«Лапоть с оглоблями»
«Густав» из знаменитого семейства «Штук» был довольно необычным аппаратом, задуманным для того, чтобы расстреливать танки из зенитных орудий. Утратив способность пикировать, он сделался самым знаменитым среди всех «Юнкерсов» Ju 87 благодаря «танковым асам», которые на нём летали. Как появились на свет эти самолёты и как они выглядели?
Быстрое совершенствование бронетехники в годы Второй мировой привело к резкому увеличению численности танков с противоснарядным бронированием и сделало применение обычных бомб против них малоэффективным. Решением этой проблемы могло бы стать значительное увеличение наряда сил в противотанковых вылетах, но это означало сокращение ударов по другим целям. Оставалась только разработка новых типов авиационного вооружения, оптимизированных для борьбы с танками: ракет, мелких кумулятивных бомб или авиационных пушек повышенной мощности.
Время импровизаций
Упреждая возможные запросы со стороны военных, фирма «Юнкерс» в январе 1942 года предложила германскому министерству авиации оснастить свой знаменитый пикировщик парой крупнокалиберных пушек, чтобы получить «летающий истребитель танков» для восточного фронта. Поначалу идея понимания не нашла, но уже осенью того же года с приходом нового инспектора штурмовой и тяжёлой истребительной авиации знаменитого лётчика-штурмовика оберст-лейтенанта Отто Вайса (Otto Weiß) дело сдвинулось с мёртвой точки. В ноябре была заказана постройка первого прототипа противотанковой «Штуки». Первоначально её планировали вооружить 30-мм пушками MK 108, но затем их заменили на BK 3,7 - авиационный вариант 37-мм зенитки Flak 38.
Отстрел пушек у раннего Ju 87G-1
Прототип будущего «Густава» был создан путём переделки серийного пикировщика модификации Ju 87D-1, с которого демонтировали всё бомбардировочное оборудование и подвесили под плоскостями две пушечные гондолы. Каждое орудие с лафетом и боекомплектом весило более 400 кг, и самолёт летал как с постоянной бомбовой нагрузкой. Это не могло не сказаться на лётных характеристиках: максимальная скорость самолёта упала, посадочная, наоборот, возросла, манёвренность заметно ухудшилась. Пилотирование стало более сложным, а пикирование - вообще опасным. Зато полигонные испытания, проведённые в январе - феврале 1943 года, показали, что хорошо подготовленный лётчик способен не просто попадать по танку, но и поражать его в определённые точки. Выяснилось, что при атаке с планирования под углом 10-12° на высоте 50-100 метров бронебойные 37-мм снаряды пробивают верхнюю и кормовую броню любых советских танков, включая Т-34 и КВ.
Одновременно началось переоборудование первых 34 серийных пикировщиков Ju 87D-3 в противотанковые Ju 87G-1. С самолётов снимали курсовые пулемёты, подфюзеляжную трапецию, крыльевые бомбодержатели и тормозные щитки, но оставляли кронштейны и их крепления, сохраняя возможность при необходимости вернуть всё в исходный вид. Пушечные контейнеры были такими же, как на прототипе, только совсем небольшой боекомплект в шесть снарядов на ствол удвоили.
«Рабочий инструмент» Ju 87G-1-37-мм пушки BK 3,7
Прошедшие конверсию машины направлялись в новую авиачасть, получившую имя «Экспериментальная команда по борьбе с танками» (Versuchskommando für Panzerbekämpfung). Фактически это была штурмовая группа трёхэскадрильного состава, формальным командиром которой был оберст-лейтенант Вайс, но на деле всем распоряжался его заместитель - опытный пилот-пикировщик гауптман Ханс-Карл Штепп (Hans-Karl Stepp). Туда же поступили самолёты конкурирующих проектов: Hs 129B-2/R3 и Bf 110G-2/R1, вооружённые одной BK 3,7 в подфюзеляжной гондоле, и Ju 88P-1 с 75-мм противотанковой пушкой. Последний был, безусловно, самым разрушительным из штурмовиков, но по совокупности параметров лидировала всё же «Штука», поэтому неудивительно, что именно Ju 87 вскоре стал преобладающим типом в «Коммандо Вайс».
В начале марта 1943 года начались фронтовые испытания. 8 марта подразделение выполнило первый боевой вылет, а уже 18 марта был потерян первый «Густав», подбитый огнём с земли и совершивший аварийную посадку за линией фронта. Советские авиационные специалисты осмотрели сбитый самолёт и опознали в нём новую модификацию, но так и не смогли его эвакуировать, ограничившись снятием пушек и подробным допросом пленного лётчика. Днём позже ещё один самолёт был сбит в воздушном бою, но в целом, с немецкой точки зрения, применение самолётов было весьма успешным: за четыре недели на фронте под Брянском экипажам «Экспериментальной команды» засчитали уничтожение 116 советских танков.
