про этимологию

May 13, 2015 19:15


Всем спасибо, кто участвовал в обсуждении мудака. Я вынес для себя интересное, а кое-что вынесу из комментариев сюда. Придумал аналогию - по-моему, хорошую ( Read more... )

родной язык, cultura mentis

Leave a comment

Comments 29

makart May 13 2015, 16:36:49 UTC
трамвай на рельсах точно, если не списали

Reply

ket_golosov May 13 2015, 17:05:03 UTC
Вот! Значит даже не факт, что на рельсах! =)

Reply


alka_sh May 13 2015, 20:30:56 UTC
Это не совсем та задача.
Вопрос не в том, где трамвай, а в том, как найти портфель с ноутом-деньгами-ключами-документами, забытый позавчера в трамвае у вокзала в 16-00.

Reply

p_tzareff May 13 2015, 20:45:22 UTC
Да, так драматичнее. Только ноутбука там не было: документы были, а ноутбука не было.

Reply


klenina_lenka May 13 2015, 20:47:53 UTC

Так этимология приводит хоть к какому-то одному берегу, а значений бывает очень много, в т.ч. у нецензурных слов. Например, я очень удивилась в 15 лет, когда услышала от сверстницы про луковое печенье: "Их с молоком есть п**дато"(в смысле вкусно) Сколько людей, столько и значений)))

Reply

p_tzareff May 13 2015, 20:51:28 UTC
Интересно как-то вы вырулили к нецензурным словам.

Reply

klenina_lenka May 14 2015, 14:11:05 UTC

Так слово из обсуждения тоже вроде бы считается нецензурным.

Reply

p_tzareff May 14 2015, 14:43:11 UTC
Оно где-то посередине между цензурными и нецензурными. Но даже если б было и на 100% нецензурным - что с того? Я вообще не об этом.

Reply


(The comment has been removed)

p_tzareff May 14 2015, 05:17:58 UTC
Как это - "возрождать этимологию"?

Reply

(The comment has been removed)

p_tzareff May 14 2015, 10:42:31 UTC
Эта история в общих чертах понятна, хотя я бы слегка поправил ваше изложение (у вас пропущен исторический промежуток, когда стервами ругали вредных женщин - уже потом кому-то из них пришло в голову, что можно этим как бы гордиться). Но это лишь забавный эпизод, он к моим мыслям (которые в заглавном посте) не имеет отношения.

Reply


alka_sh May 14 2015, 08:10:31 UTC
А между тем как раз в данном случае этимология всё прекрасно объясняет. Вот там накидали разных признаков, и всё вполне в струю: тупой как баран, упёртый как ишак, агрессивный и самодовольный как козёл. Берём любой из этих признаков (или несколько в произвольных пропорциях) и добавляем к ним основной отличительный признак кастрированного животного - бесплодность. Мудак всегда бесплоден. Мудацкие поступки бессмысленны и бесполезны. Они никому не приносят выгоды. В том числе и самому мудаку, что бы он по этому поводу не думал. В этом отличие мудака от гада, мерзавца, подлеца, жмота и тд ( ... )

Reply

p_tzareff May 14 2015, 08:14:29 UTC
Про мудака интересно, но этимология здесь не объясняет, а только позволяет подогнать под ответ. Кстати, я хотел об этом написать в посте (что люди часто путают объяснение и подгонку под ответ), но поленился.

Reply

alka_sh May 14 2015, 09:02:44 UTC
Вот! С первого класса меня училки гнобили за то, что, прикинув в уме, писала в задачках сразу же ответ, а подробно расписывать лень было. Всё было исчёркано красной ручкой: "Где решение?!!"

Ну так и здесь. Этимология - это условия задачи (чем они полнее, тем точнее выражена область ответа). А методичным решением (смыслами и их изменениями) занимается семантика. Ведь смыслы слов тоже изменяются не как попало, а вполне "по рельсам".
В случае с мудаком - это банальная метафора, то есть перенос смысла по сходству качеств. Правда, тут дело усугубляется тем, что нынешние горожане не очень-то представляют, каковы свойства кастрированного скота. Так что с одной стороны, семантический (смысловой) объём слова расширяется за счёт метафоризации, а с другой - сужается за счёт архаизации первоначального значения.
Как-то так)))

Reply

p_tzareff May 14 2015, 10:44:50 UTC
>> Этимология - это условия задачи

Вот уже это неверно. Этимология (конкретного слова) - это только начальные условия. По одним начальным условиям задачу не решишь. Собственно, я зачем пример-то с трамваем приводил?

Reply


Leave a comment

Up