Где рождество, там и святки. Двенадцать дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Этот праздник - яркое свидетельство смещения языческих и христианских обрядов в нашей истории.
Русские праздники - всегда были удивительным сочетанием душевного подъема с простыми застольными удовольствиями. Просто угощенье всегда рассматривалось нашими предками как непременная часть любого торжества. И заглянув в седую старину, мы порой встретим на удивление близкие нам сегодня картины. Вместе с Ольгой Сюткиной в нашей очередной статье для The Moscow Times рассказываем о том, как отмечали этот праздник давно и совсем недавно:
«Охоч до праздников русский народ, и в эти две недели от Рождества вплоть до Крещения никто уже не возьмется ни за какую работу. Для большинства людей пришли колядки - блины да ладки (оладьи)», - наступала пора взаимных угощений, веселья и радости.
Если с чем и согласится в этой цитате из книги 1899 года наш современник, так это насчет работы. Похоже, что многословные споры министров и депутатов, - много это или мало 10 дней новогодних праздников, - давным-давно были решены нашими предками. Традиция длительного неторопливого празднования и взаимного угощенья на Рождество была на Руси незыблема. Вот как описывал старинное русское хлебосольство историк Александр Терещенко (1846 год): «Хозяин с радостию принимал гостя, не скупился перед ним. Самым величайшим упреком было, кто скажет: ты забыл мой хлеб-соль».
Начиная с 1700 года благодаря указу Петра I (решившего ввести в России юлианский календарь) Рождество фактически слилось с празднованием Нового года. «Колядки», «колядовать» - это, конечно, еще языческий обычай. Но на памяти современных людей колядки - это рождественские песни, это стучащиеся в дверь дети, надеющиеся получить конфеты и сладости.
Впрочем, не спешите. Не все так просто. Колядки - это еще и очень яркое кушанье, издавна выпекаемое к празднику. Сегодня оно почти забыто, но еще 200-300 лет назад его знали все. «Колядки», «калитки» - род пирожков из пресного ржаного теста.
Святки - время гаданий. Молодые девушки собирались у кого-нибудь в доме, гадая о будущем суженом. Хозяева угощали красавиц такими пирожками-колядками. И между делом сами просили погадать на свое будущее. Ведь, всем так хочется верить в прекрасную сказку.
Но сказка не всегда была радостной. Советская власть изначально недолюбливала эти обряды, отвлекающие трудящихся от строительства социализма. Особенно же спецслужбы заинтересовались «колядниками» в 1960-х годах. В докладе КГБ Украины руководителю республиканской Компартии Петру Шелесту отмечалось, что эта традиция стала носить «провокационный характер».
В народе же отношение к ним было другое. «На Новый год мы пошли на железнодорожный вокзал, -
вспоминала одна из участниц тех колядок. - А там из Закарпатья люди переезжали, на полу там спят - то была очень волнующая картина. Начинаем колядовать, и вот люди еще не просыпаются (особенно женщины), еще глаза закрыты, а слезы по щекам текут. Много было таких волнующих моментов».
Ну, разве КГБ мог допустить какие-то слезы во время всенародного праздника?
«С целью своевременного получения данных о возможных враждебных намерениях со стороны колядников по инициаторам сборищ было установлено оперативное наблюдение и организован контроль их телефонных разговоров». Это цитата из опубликованного в Украине письма Председателя республиканского КГБ в ЦК Компартии Украины.
В местах возможных сборов колядников и у новогодней елки на площади Ленинского комсомола выставлялись усиленные наряды милиции и дружинников. «В результате принятых мер активные колядники отказались от организации больших сборищ и выхода на улицы Киева в маскарадных костюмах». Впрочем, отдельная группа таки «провела колядки по заранее подобранными адресам».
Кстати, не нужно думать, что это лишь в Киеве кгб-шники героически боролись с новогодней традицией. Просто Украина открыла все эти чекистские архивы, а в России они по-прежнему тайна от народа за семью печатями.
Та давняя история - лишь воспоминание о тяге людей к своему прошлому, традициям и культуре. И подавая сегодня гостям колядки, вы можете смело сказать: эти пирожки разрушили советскую власть. По крайней мере, КГБ в это свято верил.
Колядки
На 20 штук
Тесто
300 г кефира
50 г воды
6 г соли
500 г ржаной муки
100 г растопленного сливочного масла для смазывания горячих пирожков
Картофельная начинка
1 кг картофеля
10 г соли
100 г молока 3,2%
150 г сметаны 25% жирности
2 яйца
70 г сливочного масла
1. Картофель отварить в мундире до готовности. Очистить.
2. Горячий картофель растолочь, добавить сметану, молоко, масло и яйцо.
Намазка (на картошку)
150 г сметаны
2 г соли
1 яйцо
1. В миске взбить яйцо с солью.
2. Добавить сметану и перемешать до однородности.
1. В миску налить кефир, воду, положить соль и перемешать. Затем добавить ржаную муку и замесить крепкое тесто, слегка липнущее к рукам.
2. Тесто накрыть и дать отлежаться 30 минут, а тем временем подготовить начинку.
3. Тесто разделить на кусочки по 50 граммов, выкатать тончайшие лепешки круглой или овальной формы.
4. Выложить начинку (50 граммов) на каждую лепешку. Равномерно распределить ее, отступая от краев 1 см. Согнуть края по окружности, слегка вдавливая в начинку, образуя таким образом складки.
5. Смазать начинку сметанно-яичной намазкой и поставить пирожки в уже разогретую до температуры 180-200 градусов духовку на 15 минут.
6. Горячие заготовки достать из печи и тут же смазать растопленным сливочным маслом.