«Мадьярские орлы» против СССР
Венгерское руководство в 1941 году по собственной инициативе и с большим энтузиазмом присоединилось к войне с СССР. Венгры быстро разочаровались в этом решении и несколько раз пытались «соскочить с поезда», но прямое военное вмешательство немцев обеспечило верность венгров союзническому долгу и их участие в боевых действиях до самого конца боёв на советско-германском фронте. Вместе с венгерской армией все четыре года на восточном фронте воевали и лётчики, которые добились определённых успехов.
После Первой мировой и Чехословацко-венгерской войн Венгерское королевство потеряло значительную часть территории и получило серьёзные ограничения на создание вооружённых сил, в том числе запрет на военную авиацию. Разумеется, этот запрет сразу же начали обходить, но нехватка средств и нелегальный характер ВВС сильно сдерживали их развитие. Положение изменилось только в 1938 году, когда правительство начало открытое создание современных ВВС.
Одновременно началось и возвращение земель: после Мюнхена в состав королевства вернулись некоторые области Чехословакии, а в марте 1939 года венгры «под шумок» заняли Карпатскую Украину, что привело к скоротечному конфликту с недавно провозглашённым словацким государством. Летом следующего года дело едва не дошло до полномасштабной войны с Румынией.
Истребители Re.2000 итальянского производства - основная ударная сила истребительной авиации Венгрии в 1942 году.
Под немецким давлением конфликт урегулировали дипломатическим путём, хотя напряжённость на границе сохранялась ещё долго. В апреле 1941 года в обмен на возврат южных земель венгры не только пропустили Вермахт через свою территорию, но и присоединились к нему в кампании против Югославии. По этому случаю на венгерских самолётах впервые появились жёлтые элементы быстрой идентификации.
В июне все восемь истребительных эскадрилий венгерских ВВС (включая считавшиеся тренировочными) были приведены в полную боевую готовность. Из четырёх эскадрилий устаревших бипланов «Фиат» CR.42 две остались в ПВО столицы, третья (2/3. Vadászszázad) выдвинулась на прикрытие границы с СССР, а последняя вместе с четырьмя эскадрильями совсем уж старых «Фиатов» CR.32 составила второй эшелон на северо-востоке страны.
План «Барбаросса» не предусматривал участия венгерской армии, малочисленной и плохо вооружённой, а у самой Венгрии не было территориальных претензий к Советскому Союзу, но значительная часть военного и политического руководства страны выступала за немедленное присоединение к походу на восток, надеясь впоследствии получить германское содействие в территориальном споре с Румынией.
Кампания 1941 года
22 июня королевство всё же сохранило нейтралитет, однако четыре дня спустя всё изменилось: в тот день произошло несколько инцидентов с нарушением воздушного пространства самолётами, часть которых были опознаны как советские. В двух случаях нарушители нанесли удары по венгерской территории: тройка истребителей И-16 проштурмовала пассажирский поезд, а три неидентифицированных двухмоторных самолёта бомбили город Кошице.
К моменту вступления Венгрии в войну бипланы «Фиат» CR.42 уже устарели, но могли на равных драться с И-16 и И-153.
В ходе любых военных действий с участием авиации удары по нейтралам, союзникам или собственным войскам были досадным, но всё же рядовым явлением, однако «ястребам» нужен был только предлог, поэтому, хотя отчёт об изучении двух неразорвавшихся бомб ещё не был готов, начальник генштаба доложил о безусловной виновности советской стороны. Закономерным итогом стало принятие тем же вечером решения об объявлении войны СССР.
Боевые действия начались на рассвете 27 июня «рейдом возмездия» на аэродром в Станиславе (Ивано-Франковск) бомбардировщиков «Юнкерс» Ju 86 и «Капрони» Ca.135 в сопровождении истребителей CR.42 из эскадрильи 2/3. Экипаж одного из «Юнкерсов» отчитался о сбитом советском истребителе, а один из «Фиатов» был сбит зенитным огнём, открыв счёт потерь.
