онтологическое доказательство у Ансельма

Nov 06, 2007 15:10

Конечно, плохо, если основное богословие преподает человек, плохо ориентирующийся в философии, историческом контексте и всех вещах (то есть, в данном случае, я), но сейчас такова объективная реальность. Она дана в ощущениях.

Сегодня я рассказывал семинаристам "онтологическое доказательство". В частности - прочел отрывок из "Прослогиона" Ансельма ( ( Read more... )

образование, семинарское

Leave a comment

Comments 23

vaysburd November 6 2007, 12:34:22 UTC
Дык ясный пень, что никакое доказательство бытия Божия не есть доказательство в строгом смысле слова. Господь дает нам свободу в него не верить.

Reply

p_tzareff November 6 2007, 16:20:17 UTC
Пень, действительно, ясный.

Reply

serge_le November 6 2007, 20:33:52 UTC
А я вот не уверен. Особенно насчет онтологического аргумента.
Кусочег драки с атеистом одним на эту тему.
http://serge-le.livejournal.com/62730.html?thread=1251082&format=light#t1251082
Не фонтан, конечно, но это в качестве плана. А как математику Вам обязательно надо Курта Геделя посмотреть и полистать его аргумент и последить за полемикой вокруг него.

Reply

p_tzareff November 6 2007, 21:00:21 UTC
Насчет пня не сомневайтесь, а за ссылку спасибо. Поизучаю ужо.

Reply


ex_kosilova November 6 2007, 12:47:27 UTC
Честно говоря, мне не известно. Но я не специалист в античной философии. У неоплатоников могло быть. Вообще считается, что доказательство Ансельма совершенно оригинально и ни на что не похоже.
Вполне можно задать этот вопрос в ру-философии. Или plotiniana-tuga, tugodum, gignomai.

Reply

p_tzareff November 6 2007, 16:34:34 UTC
Ну, может, осмелюсь :) Спасибо за три ссылки на сообщества, название второго мне очень понравилось.

Reply

ex_kosilova November 6 2007, 16:36:55 UTC
нет, это не сообщества, это люди...

Reply

p_tzareff November 6 2007, 16:43:01 UTC
Тьфу, неправильно интерпретировал :) Должно быть, всё хорошие, достойные люди.

Reply


vorleser November 6 2007, 15:59:02 UTC
Не будучи специалистом в философии, все же дерзну предположить, что нечто схожее должно быть в Эннеадах Плотина. Ансельм все-таки опирается на Августина и "через него" - на неоплатоников, Плотина (кстати, про Плотина как "мстинного творца онтологического доказательства" писал С.Л. Франк).

"И если бытие правильно называется бытием, то ему нельзя то быть, то не быть. Так и в случае с белизною: белый цвет как таковой не может быть то бел, то не бел; а если бы белизна помимо бытия белым предполагала также и само бытие, то все белое существовало бы вечно; но белое имеет только белизну"

Reply

p_tzareff November 6 2007, 16:22:40 UTC
Попробуем заглянуть и к Плотину.

Reply

serge_le November 7 2007, 06:32:15 UTC
Родоначальником онтологического аргумента можно - действительно - считать Плотина, который сам, в свою очередь, при доказательстве бессмертия души опирается на платоновский «Федон», где бессмертие души постулируется через утверждение, что признак «жизни» присущ понятию души, как таковому. Плотин в «Эннеадах» развивает мысль о самоочевидности идеального или абсолютного. Немыслимо, полагает философ, чтобы все вещи обладали заимствованным извне бытием, жизнью, получаемой из какой-то иной инстанции - иначе мы имели бы регресс в бесконечность; в основе всего должна лежать некая первично и исконно-живая сущность, которая по определению неразрушима и бессмертна, ибо есть начало всяческой жизни в мировом бытии. Это - одна из древнейших форм космологического аргумента, однако в своих архаических формах аргументы не имеют «четких границ» и связь Плотина и мысли Ансельма налицо. Ансельм вышел на проблематику "Эннеад" через Августина.

Reply

p_tzareff November 8 2007, 22:50:28 UTC
Отче, а я вот всё страдаю из-за того, что не знаю, чем наполнить курс. В учебниках - либо апологетические вопросы, либо вообще не поймешь что, Осипов не годится... Общеметодологическое введение в богословие - вот что надо бы, но систематизированных материалов не хватает.

Reply


otgovorki November 6 2007, 17:32:22 UTC
(только тапком не кидайте) лет 7-8 назад была на уроке в эксп.школе, где 8 класс разбирал полемику Ансельма с Гаунилой, и позиция Ансельма была взята как раз этим фрагментом(? - могла имя переврать, через столько лет-то).
К Вашему вопросу - вроде бы обсуждалось там, что Ансельм как раз совершил некоторый прорыв, а позицию тех, кто как мыслил до него рапрезентировал Гаунила.
Если найду записи - появлюсь в течение пары дней, уточню, но боюсь что уже не выкопаю в своем архиве...

Reply

otgovorki November 6 2007, 17:33:16 UTC
переврать могла имя Гаунила, а не то, что фрагмент у Вас тот самый.

Reply

p_tzareff November 6 2007, 21:03:37 UTC
Его как-то по-разному транскрибируют.

Reply


a_tanj November 6 2007, 22:29:06 UTC
Студенты отрывок оценили? :-)

Reply

p_tzareff November 8 2007, 21:22:38 UTC
Я им еще из Декарта почитал...

Reply


Leave a comment

Up