Хвалить, воспитывать, любить

Oct 25, 2010 11:25

Вопрос о наказании и поощрении детей тревожит многих родителей и специалистов.
На наш взгляд “наказывать или не наказывать”, "хвалить или нет" - вопросы, которые поставлены некорректно.
Разумнее было бы сформулировать это непростую задачу таким образом: “Насколько целесообразно наказание (поощрение) в данной ситуации”.



Мы исходим из того, что наказание, как и поощрение\похвала - неотъемлемый процесс воспитания.

Давайте последовательно разберем, что и как стоит делать, для того чтобы наши действия послужили на пользу как развитию ребенка, так и нашим отношениям с ним. Рассуждать об этом вопросе мы начнем с похвалы, как более приятного и эффективного способа регуляции поведения. Наказание рассмотрим в следующем посте.

Одни говорят что хвалить надо меньше, другие, что хвалить надо больше. Сходятся в одном - хвалить НАДО.

Традиционно, для осознанных родителей, центральный вопрос: “Зачем” или “для чего”, какой результат я хочу получить. (к этому вопросу стоит возвращаться постоянно, в процессе воспитательного взаимодействия с ребенком)

  • Вообще похвала может работать на несколько целей
  • продемонстрировать ваше хорошее отношение
  • отметить выдающееся поведение
  • укрепить самооценку ребенка
  • регулировать поведение (стимулировать к определенному)
Собственно роль похвалы во взрослой жизни не меньше и вы наверняка сможете из своего опыта подобрать пару тройку примеров. (зарплата там, премии - тоже похвала)

Если немного углубиться в научные основы, то можно вспомнить представителя направления бихевиоризм Берреса Скиннера и его положения об оперантном научении. Коротко и просто говоря, Скиннер утверждал (на основе гуманных опытов с крысами), что наиболее эффективно для научения (процесс приобретения навыка) - поощрение кокнретного поведения, потому что есть стимул повторить это поведение и снова получить поощрение. Таким образом поведение закрепляется как условный рефлекс, бинго! Навык получен. К слову сказать к наказанию за конкретное поведение Скиннер относился скептически, так как считал, что если существу оградить один способ достижения цели, то не факт, что найденный новый путь будет более приемлемый. (подробно о наказании в следующий раз).

Итак, что же делать?

К похвале (как и к любви вообще) стоит относиться включенно, без формализма, ибо однообразно повторяемые фразы-действия (Машенька молодец по-двадцать раз на дню) вскорости перестануть восприниматься.  (поиграйте с собой в интеллектуальную игру, как десятью разными способами похвалить за одно и то же)

Также стоит поощрять и хвалить какие-либо конкретные дела и действия (в зависимости от возраста, сначала просто поощрение активности, потом поощрение удачных вариантов). Соответственно вам важно определиться, что вы хотите чтобы ребенок делал, этим вы избежите парадоксальных действий в воспитании.

Совершенно точно стоит поощрять выполнение ребенком договоренностей, если они были заключены. Будьте внимательны, когда выполнение договоренности начнет переходить в навык (привычку) похвалу стоит ограничить. (Договоренностям вообще стоит посвятить отдельную беседе)

Ребенок должен точно понимать за что вы его хвалите (впрочем как и наказываете)

И искреннее, еще искреннее, ищите в чем ваш любимый детеныш молодец! (даже если детенышу к 16 годам, ему тоже это может быть важно)

Статья написана в рамках цикла "Похвала, наказание и родительская любовь"

Вы можете прочитать следующую статью "Эффективно - не значит больно. Как наказывать с любовью и пониманием"

Также в перспективе:

Немного науки в статье "Наказывайте с умом или теория разумного и эффективного воздействия"
Рецепты поведение в заметке "Я-высказывание, как технология правильного наказания\похвалы"

Я-высказывание, Статья

Previous post Next post
Up