Второй рейд венгерские бомбардировщики провели 29 июня на Стрый, и в тот же день лётчики истребительной эскадрильи 2/3 отражали ответный рейд семёрки СБ на железнодорожную станцию в городе Чоп, одержав три воздушных победы.
Первая победа! Механик рисует белую марку, обозначающую сбитый самолёт, на киле Re.2000.
Когда в середине июля началось перебазирование на восток вслед за наступающими войсками, авиационная группировка сильно изменилась. Её основу стали составлять ближние разведчики: три эскадрильи «Вайссов» и одна «Хейнкелей» He 46. На втором месте были истребители CR.42: эскадрильи 2/3 и 1/3. Бомбардировочная авиация была представлена сводной усиленной эскадрильей из разных частей на обоих типах самолётов, а дальнеразведывательная - одной эскадрильей «Хейнкелей» He 111.
В конце июля эскадрилья 2/3 вернулась в Венгрию, а на замену 7 августа прибыла экспериментальная истребительная эскадрилья 1/2, которая должна была опробовать в бою новые истребители-монопланы «Реджиани» Re.2000 (венгерское название - Heja).
Мобильный корпус и поддерживающие его авиачасти воевали на Украине и за время кампании 1941 года выполнили 1454 боевых вылета над вражеской территорией, сбросили 217 тонн бомб и одержали 30 воздушных побед, две трети которых пришлось на долю эскадрильи 1/3. Собственные потери составили 17 погибших авиаторов, шесть пропавших без вести и 28 раненых, 21 самолёт был потерян безвозвратно и списан на месте, ещё 35 получили повреждения от 20 до 90% (из общего числа пострадавших машин 25 были разведчиками, 14 - истребителями, 11 - бомбардировщиками и шесть - транспортными и связными).
Истребитель Fiat CR.42 (серийный номер V-206) из состава истребительной эскадрильи 1/3 «Kör Ász» («Туз червей»), аэродром Озеряны, Западная Украина, середина июля 1941 года. В июле-августе на этом истребителе летал командир части капитан Ласло Томор (László Tomor), 11 августа одержавший на нем свою единственную подтверждённую воздушную победу. По крайней мере часть CR.42 первой партии были поставлены в однотонной светлой окраске (очевидно, серебристой) и по прибытии на место получили стандартный венгерский зелено-коричнево-серо-голубой камуфляж, заимствованный ими из стандартов люфтваффе 1936 года. К сожалению, неизвестно, использовались ли в данном случае немецкие RLM 61 Braun, RLM 62 Grün, RLM 63 Grau и RLM 65 Hellblau либо же какие-то краски из итальянской или местной палитры цветов. На борту самолёт несёт эмблему эскадрильи и серийный (он же тактический) номер в виде буквы («V» - «истребитель») и двух-трёх цифр, который первоначально был чёрным, но в 1941 году его перекрасили в красный цвет.
В начале осени венгры начали постепенно сворачивать своё военное присутствие, и в октябре-ноябре все истребительные и разведывательные части вернулись на родину. В декабре за ними последовали и бомбардировщики.
Кампания 1942 года
Если в 1941 году немцы не были заинтересованы в привлечении венгерских войск, то для летней кампании 1942 года они потребовали их полномасштабного участия, и с середины апреля по конец июня части 2-й венгерской армии завершили перебазирование на восток, заняв фронта в полосе группы армий «Юг». Авиационную поддержку ей должна была оказывать 1-я авиагруппа (Repülőcsoport), в октябре переименованная во 2-ю (год спустя в 102-ю) авиабригаду (Repülődandár).
Цветной снимок Re.2000 где-то в России, лето 1942 года.
Её самолёты получили стандартизированные с немецкими жёлтые элементы быстрого опознавания (с переносом фюзеляжной полосы вплотную к оперению и повсеместным введением жёлтых законцовок крыльев снизу), а также введённые в марте новые опознавательные знаки в виде белого креста внутри чёрного квадрата на фюзеляже и крыльях и национального триколора во всё вертикальное и горизонтальное оперение.
