Перед нами - одна из самых красивых церквей, построенных ганзейскими купцами в Германии. Находится она на Старом рынке (Alter Markt) балтийского города Штральзунда. В Средние века, завидев башни Святого Николая - родной Nikolaikirche, ганзейские купцы знали, что они уже почти дома после трудного и опасного пути из Великого Новгорода, Риги, Лондона, Бергена или от берегов острова Готланд.
Ганзейские торговцы часто посвящали свои церкви Святому Николаю - чудотворцу, воскресившему моряка, сорвавшегося с мачты, покровителю мореплавателей и купцов. Именно к нему они возносили свои молитвы в моменты опасности, в шторм, при угрозе кораблекрушения. Мы же во многом обязаны именно им - иностранным путешественникам - в описании русской средневековой жизни. Так уж получилось, что совсем не много у нас собственных источников о русском быте до XV века.
Штральзунд был основан в 1234 году. Эту дату, как отмечают здешние экскурсоводы, очень легко запомнить: раз, два, три, четыре… Новые торговые поселения на балтийском побережье в те времена развивались очень быстро. Этот город вырос на пустом месте всего за два-три десятилетия. Первое письменное упоминание церкви Николая Чудотворца, памятника кирпичной готики, датировано 1276 годом.
Среди фресок над боковыми арками центрального нефа особое внимание привлекает изображение, похожее на иллюстрацию к сказке о путешествии Нильса с дикими гусями (см.первую иллюстрацию). Судя по всему, ганзейские купцы услышали эту легенду во время одного из путешествий в Скандинавию, куда они ездили за рыбой. Вяленую рыбу они привозили из норвежского города Бергена, соленую - со шведского острова Готланд.
Nowgorodfahrer, то есть ездоки в Великий Новгород - так называли купцов, ходивших с караванами из немецких земель в контору Ганзы в далеком русском княжестве. В Штральзунде они были объединены в Братстве Святой Анны. Эта торговая гильдия была одной из самых богатых в городе. Оборотную сторону своего алтаря купцы украсили изображениями на новгородские сюжеты, выполненными в 1360-1370 годах.
Купцы этой гильдии торговали не только с Великим Новгородом. На их пути находилась Рига, о чем напоминает одно из современных названий этого произведения ганзейской эпохи - Rigafahrergestühl. Оно используется наравне с названиями Nowgorodfahrergestühl и Russlandfahrergestühl. Уникальным этот алтарь, вернее - дошедшие до нас его резные дубовые доски, делает не только обращение к светским сюжетам…
Алтарь Братства Святой Анны пропал в годы Реформации, но четыре резные доски, каждая размером примерно метр на метр, чудом уцелели. Несколько веков они находились в храме, не привлекая к себе особого внимания. Их культурно-историческую ценность распознали в 1884 году. Где еще можно увидеть сцены повседневной жизни в Великом Новгороде - свидетельства связей между немецкой Ганзой и Русью?
Основными товарами, которые везли из Великого Новгорода немецкие купцы, была пушнина и пчелиный воск. Поэтому на двух досках изображены русские охотники, добывающие белок и соболей, правда, почему-то летом, а не зимой. Скорее всего, создатель резных рельефов работал в Штральзунде со слов и по описаниям. На третьей доске - лесные пасеки, а на четвертой - заключение сделок между русскими и немцами.
(по материалам радио DW)