Итак, санкции EС, введенные прошлым летом против России из-за ее действий в Украине, продлили на полгода. Наши власти также продлили ответный запрет на ввоз некоторых продуктов из стран Запада. Кстати, скоро год как действуют эти взаимные ограничения. Почувствовали ли британцы их эффект на себе? - Главным образом в передачах российского телевидения. То же сокращение экспорта в Россию, которое действительно произошло (к примеру, виски), объясняется падением нашего собственного спроса за счет резкого снижения доходов самих россиян.
"Мы приложили большие усилия, чтобы продать рыбу на другие рынки, прежде всего - на Дальний Восток, в Западную Африку, а также в Западную Европу. И мы продали на эти рынки большую часть рыбы, которая предназначалась России", - рассказывает Синклер Бэнкс, руководитель компании Lunar Freezing, которая базируется в Питерхеде, это на северо-востоке Шотландии.- Компания BBC провела небольшое
исследование о влиянии российских санкций на экономику Великобритании.
В 2000-х годах Lunar Freezing начала поставлять в Россию атлантическую скумбрию, сельдь и путассу. С введением почти год назад, в июле 2014 года, санкций против России, а потом и ее ответного эмбарго, компания потеряла рынок, куда экспортировала 16% своей рыбы.
Часть этой рыбы раньше экспортировали в Россию
Головная боль для менеджмента
По словам британских экспертов, Lunar Freezing - одна из немногих компаний Соединенного Королевства, на которых отразились санкции и продуктовое эмбарго.
"Я бы сказал, что британская экономика не сильно пострадала в результате санкций против России", - считает Джон Лаф, сотрудник Королевского института международных отношений в Лондоне - Чатэм-хаус.
То же самое эксперт говорит и об ответном запрете России на поставки продуктов из стран Евросоюза: "Я думаю, что британские компании не экспортировали большое количество товаров на российский рынок. Есть отдельные случаи, но я не думаю, что это существенный фактор".
Сам Синклер Бэнкс также признает, что его сотрудники не почувствовали на себе влияние ограничений: ни на зарплате, ни на количестве рабочих мест это не отразилось. Это, скорее, стало головной болью для менеджмента. "Мы, как компания, несем ответственность за продажу рыбы на другие рынки, и люди, участвующие в производстве, совершенно не пострадали. У нас не обсуждают эту ситуацию. Это геополитические обстоятельства, которые мы не понимаем. … Пускай этим занимаются политики", - рассказывает глава Lunar Freezing.
Среди пострадавших от санкций и эмбарго в Британии не только производители рыбы, но и, например, нефтедобывающие компании.
Сразу после введения санкций и эмбарго летом 2014 года убытки прогнозировали производители молочных продуктов. По данным неправительственной организации AHDB Dairy, объединяющей британских молочников, британский экспорт сыра, масла и сухого молока в Россию не превышал 0,7% всего экспорта по каждому из продуктов.
Экспорт молочной продукции из Британии в Россию до санкций и эмбарго (2013)
Но, вопреки прогнозам, по данным, опубликованным в июне, в январе-апреле 2015 года экспорт британских сыра и масла вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Проблемы, есть, но и консенсус тоже?
Российский рынок, потерянный для британской Lunar Freezing, "захватили" Исландия, Фарерские острова и Гренландия. А британской компании пришлось искать новые рынки сбыта.
"Дальний Восток, Западная Африка стали для нас лучшими рынками. Но мы все еще испытываем трудности с тем, чтобы продавать объёмы, которые покупала Россия", - рассказывает Бэнкс.
Тем не менее, по словам эксперта Королевского института международных отношений, в британском обществе сложился консенсус по "российскому вопросу".
"Есть единая более-менее позиция в том, что британцы не соглашаются с позицией России по Украине, осуждают поведение России на периферии, в странах СНГ, и считают, что это создает проблемы для безопасности Европы, и что нужно действовать", - считает Джон Лаф.