Истребители прибыли на фронт 2 июля: перебазирование завершили штаб дивизиона 1/I (Vadászosztály, 1-й дивизион 1-го полка) и эскадрилья 1/1, а 30 числа к ним присоединилась эскадрилья 2/1 (все на Re.2000). Сразу по прибытии на фронт венгры приняли участие в наступлении на Воронеж и всё лето провели в напряжённых боях. Сводка за период до 25 сентября говорит о 25 воздушных победах, причём на долю истребителей из них приходилось всего девять, а самыми результативными оказались экипажи дальних разведчиков (12 побед).
В сентябре началась переброска немецких войск на юг к Сталинграду. Под Воронежем бои перешли в позиционную фазу, и активность проявляла только авиация. Всего до конца года венгерские авиаторы одержали 63 подтверждённые и пять предположительных побед при собственных безвозвратных боевых потерях в 11 самолётов.
Re.2000, ранее принадлежавший эскадрилье 1/1, на аэродроме в Иловском зимой 1942-1943 гг.
В октябре ввиду сильного износа и устаревания техники два звена истребительной эскадрильи 1/1 откомандировали в состав немецкой эскадры JG 52 для освоения Bf 109F-4/B. В начале ноября к ним присоединились остальные пилоты части. 7 декабря эскадрилья достигла боеготовности и перелетела на немецкий передовой аэродром (первые боевые вылеты на «Мессершмиттах» венгры выполнили ещё в конце октября).
Командование запланировало полную замену истребительной авиации на фронте, для чего в ноябре на восток началось перебазирование личного состава дивизиона 5/I. Эскадрилья 5/1 задержалась в дороге. Штаб и 5/2 прибыли на фронт 25 ноября и с 15 декабря приняли эстафету от штаба 1/I и эскадрильи 2/1 (от последней на фронте осталось четыре лётчика-инструктора) и все оставшиеся к тому времени «Реджиани». Из-за начавшихся морозов, впрочем, практически не летали.
В последнюю декаду года на основной венгерской базе в Иловском остались транспортные машины и истребители Re.2000. 13 января советские войска Воронежского фронта перешли в наступление, и на следующий день мадьярские авиаторы заняли круговую оборону вокруг своей базы. 15 января их самолёты совершили последний боевой вылет, 16 января в окрестностях аэродрома появились первые советские подразделения, а сутки спустя венгры оказались в «мешке». 18 января был получен приказ на эвакуацию. Транспортники улетели с максимальной загрузкой, но двигатели «Реджиани» так и не удалось завести на морозе. Все 10 истребителей пришлось взорвать. 21 января после нескольких неудачных попыток венгры вырвались из окружения.
Héja I (серийный номер V-470) из истребительной эскадрильи 1/1 «Dongó» («Шмель»), авиабаза Иловское, начало ноября 1941 года. Истребители итальянского производства поступали на вооружение венгерской авиации в стандартной для итальянских ВВС пятнистой окраске, включавшей пятна зелёного Verde Mimetico поверх тёмного варианта песочно-жёлтой краски Giallo Mimetico на верхних и боковых поверхностей при серых Grigio Mimetico нижних. Серийный номер на момент прибытия на фронт был чёрным, но осенью последние цифры перекрасили в белый для лучшей заметности. На борту кабины нанесена эмблема эскадрильи, а на хвосте отмечены две победы, одержанные в последних числах октября лейтенантом Имре Панцелем (Imre Pánczél) - первым асом венгерских ВВС, который в октябре-декабре 1942 г. одержал семь воздушных побед и погиб 11 января 1943 года, сбитый зенитным огнём. В ноябре самолёт был передан в эскадрилью 2/1, в декабре - в 5/2, при этом все обозначения остались неизменными. 18 января 1943 машина была взорвана перед прорывом из окружения.Кампания 1943 года
После разгрома венгерской 2-й армии немцы оставили венгерским сухопутным войскам только охранные функции на оккупированной территории, и в течение всего 1943 и начала 1944 года на фронте действовала только авиация.
