онтологическое доказательство у Ансельма

Nov 06, 2007 15:10

Конечно, плохо, если основное богословие преподает человек, плохо ориентирующийся в философии, историческом контексте и всех вещах (то есть, в данном случае, я), но сейчас такова объективная реальность. Она дана в ощущениях.

Сегодня я рассказывал семинаристам "онтологическое доказательство". В частности - прочел отрывок из "Прослогиона" Ансельма ( ( Read more... )

образование, семинарское

Leave a comment

vorleser November 6 2007, 15:59:02 UTC
Не будучи специалистом в философии, все же дерзну предположить, что нечто схожее должно быть в Эннеадах Плотина. Ансельм все-таки опирается на Августина и "через него" - на неоплатоников, Плотина (кстати, про Плотина как "мстинного творца онтологического доказательства" писал С.Л. Франк).

"И если бытие правильно называется бытием, то ему нельзя то быть, то не быть. Так и в случае с белизною: белый цвет как таковой не может быть то бел, то не бел; а если бы белизна помимо бытия белым предполагала также и само бытие, то все белое существовало бы вечно; но белое имеет только белизну"

Reply

p_tzareff November 6 2007, 16:22:40 UTC
Попробуем заглянуть и к Плотину.

Reply

serge_le November 7 2007, 06:32:15 UTC
Родоначальником онтологического аргумента можно - действительно - считать Плотина, который сам, в свою очередь, при доказательстве бессмертия души опирается на платоновский «Федон», где бессмертие души постулируется через утверждение, что признак «жизни» присущ понятию души, как таковому. Плотин в «Эннеадах» развивает мысль о самоочевидности идеального или абсолютного. Немыслимо, полагает философ, чтобы все вещи обладали заимствованным извне бытием, жизнью, получаемой из какой-то иной инстанции - иначе мы имели бы регресс в бесконечность; в основе всего должна лежать некая первично и исконно-живая сущность, которая по определению неразрушима и бессмертна, ибо есть начало всяческой жизни в мировом бытии. Это - одна из древнейших форм космологического аргумента, однако в своих архаических формах аргументы не имеют «четких границ» и связь Плотина и мысли Ансельма налицо. Ансельм вышел на проблематику "Эннеад" через Августина.

Reply

p_tzareff November 8 2007, 22:50:28 UTC
Отче, а я вот всё страдаю из-за того, что не знаю, чем наполнить курс. В учебниках - либо апологетические вопросы, либо вообще не поймешь что, Осипов не годится... Общеметодологическое введение в богословие - вот что надо бы, но систематизированных материалов не хватает.

Reply

serge_le November 9 2007, 06:53:09 UTC
согласен.
Учебник Осипова годится только для духовных училищ, да и то...

Reply

p_tzareff November 14 2007, 22:08:53 UTC
Причем там не только в уровне дело, а в совершенно неадекватном подборе тем, оглавлении.

Reply


Leave a comment

Up