одного блогера, который метко описывает положение дел, характерное, увы, не только для Румынской православной церкви. О "невежестве паствы, которое порождает настоящих монстров", суеверных "приемчиках седой старины" и ультраправославных "камикадзе" пишет в своем блоге журналист, редактор изданий "Formula AS” и ”ROST” Клаудиу Тырзиу, главный организатор Конференции мирянских ассоциаций Румынской православной церкви (Conferinţa Asociaţiilor Laicatului Ortodox Român - C.A.L.O.R.) в 2008 году.

***
Румынию надо оглашать. Знаю, это звучит вызывающе. Все равно, как если бы доктор безжалостно объявил, что у тебя неизлечимая болезнь. Но если не знаешь причин своего недуга, то и не можешь его вылечить. Так что лучше услышать свой диагноз без обиняков. Особенно, если еще есть шанс. К счастью, у нашего народа еще есть такой шанс - возвращение к истинной вере. До тех пор не будем удивляться тем бедам, которые сыплются на нашу голову.


Бог так устроил, что в последние годы мне довелось вплотную заниматься вопросом о том, как и во что верят румыны. Я познакомился с сотнями общин, приходов и монастырей, со священниками, настоятелями и мирянами. Одним словом, с самыми разными людьми - от архиереев до самых простых верующих. Выводы оказались печальными. Если слишком много клириков оказываются просто политиканами, которые вертят верой, словно ключом к сундуку с приданым, то невежество паствы порождает настоящих монстров.

Румыны верят мало и впустую. По этой самой причине мы не ведем себя по-христиански. У людей нет жалости. Иначе наша страна, называемая «Садом Богородицы», не была бы «чемпионом» среди цивилизованных стран мира по числу абортов. У людей нет любви. Иначе не было бы столько преступлений, изнасилований, избиений в семьях и прочих зверств. Народ делает из людей идолов и способен к неутолимой ненависти, к отвратительным поступкам, едва переступив порог храма после литургии. И многие из самых "практикующих" православных либо культивируют целый букет языческих суеверий и обычаев, либо без разбору сочетают христианство с другими верованиями - от реинкарнации и гороскопов до инопланетян и йоги. Если задаешь им вопрос, как они могут одновременно верить и в православие, и в реинкарнацию, то на тебя смотрят с сочувствием и пускаются в самые немыслимые объяснения. А то и сразу парируют вопросом: "Почему же я не могу в это верить?". С другой стороны, как подтверждают данные недавнего опроса, немалое число  тех, которые называют себя православными, верят в рай, но при этом отрицают существование ада.

Один мой друг, священник-миссионер в больнице, насчитал десятки суеверий, в которые люди, находящиеся в пограничных ситуациях, верят сильнее, чем в учение Церкви. Да и мне самому удалось зафиксировать многочисленные "приемчики" из седой старины, происхождение и смысл которых не знают даже самые престарелые жители той или иной местности, но за которые держатся со всей серьезностью: «Это святое!». А священники взваливают таких немощных на свои плечи и терпят, если хотят сохранить паству.

Не думаю, что такая неразбериха царит только в неискушенных умах. Немало найдется "интеллектуалов", у которых и не такое в голове творится. Когда начинаешь развенчивать их ереси, ссылаясь на Священное Писание и Предание, на решения Вселенских соборов и писания отцов Церкви, то от тебя отмахиваются книгами вроде "Кода да Винчи". Одним словом, "интеллектуалы", которые признают существование Бога, считают бесполезным ходить в церковь и постыдным искать духовника, выступая в роли сторонников «непосредственных» отношений с божественным.

Тем не менее, есть и такие, кто в оправдание своим блужданиям сыпет цитатами в собственной интерпретации, упоминая как раз те сочинения, которые ты приводишь в свою защиту. Причем, эти люди, словоохотливые и улыбчивые, проделывают это с такой  ловкостью, как некоторые агитаторы-неопротестанты, что просто челюсть отвисает.

Наконец, наиболее опасными оказываются «зелоты» или ультраправославные - нетерпимые, агрессивные и с апломбом, смахивающим на пафос предвыборных акций. Даже если некоторые из них узнали, во что верят христиане, то они все равно пробуют на вкус только «кожуру» веры, но о самой ее «мякоти» придерживаются жестких и прямолинейных мнений. Любовь, смирение, надежда являются для них абстрактными понятиями, жить которыми они не видят необходимости. В общем, они подчиняют православие национализму и делятся на «церкви», каждая из которых называется себя по имени своего «духовника», более «крутого», чем прочие. Они преисполнены сознанием той миссии, которая, как им кажется, на них возложена, и видят врагов повсюду. Иерархия им кажется прихотью. Такие люди являются своего рода камикадзе православия, которые подрывают Церковь вместе с собой, заявляя, что жертвуют жизнью ради ее защиты.

Несомненно, в таком многоцветном православии не все так плохо. В отличие от других стран, называющих себя православными, таких, как Болгария, Сербия и Греция, у нас в храмах по воскресеньям полно народу. Несколько раз в году к мощам святых совершаются массовые паломничества. Люди освящают дома и автомобили. Почти все молодожены венчаются. Детей крестят.

При всем при этом, если спросить румын, во что они верят, то здесь тебя ожидает множество сюрпризов. Оглашение румынского народа представляется срочной необходимостью, о которой я еще напишу.

поиск веры, свидетельство, церковь, Румыния, катехизация, из переводов "в стол", социум

Previous post Next post
Up