Истребительная эскадрилья 1/1 в феврале получила новый комплект «Фридрихов» и возобновила выполнение боевых вылетов, формально подчиняясь штабу венгерского дивизиона, но фактически действуя в составе немецкой эскадры. Персонал 5/2 и прибывшей на восток в последних числах декабря 5/1 в то время проходил переучивание на «Мессершмитты». В марте они тоже получили комплект истребителей Bf 109F-4, а в апреле все три эскадрильи были сведены вместе, и дивизион 5/I вступил в бой. Модификация Bf 109F к тому времени уже устарела, но планомерное перевооружение венгерских частей восточного фронта на Bf 109G-2 началось только в июле в разгар Курской битвы. В последующем мадьяры летали на тех же моделях «мессеров», что и соседние части люфтваффе.
Лётчики авиагруппы 5/I «Пума» на фоне истребителя Bf 109G-2. На заднем плане, в правом верхнем углу снимка, заходит на посадку связной «Шторх».
В конце августа пришёл приказ на возвращение дивизиона в Венгрию, и в сентябре эскадрильи 1/1 и 5/1 прекратили выполнение боевых заданий и вскоре вместе со штабом 5/I убыли на запад, передав свои самолёты и недавно прибывших на фронт пилотов в эскадрилью 5/2, которую тогда преобразовали в отдельную часть.
Всего за 1943 год венгерские истребительные эскадрильи восточного фронта одержали 132 воздушные победы, потеряв девять пилотов. За первые два месяца 1944 года эскадрилья 5/2 одержала ещё до 50 побед, но в середине марта была отведена в тыл на переформирование.
Bf 109G-6 (серийный номер, предположительно, V-866) из состава отдельной истребительной эскадрильи 5/2 «Kárá Ász» («Бубновый туз»), Умань, февраль 1944 года. Самолёт венгерского производства, но так как завод использовал немецкие комплектующие и выпускал истребители для обоих ВВС, они исходно несли опознавательные знаки люфтваффе и стандартный немецкий камуфляж из тёмно-серой с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrün и более светлой серой с фиолетовым RLM 75 Grauviolett сверху и светло-серой RLM 76 Lichtblau снизу. На фронте машина получила зимнюю окраску из пятен белого цвета и венгерские обозначения. В полном виде опознавательные знаки были нанесены только на нижних поверхностях, на верхних был только белый крест с аккуратной чёрной окантовкой, а на борту - белый крест с грубо нарисованными чёрными «уголками». Серийный номер сократили до двух цифр, которые также были нанесены не слишком аккуратно. Жёлтые элементы быстрого опознавания полностью соответствуют немецким стандартам. На этом истребителе тогда летал лейтенант Ласло Мольнар (László Molnár) - один из лучших венгерских асов, одержавший за время кампании 1943 года 18 воздушных побед, а затем ещё семь личных и одну групповую в системе ПВО Венгрии. Погиб он в воздушном бою с американцами 7 августа 1944 года.Кампания 1944-1945 гг.
В марте 1944 года Германия ввела войска на территорию Венгрии, обеспечив смену правительства и обезопасив себя от выхода из войны ставшего ненадёжным союзника. Тогда же венгерские войска были возвращены на восточный фронт и воевали сначала в Западной Украине, а позже в Польше.
В апреле переформированная истребительная эскадрилья вернулась на фронт под новым номером 102/1, а в первых числах июня к ней присоединилась новая эскадрилья 102/2. Увы, отдельно статистики за апрель-сентябрь нет, но за весь 1944 год эскадрилья 5/2 и дивизион 102/I совершили 1673 боевых вылета и одержали 85 воздушных побед, потеряв девять пилотов погибшими и 19 самолётов сбитыми или списанными в результате боевых повреждений.
Венгерские лётчики-истребители на фоне «рабочей лошадки» люфтваффе - «Мессершмитта» Bf 109G-6
В конце лета 1944 года Красная армия подошла к границам Венгрии, и в сентябре все венгерские эскадрильи, воевавшие тогда в Польше, были отозваны на защиту королевства. 5 октября советские войска перешли венгерскую границу. После коротких переговоров о перемирии регент Хорти 15 октября объявил о выходе страны из войны, но на следующий день он был смещён немцами. Новое правительство сразу же отказалось от заключённого соглашения, и бои продолжились.
