Черновые отрывки из новой книги (названия пока нет). Глава 2. "Нас всех учили понемногу..." Ч.29.

Jun 13, 2024 21:31


Думало ли Советское правительство о том, что происходит со школой? Или одна Надежда Константиновна била тревогу? И думало, и тревожилось. Другое дело, что время было такое, что на первый план выходило - дать всем образование, среднее, по возможности. И - кадры решают всё, со смертью Крупской некому было в правительстве решать проблему перевода школы на политехническое обучение. Эту проблему отложили до лучших времен, а на носу война была…

В последней четверти 9-го класса у нас случилось происшествие со скандалом, после которого отношения учителей ко мне несколько улучшились, до этого было реально тяжеловато. Справедливости ради, я и сам старался в плане чтобы вызвать к себе учительскую неприязнь. Например, некоторые учителя имели обыкновение опаздывать на уроки. 5 минут опоздания и нашего класса уже не было в школе, мы уже по селу бродили. Хороль - большое село, есть где побродить. Я уводил класс. Если отличник смотрит на часы, отсчитывает 5 минут и кричит: «Пацаны, урока не будет, училка не пришла» - весь класс уйдет за ним.

Когда это дошло до директора, меня вызвали на педсовет. Нет, не исключать собирались, ничего страшного, директор хотел разобраться, почему я срываю уроки. Вроде бы пацан старается учиться, полный дневник «пятерок», и, одновременно, такое. На педсовете я набрался наглости заявить, что дисциплина для всех, если я, например, опоздаю на урок на 5 минут, то меня и в класс не пустят.

- Справедливо, - сказал Борис Николаевич и меня отпустили. Никаких разборок больше не было. Но учительской приязни ко мне это не добавило, разумеется.

Наша «классная» Валентина Константиновна Колмыкова вела у нас русский язык и литературу. Класс считал, что нам с учителем не повезло, в других классах другие учителя не были настолько требовательными. Все хотели, само собой, чтобы было как в других классах. Напряжение между классом и Валентиной Константиновной всё росло и росло. И еще это напряжение стимулировалось тем, что сами хорольские «хорошисты», ребята, успевающие на 4 и 5, были недовольны нашей «классной», впрочем, с них всё и началось.

Однажды на уроке, когда выяснилось, что весь класс к нему не готов, так никто и не прочитал заданную для чтения дома какую-то книгу, Валентина Константиновна сорвалась:

- Обломовы! Вы все - обломовы. Обломовщина! Вы ни на что в этой жизни не способны!

И т.д.. Дебилами и кретинами, как это делали в запальчивости другие учителя, она нас не называла, но слов обидных сказала много. Класс и восстал, оскорбленный в лучших чувствах. Первыми оскорбились Лена Коваль и Люба Хитрук, лучшие ученицы, на которых школа возлагала большие надежды, за ними подтянулись другие. Началась перепалка, недоросли обвинили Валентину Константиновну в предвзятости и вообще во всех смертных грехах, заявили, что не хотят, чтобы она нас учила. И класс ушел с урока. Теперь это не я урок сорвал. Весь класс ушел, один я остался сидеть за своей партой в третьем ряду от доски.

- Балаев, а ты чего остался? - спросила меня Валентина Константиновна.

- А у меня нет претензий. И то, что вы задавали, я уже несколько лет назад прочитал.

Если честно, то мне было как-то всё-равно на Валентину Константиновну, мне эта ситуация не нравилась в том плане, что заводилы скандала пользовались теплым отношением тех учителей, с которыми у меня были сложные отношения, особенно сложные, а вот Колмыкова ко всем относилась ровно, она их не выделяла. Из вредности я остался. Валентина Константиновна со слезами на глазах убежала из класса, я в одиночестве тоже сидеть в нем не собирался, вышел в коридор, а там все мои одноклассники и мне инициаторы конфликта предъявили измену и предательство, объявили бойкот. Все остальные поддержали. Второй раз за учебный год мне класс объявлял бойкот. Первый раз, когда я в контрольной по математике допустил ошибку. Примеры и задачи для контрольных давались на два варианта. Я быстро решал свой вариант, переписывал на отдельный лист решения и бросал скомканный листок пацанам, они переписывали. Потом меня стали просить и второй вариант дать списать. Я решал и второй вариант. Чтобы не было заметно, что контрольная списана, ребята переписывали у меня с ошибками, в одной-двух задачах, получали свои не 5, а 4 или 3 и всё оставалось шито-крыто. А тут я по невнимательности допустил ошибку, к ней они добавили свои и полкласса отхватили «двойки». Тогда был первый бойкот. До следующей контрольной, я на ней никому списать не дал и почти весь класс, за исключением нескольких человек, получил «двойки». А были еще контрольные по химии и физике. Бойкот был прекращен. И тут - новый. Мне даже интересно было, сколько он продлится. Впрочем, мои друзья, хулиганский актив класса, если так можно выразиться, плевали на бойкот, который мне объявил «хорошистский» актив.

Пришли завуч и директор, загнали нас в класс и попробовали успокоить, погасить скандал. Не тут-то вам там! Ишь чего захотели?! Подавайте нам новую училку литературы! Эту не хотим! И новую «классную»!

Психология. Теперь уже уперлись из страха, что Колмыкова будет мстить зачинщикам. Ага, «двойки» ни за что ставить.

А дома протестующие рассказали родителям, какая у нас плохая классная, обзывает учеников всякими словами и они не хотят, чтобы она их учила… Конфликт вылился за стены школы, родители пожаловались в роно. Районные чиновницы от образования подключились.

Собрали классное комсомольское собрание по инициативе роно, пришли две дамы оттуда, директор школы, завуч и Валентина Константиновна, конечно. Всем предлагали высказаться по поводу. Высказывались, что не хотят Валентину Константиновну, хотят другую училку. Я молчал и читал какую-то книгу под партой, по своему обыкновению. Мне было все-равно, в принципе, хоть эта училка, хоть другая.

Борис Николаевич спросил:

- А Балаев почему молчит?

- А что здесь говорить? - я встал. Ну и высказал, что некоторые привыкли к тому, что им учителя, своим любимцам, поблажки делают, а на литературе и русском языке такое не пролазит, вот и всё. И что Валентина Константиновна меня лично как учитель вполне устраивает. И если она будет преподавать не в нашем классе, если ей другой класс дадут, то прошу и меня перевести в этот другой класс. Ну и мои друзья поддержали меня. Хоть они и были двоечниками-троечниками.

Вы поняли, конечно, как разрешился этот конфликт, инициаторы получили своё «Как вам не стыдно?!», Колмыкова осталась нашей «классной». Меня еще какое-то время классные активисты бойкотировали, на что мне плевать было.

Но сейчас я бы очень хотел сказать Валентине Константиновне:

- Насчет обломовых вы абсолютно правы. Но сами себе по этому поводу никаких вопросов задать не хотите?..

Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582

Previous post Next post
Up