С разных сторон нахваливают сериал «Восьмидесятые» (в основном люди моложе 30 - то есть те, кто СССР слабо помнит), поэтому я скачал и посмотрел первую серию (а тут же сразу и нулевую промо-серию). Предлагаю небольшой и поверхностный разбор сериала «Восьмидесятые», который был недавно показан по каналу СТС.
Как я и предполагал, задача авторов сериала - не воссоздать то время, тех людей и те отношения, а сделать комедию «на фоне» и «по мотивам». Режиссёр фильма -
Фёдор Стуков, тот самый, который играл «мальчишек и девчонок» в «Ералаше», а также Тома Сойера (1981), Джима Хокинса («Остров сокровищ», 1982) и Иришку в шикарном фильме Никиты Михалкова «Родня»(1981) (да, когда-то Михалков был великолепным режиссёром и хорошим актёром).
Сейчас Фёдор уже взрослый, ему в этом году исполнится 40 лет, за плечами у него двадцать ролей в кино и на тв и девять режиссёрских работ, последняя - сериал «Восьмидесятые».
Не буду разбирать художественные достоинства и недостатки сериала - я не специалист, моё мнение субъективно и мало кому интересно. Ограничусь замечаниями по поводу достоверности предметного мира (вещей, одежды, цен), речи, и в некоторой степени - поведения персонажей.
0 серия. Промо
Эта серия по тв не показывали, она сделана специально для Интернет-аудитории. Хотя в ней появляются почти все основные персонажи (а также и те, кого мы в сериале не увидим - например, Михаил Ефремов и Александр Головин), сюжетно она никак не связана с сериалом. Её задача - привлечь внимание к новому сериалу. Сюжет динамичен, ситуации знакомы, антураж узнаваем - чего же более?
Царапнула только фраза «Что-то вы редко общаетесь» - это уже вторая половина 90-х. В 80-е люди встречались, чтобы посидеть, поговорить, выпить, но не для того, чтобы «общаться».
Персонажи
Ваня, главный герой (ГГ)
Мискастинг (ИМХО): по сюжету он второкурсник - ему 18 лет, а он в морщинах и лысина уже явственно просвечивает. Хотя исполнителю всего 22 года, он выглядит на все 30. Поэтому персонаж больше похож не на наивного советского юношу «только после школы», а на взрослого идиота. (ИМХО, разумеется).
Имя Иван - тоже не самое типичное. Покопавшись, узнал, что пик популярности этого имени пришёлся на 40-е, а в 70-х оно стало весьма редким - тогда родители называли Иванами лишь четырёх мальчиков из ста. Мой личный опыт тому подтверждение: с детского сада до окончания школы я не встретил ни одного человека с таким именем! За время учёбы в институте (1980-1985) я знал лишь одного Ивана (моего сокурсника). После окончания института познакомился ещё с одним Иваном. И всё!
Мода на русские имена вернулась лишь в 90-е, но эти дети выросли до студенческого возраста лишь сейчас, поэтому в наши дни это имя в молодёжной среде не кажется необычным. Но не в 86-м!
Сергей, друг ГГ.
Из обеспеченной семьи, вроде бы не стеснён в средствах. У него много хороших (т.е. дорогих) импортных вещей, он с лёгкостью дарит Ване наручные часы «Электроника» стоимостью в сотню рублей. Несмотря на это, денег у него нет. Вероятно, это представитель «золотой молодёжи», о которой я ничего не могу сказать, ибо в нашем техническом институте такой прослойки не наблюдал. Москвичи знают лучше, им слово.
Узнаваем Борис, сосед приятеля ГГ по общаге. Впрочем, такие во все времена были, есть и будут. Подозреваю, его ввели для того, чтобы он озвучивал анекдоты, которые составляли определённую часть культуры, впоследствии «убитую» Интернетом (в чём немалую роль сыграл Д. Вернер со своим сайтом anekdot.ru - зачем слушать пересказ анекдота, когда тысячи их (точнее, всего-то около 50 тысяч) можно прочитать на сайте).
В нулевой серии (сюжет которой практически никак не связан с сериалом) в роли сокурсника ГГ появляется Александр Головин, знакомый по «Ералашу» и фильму «Сволочи» (любителям СТС-овского мыла он известен по сериалу «Кадетство»). Выглядит соответственно времени: причёска-«пёрышки» (всё же более популярная в конце 70-х - начале 80-х), весь в варёной джинсе…
Инга, дочь торгового представителя Горьковского автозавода во Франции, с шести лет жившая в Париже, вдруг оказывается в советской Москве, в обычной общаге… Сразу возникает много вопросов, на которые нет ответов (так, создатели предпочли умолчать, в каком институте она училась на первом курсе. Вряд ли это был французский вуз. А если она училась в советском институте, то почему удивляется самым простым вещам вроде Истории КПСС :)). Но обойдём стороной эту (и другие) неувязки.
Инга - ключевой персонаж сериала. Девушка, приехавшая с «свободного Запада», с одной стороны, понятна и близка современному молодому зрителю, выросшему в условиях свободы и уже незнакомому с идеологическими (равно как и моральными) ограничениями обитателей СССР. Она играет своего рода роль делегата современности, связывая прошлое время и нынешнее. С другой стороны, своими естественными для современной молодёжи поступками и вопросами она (по замыслу создателей) должна подчеркнуть идиотизм и дурь некоторых сторон советского бытия.