Ju 87G-1 из состава Versuchskommando für Panzerbekämpfung, Брянск, апрель 1943 года
В конце апреля подразделение команды (вероятно, 2-я эскадрилья) было переброшено на Керченский полуостров, где противотанковые Ju 87G были использованы для охоты за многочисленными рыбачьими лодками и прочими мелкими плавсредствами, доставлявшими на плацдармы пополнения через плавни и лиманы дельты Кубани. Для этого в боекомплекте штурмовиков бронебойные снаряды заменили осколочно-фугасными. Всего с 1 мая по 3 июля экипажам «Густавов» засчитали уничтожение более сотни разных посудин.
Увеличение популяции
Тем временем период войсковых испытаний успешно завершился, Экспериментальную команду расформировали, а её эскадрильи распределили по строевым эскадрам. 1-я и 2-я эскадрильи, летавшие на Ju 87G, вошли в состав StG 1 и StG 2 под официальными названиями Panzerjägerstaffel/StG 1 и Panzerjägerstaffel/StG 2, и неофициальными номерами 10./StG 1 и 10./StG 2. 3-я эскадрилья на Bf 110 была передана в ZG 1, но через два месяца её расформировали, а самолёты передали в ПВО рейха. Для сравнения, в 1942-1943 годах было сформировано пять противотанковых эскадрилий на Hs 129B, но не той субмодификации, которую испытывала команда Вайса.
Ju 87G-1 в зимней окраске, несущий заводские коды и элементы быстрого опознавания Восточного фронта
«Густавы» из StG 1 базировались под Оршей и действовали на Смоленском направлении, а самолёты StG 2 были переброшены с Украины в Орёл и с первого дня участвовали в Курской битве. В этих боях была окончательно отработана тактика действий смешанных групп пикировщиков, подавлявших зенитные средства (если они были), и штурмовиков, заходивших в атаку на танки из глубины неприятельской территории, чтобы в случае поражения зенитками у подбитых машин было больше шансов дотянуть до линии фронта. Во избежание встречи с истребителями практиковался полёт к цели на малой высоте и действия в момент смены советских патрульных групп. Эти меры оказались действенными, и до весны 1944 года боевые потери Ju 87G были единичными - сколь-нибудь значительными они стали только летом-осенью того года. В августе - сентябре 1943-го обе эскадрильи воевали под Смоленском, а затем штурмовики StG 2 вернулись на Украину.
Осенью 1943 года командование вермахта потребовало удвоить число противотанковых «Штук» на фронте. Для восполнения потерь и формирования новых эскадрилий в производство была запущена серия в 209 экземпляров Ju 87G-2. Эта модификация была сделана на основе Ju 87D-5, уже не предназначавшегося для бомбометания с пикирования, и проходила переоборудование непосредственно на заводском конвейере. На части машин сохранялись и штатные для Ju 87D-5 крыльевые пушки MG 151/20, которые предполагалось использовать как пристрелочные, но обычно их всё же снимали. Самые поздние экземпляры комплектовались пламегасителями от модификации Ju 87D-8 и могли использоваться как ночные штурмовики.
Ju 87G-1 из состава Panzerjägerstaffel/StG 1, всё ещё несущий заводской код
Благодаря увеличенной площади крыла Ju 87G-2 стал чуть менее сложным в управлении, но кардинально ситуация не изменилась, и успешно применять «Густав» могли только наиболее опытные пилоты.
В октябре 1943 года прошла реорганизация ударной авиации, в ходе которой противотанковые эскадрильи StG 1 и StG 2 были переименованы в 10.(Pz)/SG 77 и 10.(Pz)/SG 2 соответственно.
10.(Pz)/SG 2 воевала на Украине, вместе с фронтом откатившись в Молдавию и затем в Румынию. С апреля по июнь 1944 года эскадрилья прошла перевооружение с G-1 на G-2, в конце лета некоторое время воевала в Польше и Восточной Пруссии, а осенью опять вернулась на юг. Зимой 1944-1945 годов подразделение действовало в восточной Германии, потом Чехословакии, а закончило войну в Австрии.
Ju 87G-1 из эскадрильи 10.(Pz)/SG 77, Орша, начало зимы 1943-44 гг. После передачи эскадрильи из 1-й пикировочной эскадры в 77-ю штурмовую её самолёты сохранили прежние бортовые коды, включая букву «C», штатно принадлежавшую штабному звену 2-й группы
10.(Pz)/SG 77 до конца войны воевала на северном участке фронта в Белоруссии, Польше, Прибалтике и Восточной Германии, с февраля по июль 1944 года пройдя перевооружение с G-1 на G-2 и дважды сменив название. Сначала в конце января 1944 года эскадрилью передали в состав SG 1 с сохранением десятого номера, а в начале января следующего года она была переименована в 2.(Pz)/SG 9. Последнее было связано с формированием группы I.(Pz)/SG 9 из двух эскадрилий на Ju 87G и одной - на противотанковых Fw 190F.
