[Гексодром] [Гибкая палуба. Часть 1] [Проволочный авианосец]Канадец Edward R. Armstrong (1880-1955) переехал в США на рубеже веков. С начала 10х инженера Армстронга обуяла идея создания "моредромов" (seadrome), цепи плавающих платформ-аэродромов соединяющих Европу и Америку В те далекие времена дальность полета самолетов была мала и без дозаправки перелететь через Атлантику на собственных запасах топлива да еще с пассажирами или иным грузом на борту было нереально.
Армстронг последовательно развивает свою идею: в 1915 завершает первый проект морского аэродрома, в 1922 строит масштабную модель, в 1924 бросает свою работу начальником конструкторского отдела завода корпорации DuPont (до работы на нее Армстронг служил, а может быть и был нанят ВМС США) и сосредотачивается на своем детище. В 1926 создает Armstrong Seadrome Development Company, в этом же году проводит испытания модели в гидродинамическом бассейне, модель устойчива при эквиваленте 12метровых волн. В 1927ом о гидроаэродроме появляется первая заметка в прессе, пишут о "сидроме" и в последующие годы. В журнале Time за 1929 год изобретение описывается как платформа длиной 365м (1200 футов), шириной 61м (200 футов). Она поддерживается на высоте в 24 м над уровнем моря цилиндрическими колоннами-трубами, оканчивающимися на глубине 48м большими погруженными поплавками. На платформе расположен отель с рестораном и баром, ангары и склады, пост метеослужбы, госпиталь и маяк. Вся конструкция цельнометаллическая. Дрейфу препятствуют огромные полусферические якоря, закрепленные на стальном тросе. Первая платформа должна быть установлена между Нью-Йорком и Бермудами уже в туристический сезон 1930-1931гг, следующий этап - восемь "моредромов" на расстоянии 600км (375миль) друг от друга между 35-й и 40-й параллелями, между Лонг-Айлендом и Плимутом. Путь на аэроплане между Великобританией и США с помощью плавающих аэродромов займет 20 часов. Для своих детищ Армстронг выбрал имя "Ленгли" в честь
Самуэля Ленгли.
В 1929 компании-гиганты GM и DuPont обещают для Armstrong Seadrome внушительную сумму в 750 тысяч долларов, сделано это было совсем незадолго до начала Великой Депрессии. Что стало с этой суммой - непонятно, в 1933 Армстронг просит у федерального правительства нескромные 30млн долларов для производства пяти платформ, к 1945 году он клятвенно обещает "отбить бабки". На этот раз платформы расположены между США и Испанией, захватывают на пути Азорские острова. Трансатлантический перелет займет по этому маршруту 18-36 часов. К этому времени моредромы уже не актуальны - становится ясно что регулярные перелеты между континентами дело ближайшего будущего.
Последний раз Армстронг напоминает о "сидроме" правительству США в 1943 году.
В 40ее Армстронг переключается на другую тему - он проектирует плавающие буровые платформы в сотрудничестве с DuPont и Sun Ship Building, принадлежащей Sun Oil, где применяет опробованный принцип полупогруженной конструкции. В этой области изобретение американоканадца оказалось востребованным и оно используется до сих пор.
1. Армстронг смотрит на вас как... В общем удачное фото!
Испытания макета.
2.
3.
4. Этот макет явно побольше размером
Изображения моредрома в популярных изданиях 30х годов.
5.
6.
7.
8.
Изображения из патентов.
9. US 1511153 A, 1922 год
10.
11. US 1892125 A, 1930 год.
Источники: en.wikipedia.org, longstreet.typepad.com,...