Черновые отрывки из новой книги (названия пока нет). Глава 2. "Нас всех учили понемногу..." Ч.28.

Jun 13, 2024 12:41


А если бы Надежда Константиновна дожила до создания при РОНО учебно-производственных комбинатов, то она от Сталина потребовала бы присоединить к расстрелянным троцкистам и чиновников-педагогов. Крупская и по поводу попыток внедрить в школы обучение профессиям высказывалась с возмущением, при ее жизни это было пресечено.

Но когда на 22-м съезде КПСС объявили, что советская школа стала политехнической, наконец-то, то расцвело пышным цветом. У нас, в Хороле, тоже был УПК (учебно-производственный комбинат), нас там на трактористов учили, а девчонок на операторов машинного-доения. Учеников СШ №1. А в Хороле была еще СШ№2, гарнизонная, в этом же УПК детей военных учили на шоферов, пацанов, а девчонок на швей-мотористок.

Зачем это обучение нужно было? Я как-то об этом писал уже в блоге и некоторые мои ровесники высказались, что я зря критикую, оно полезно им было, они там что-то получили в плане развития. Наверно, могли с поля колхозный трактор угнать. Какой-то другой пользы я придумать не могу.

9 класс! Кто пошел продолжать учиться в 9-10-м классе, планируя стать трактористом или дояркой? Кто ими стал? Из моего класса - никто. 0 человек. Зато девчонки научились разбирать-собирать доильный аппарат. И ходили один день в неделю на ферму, посмотреть на коров в навозе до самых рогов. Увидеть труд доярок. Ладно, учите чему хотите. Но когда учите - учите на примерах положительных, а не на реальности сельского хозяйства в совхозах. Кстати, учебное хозяйство при Приморском сельскохозяйственном институте - это тоже потом будет…

А после 9-го класса - летняя практика в летнем трудовом лагере. На три недели, если точно помню. Мы уже тогда без отца жили, лето, дома в хозяйстве полно работы, огород, скотина, что-то подремонтировать, матери тяжело, а ты - на практику. Капусту и огурцы на совхозном поле пропалывать. Дома капусты и огурцов на огороде нет?

Некоторые мои читатели пишут, что им там платили какие-то деньги. Может быть, может быть… Но, подозреваю, это обычные фантазии о счастливом прошлом. Нам ничего не платили, да еще учителя, которые там с нами были, орали каждый день, что мы и стоимость своего питания не отрабатываем. А мы просили вас нас на эту практику отправлять?

Производительность была высокая, конечно. В кавычках - высокая. Вот мне, например, и Ленке Коваль гавкаться с учителями лишний раз не было необходимости, нам нужны были хорошие аттестаты для поступления в институте. Но из 28 человек класса планировали поступление 5 человек: Ленка Коваль, Любка Хитрук, Сашка Никоненко, Андрей Рожков и я. Остальные - человека три-четыре техникумы, в которые нужны были такие же аттестаты, как и в ПТУ, за исключением считанных по пальцам техникумов. Вы этих ребят какими карами и репрессиями заставите на летней жаре в процессе нелегкого ручного труда выполнять норму выработки? Ребят, уже отученных вашей школой от всякого упорного труда, о чем тоже дальше будет?

Поэтому два рядка прополотой капусты, норма выработки, это делали считанные единицы ребят из всего лагеря, остальных заставить было невозможно. Недельку учителя поорали на поле, а потом и сами смирились. Бесполезно.

С городскими школьниками поступали еще циничнее. Снова процитирую Крупскую:

«С городскими ребятами гораздо труднее. Но, во-первых, городские школы, как правило, должны на лето переезжать в деревню».

Ну, если Надежда Константиновна так написала, то городские школы на лето в деревню и переезжали. Если бы Крупская узнала, для чего они туда переезжали, то и учителей городских школ призвала бы судить, как троцкистов и вредителей...

Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582

Previous post Next post
Up