"Я даже не задумывалась об этом… Нет, меня лично они (санкции - Ред.) абсолютно не затронули. … Это никак не повлияло на мою жизнь, и я не знаю никого, кого бы это затронуло", - рассказывает жительница Лондона Патрисия.
"Это как-то совсем не обсуждается, даже в СМИ. … Я даже как-то особенно и не слышал об этом", - признается Тоти, он - итальянец, но живет и работает в Лондоне.
По словам Лафа, Британию уберегло от потерь то, что у этой страны исторически не было сильных экономических связей с Россией.
Не только санкции
Шотландский виски, в отличии от многих других продуктов, российское эмбарго не затронуло, но, как оказалось, эта отрасль пострадала и без санкций.
По данным Ассоциации производителей шотландского виски, прямой экспорт этого напитка в Россию в прошлом году упал на 93%.
Эксперты ассоциации объясняют этот обвал общими экономическими проблемами (в частности и из-за санкций, но опосредованно) и политической нестабильностью.
И хотя падение экспорта в Россию в процентах выглядит впечатляюще, ситуация немного меняется, если посмотреть, какую часть общего экспорта составляли поставки в Россию: речь идет о 1,8 млн фунтов из общего экспорта в 3,95 млрд фунтов в 2014 году.
Впрочем, производители виски, особенно, если речь идет о дорогом односолодовом продукте, не живут одним или даже несколькими годами.
Этой винокурне в Шотландии чуть меньше, чем 200 лет.
С такой многолетней историей год санкций кажется мелочью
С прицелом на десятилетия
Алан Макконнехи руководит винокурней GlenDronach в Шотландии, виски тут с перерывами производится уже почти 200 лет. В 2008 году винокурню выкупила BenRiach Distillery Company Limited, которой принадлежат еще две винокурни в Спейсайде. В этой части Шотландии находится самое больше количество предприятий, где производится односолодовый виски. И почти все из них имеют давнюю и богатую историю.
Политические и экономические потрясения не очень сильно влияют на GlenDronach: тут до сих пор работают механизмы, созданные в начале ХХ века, а виски, который изготавливается сегодня, попадет к своему потребителю не раньше, чем через несколько лет.
"В Восточной Европе это - Россия, Польша, некоторые балтийские страны - тоже хорошие клиенты. Мы работаем почти с каждым восточноевропейским рынком", - рассказывает Макконнехи.
По его словам продажи в Россию в последнее время возрастают, но речь идет не о массовом рынке, а о любителях более дорого напитка.
Почувствовали ли тут эффект санкций и экономических проблем?
"И да, и нет. Может, вы это почувствуете через год, а потом будет снова рост. Виски, который мы делаем сейчас, не попадет в продажу до 2019, 2020, 2030 или даже 2040 года. Возможно, сейчас есть сокращение российского рынка из-за экономического климата, но потом снова будет рост. Как и на Дальнем Востоке, и в Японии", - рассказывает Макконнехи.
Производители шотландского виски подчеркивают:
они ориентируются только на долгосрочную перспективу
В пределах 1,5%
Не очень существенные потери от санкций подтверждает и статистика. По данным Бюро национальной статистики, британский экспорт в России сократился с 5,2 млрд фунтов в 2013 до 4,098 млрд фунтов в 2014. При этом в процентном соотношении сокращение выглядит не очень впечатляюще: с 1,7% до 1,4%. Российский рынок в рейтинге 50 самых больших экспортных рынков для Британии опустился с 16-й на 17-ю позицию. При этом, судя по статистическим данным, британский экспорт в Россию начал сокращаться еще до кризиса, вызванного действиями России на Украине.
Так, если в 2012 году Россия была 12-й среди британских экспортных рынков (1,9%; 5,588 млрд фунтов), то уже через год стала 16-й. Но есть и непрямые, но положительные последствия санкций и эмбарго для Британии.
Например, как говорит сотрудник Королевского института международных отношений Джон Лаф, из-за оттока капитала из России: "Часть этой суммы попадает в Лондон, в Великобританию, безусловно… Поэтому наверняка наши банкиры, риелторы, адвокаты, юридические компании на этом зарабатывают".