В тот период вся дневная истребительная авиация Венгрии состояла из восьми эскадрилий Bf 109G: двух в воевавшем на востоке дивизионе 102/I и шести в отражавшем американские налёты 101-м истребительном полку (Vadászezred). Первоначально против советской авиации действовал только «восточный» дивизион, но уже в октябре на помощь ему направили дивизион 101/I, а в начале ноября весь 101-й полк переориентировали на угрозу с востока. В дальнейшем с американцами его лётчики сталкивались либо случайно, либо во время рейдов истребителей USAAF по венгерским аэродромам.
Сражаясь бок о бок с люфтваффе четыре года, венгерские ВВС и свой конец нашли рядом с ними. На фото - свалка битых самолётов весной 1945 года, на которой венгерский Bf 109G-10 из эскадрильи 101/3 соседствует с немецким реактивным «Мессершмиттом» Me 262, а также с «Фокке-Вульфом» Fw 190 и «Юнкерсом» Ju 88.
В начале 1945 года дивизион 102/I включили в состав 101-го полка, переименовали в 101/III, и к двум его эскадрильям добавили третью, сформированную из работавшей в Германии группы венгерских лётчиков-перегонщиков. Уже в феврале I и III дивизионы при официальном сохранении прежней структуры были фактически слиты вместе в одно трёхэскадрильное соединение. 29 марта остатки полка перелетели в Австрию, и с 14 апреля он действовал как одна сводная группа.
17 апреля венгерские истребители одержали последнюю воздушную победу, а 22 апреля выполнили последний боевой вылет и понесли последнюю потерю. Днём позже полк получил последнюю партию самолётов, но применить их уже не успел: часть была уничтожена на земле американскими истребителями, а остальные венгры бросили сами, когда 3 мая организованно пошли сдаваться в плен американцам.
Всего за последние четыре месяца боевых действий лётчики 101-го полка совершили более 1700 боевых вылетов (данные за апрель отсутствуют) и одержали 144 победы над советскими самолётами и семь над американскими при безвозвратной потере 11 лётчиков (семь погибших в бою и один в катастрофе, два пленных и один пропавший без вести).
Bf 109G-10/U4 (W.Nr. 613165) из истребительной эскадрильи 101/2, аэродром Раффельдинг (западнее Линца), Австрия, апрель-май 1945 года. Самолёт производства завода «Диана» несёт обычный для этой фирмы нестандартный камуфляж из светло-серого RLM 77 Hellgrau и зелёного RLM 82 Hellgrün на верхних поверхностях с привычными светло-серыми нижними поверхностями RLM 76. Немецкие опознавательные знаки закрашены RLM 74, который стал фоном для венгерских чёрных квадратов с «прозрачным» крестом. Жёлтые элементы быстрого опознавания восточного фронта соответствуют стандарту весны 1945 года. Тогда же 101-й полк перешёл от серийных номеров к разноцветным тактическим в немецком стиле.
Пусть и с натяжкой, но к истребительной авиации можно отнести и две эскадрильи «Фокке-Вульфов» Fw 190F-8, которые первоначально именовались штурмовыми, а 20 ноября 1944 года были переименованы в истребительно-бомбардировочные (Vadászbombázoszázad): 102/1 вступила в бой 16 ноября, 102/2 - в феврале 1945 года. Обе части были укомплектованы лётчиками, ранее летавшими на Ju 87 и Ju 88, и выполняли главным образом задания по штурмовке, изредка сопровождая штурмовики более старых типов (например, немецкие Ju 87G). Время от времени им приходилось вступать в воздушные бои, в которых они обычно были проигравшей стороной. Воздушные победы на их счету тоже были, но крайне редко. Истребители-бомбардировщики отступили в Австрию 26 марта, а 5 мая капитулировали перед союзниками.
С октября 1944 года в боях с наступающими советской и румынской армиями активную роль играли две (с начала 1945 года - три) эскадрильи скоростных бомбардировщиков Me 210, остатки которых также эвакуировались в Австрию в марте. Части разведывательной авиации как организованная сила в этой кампании не участвовали, но отдельные экипажи все же выполняли разведывательные и ударные вылеты. То же касается и учебных подразделений.