Родители и родственники ГГ - персонажи комические, поэтому не стоит воспринимать их всерьёз, придурками их (особенно папашу) их сделали сценаристы СТС.
Не обольщаюсь насчёт качества актёрской игры в современных российских сериалах, поэтому промолчу, сделав лишь одно замечание: больше всего мне не понравилась игра брата ГГ и милиционера.
1 серия. Начало
Действие происходит в 1986 году (на стене в квартире ГГ висит календарь на 1986 год). Антураж на первый взгляд соответствует (мебель, обои, светильники, посуда и т.д.) Одежда, правда, немного смущает - слишком яркая для тех времён. Поскольку хорошие вещи достать было очень трудно, а покупать у спекулянтов - очень дорого, то обычно на человеке можно было увидеть только одну (редко - две) хорошие вещи. Например, джинсовая куртка «Lee», одетая на советскую рубашку в клеточку, из под которой видны брюки от школьного костюма, ещё ниже - ботинки какой-нибудь Ростовской обувной фабрики. Или - на ногах импортные кроссовки, а всё остальное - советское (штаны, болоньевая куртка, мохеровый шарф и «одноразовая» вытертая шапка-ушанка из крашеного кролика. Но сделаем поправку на то, что в Москве одевались получше.
Хотел похвалить создателей за точность - сначала показалось, что краны холодной и горячей воды разные. Водопроводные краны тогда были весьма ненадёжны, постоянно подтекали и ломались. Кусок резины для прокладок и пучок пакли всегда были наготове, пока я не заменил в начале 90 советские краны на итальянские рычажные, а в условиях дефицита на замену ставили что есть, а не то, что подходит по форме и цвету. Понимаю, что для выросших в условиях тотального изобилия это звучит дико, но именно так и было). \
Нажал паузу и увидел, что ручки смесителей одинаковые, белые, а вот переключатель кран/душ чёрный (даже на заводе-изготовителе в комплект ставили не то, что сочетается, а что было в наличии). И тут же заметил, что шланг у душа - современный, с пластиковым покрытием, тогда как в советское время был металлический ребристый «бронешланг» из витой спирали.
Сцена, когда 18-летний парень моется в ванне, а все домашние ходят мимо - неправдоподобна. Не хочу сказать, что такого не могло быть. Наша семья из пяти человек - бабушка, родители и мы с братом - жили в квартире с совмещённым санузлом, поэтому могу опираться на свой опыт. Приходилось совмещать мытьё и прочие нужды, поэтому занавески были обязательно. Даже в общагах занавески были. Поскольку все жили тесно и скученно (в коммуналках, отдельных квартирах, в общагах - неважно), то существовала определённая культура, чтобы один не мешал другому в столь стеснённых условиях. Так что сцена, скорее, характерна для нынешних вольных времён :)
В доме два мужика - а шпингалет (который, кстати, нормально на двери стоит) сделать некому? Не поверю! В условиях дефицита всего и при очень слабо развитой сфере услуг все вынуждены были уметь хоть что-то и как-то руками делать - потому что иначе никак. [Правда, из последующих серий становится понятно, что по воде сценаристов папаша главгероя, хотя и «фрезерует» что-то там на работе, на самом деле даже гвоздя забить - в буквальном смысле! - не умеет. Наверное, были такие, но большинство мужиков что-то делать умели. Поэтому представлять папашу как типичного работягу будет ошибкой.]
Сцена встречи друзей-второкурсников в общежитии накануне учебного года выглядит неправдоподобной. В сентябре студенты всех вузов (а также училищ и техникумов) ехали в колхозы и совхозы на картошку. Как мне рассказывали, в некоторых столичных вузах вчерашних абитуриентов в колхоз не отправляли, но у нас в АЛТИ (впоследствии АГТУ, сейчас входит в состав САФУ) отправляли даже перед первым курсом. В любом случае сериал начинается со второго курса, а значит, Ваня с Сергеем после каникул должны были встретиться на вокзале перед отправкой в колхоз, а не в общаге накануне занятий. На «картошке» студенты обычно проводили весь сентябрь, а иногда даже и задерживались, если не успевали убрать все назначенные им поля.
Журнал «Крокодил», который читает Борис, лёжа на кровати - фейк. Не помню я таких огромных полей, да и заголовок (узкие отдельно стоящие буквы) совершенно не похож - шрифт заголовка был массивнее раза в два. В изголовье кровати Бориса какие-то бумажки (шпоры?) приклеены чёрным (!) скотчем. Во-первых, скотч сам по себе был редкостью необычайной даже в столице, во-вторых, чёрного я никогда не видел в советские времена. А если это изолента - то она могла быть либо ПВХ (синяя), либо матерчатая (чёрно-серая). Впрочем, ни та, ни другая, не удержала бы бумажки, всё отвалилось бы (так как советская изолента прилипала плохо).
Это что заметил при просмотре первой серии. Сейчас скачаю вторую ;)