Основой для формирования двух новых противотанковых эскадрилий стали отведённые в конце 1943 года с фронта в Германию подразделения II./StG 2.
В феврале 1944 года была сформирована эскадрилья 10.(Pz)/SG 3, сразу получившая на вооружение Ju 87G-2. Первоначально она действовала в Прибалтике, потом, с последних чисел марта, - на юге Польши, в Молдавии и Румынии, Крыму и снова в Румынии. В середине лета эскадрилья вернулась на север и воевала в Белоруссии, Прибалтике и Восточной Германии. В январе 1945 года она тоже вошла в состав I.(Pz)/SG 9 как третья эскадрилья этой группы.
Ju 87G-2 (W.Nr 494193) - персональный самолёт командира эскадры SG 2 оберст-лейтенанта (позже оберста) Ханса-Ульриха Руделя (Hans-Ulrich Rudel), Фюрстенвальде (Восточная Германия), зима 1944-1945 гг. Для Ju 87 шевроны истребительной авиации были совсем нехарактерны, но Рудель, став гешвадер-коммодором, выбрал именно их для обозначения своего статуса. Жёлтая буква V на левом крыле снизу, «перегибающаяся» через переднюю кромку, была новым элементом быстрого опознавания, введённым осенью 1944 года, после перехода Румынии на сторону СССР
Четвёртая и последняя эскадрилья, новая 10.(Pz)/SG 77, была сформирована в начале марта 1944 года в Германии, но самолёты получила только в апреле, уже после прибытия на Западную Украину. Начав воевать там, она отступила затем в Польшу, потом в Восточную Германию и закончила войну в Чехословакии.
Число Ju 87G в составе каждой из эскадрилий обычно было меньше 10, и они служили совместно с пикировщиками и штурмовиками модификаций Ju 87D-1, Ju 87D-3 и Ju 87D-5. По состоянию на 1 января 1945 года в четырёх штурмовых эскадрильях числилось 40 «Густавов» и 20 «Дор».
Ju 87G-2 (W.Nr 494221) из 10.(Pz)/SG 2, Вельс (Австрия), весна 1945 года. Самолёт полностью лишён каких-либо элементов быстрого опознавания, что в самом конце войны было обычным делом
Неприятельский огонь и отступление следующих четырёх месяцев привели к тому, что после прекращения боевых действий на австрийских и чешских аэродромах союзникам досталось совсем небольшое число противотанковых «Штук» разной степени сохранности. Несколько из них были затем изучены, но особого интереса не вызвали, так как явно устарели.
Всё кончено
В конце 1944 года ещё одним «пользователем» Ju 87G-2 неожиданно стала буксировочная группа Schleppgruppe 1, получившая 26 самолётов вкупе с приказом оснастить их приспособлениями для буксирования планеров DFS 230. Пушечные гондолы, разумеется, демонтировались за ненадобностью. Переоборудованные буксировщики служили, судя по всему, в составе 2-й эскадрильи вместе с попавшими туда ранее «Дорами». В сводке на 25 апреля 1945 года в группе всё ещё числилось три Ju 87 без указания модификации. Нецелевое использование такого редкого самолёта было вызвано двумя причинами: общим переходом штурмовой авиации на Fw 190F, в том числе и в противотанковой модификации с ракетным вооружением, и потерей или переводом на те же «Фокке-Вульфы» большинства высококлассных пилотов, которые могли бы успешно применять сложный в управлении «Густав».
Ju 87G-2, обнаруженный союзниками в Австрии после окончания войны. Самолёт оснащён пламегасителями для ночных полётов и несёт последний вариант элементов быстрого опознавания восточного фронта, введённый весной 1945 года
В заключение - об окраске Ju 87G. Все они несли стандартный камуфляж образца 1938 года, на бомбардировщиках сохранившийся до 1945 года: верхние и боковые поверхности имели «ломаную» схему из двух зелёных цветов: RLM 70 Schwarzgrün и RLM 71 Dunkelgrün, а нижние были выкрашены в голубой RLM 65 Hellblau. В зимнее время поверх зелёной краски наносили смываемую белую. Тактические обозначения на самолётах использовались стандартные бомбардировочные с двухсимвольным кодом эскадры по одну сторону креста и индивидуальной и «эскадрильной» буквами по другую. Со времён «Экспериментальной команды» эмблемой противотанковых «Штук» было изображение танка Т-34 перед кабиной, но под конец войны его наносить перестали.