Сэр Лоуренс Оливье снял фильм-спектакль, отличающийся сменяющими друг друга мизансценами, пространными монологами, необходимым для классики пафосом. Несмотря на "Золотой глобус", подобная трактовка пьесы устарела чуть ли не сразу после выхода на экраны.
Главную роль Оливье отдал самому себе и все два с лишним часа активно и со вкусом злодействует. С первых секунд появления Ричарда в кадре у него чуть ли не на лбу светится надпись "Я такой маниакальный и великий". Внешне будущий король отличается от придворных: черный парик, обтягивающие худые ноги темные лосины, ухмылка, наклон в полуоборот или в профиль. Главный герой редко смотрит прямо в камеру или кому-то в лицо. По мере приближения к цели наряды становятся все более роскошными. Нельзя не отметить "фишку" фильма - длинный монолог одним кадром, в котором Ричард обращается к зрителям напрямую и делится своими планами.
Все остальные персонажи - либо простофили, либо карьеристы. Эдуард IV (Седрик Хардвик) с женой, ее нерешительная родня, герцог Кларенс (Джон Гилгуд) исключительно доверчивые люди, тянущие резину вместо активных действий. Сторонники Ричарда - беспринципные (до известных пределов) типы.
Актеры хорошо поставленным голосом произносят реплики, принимают соответствующие тексту позы. Внутреннее содержание пропало под искусством декламации и тяжестью декораций. Пьеса Шекспира богата вопросами поводами для размышления. Почему леди Анна (Клэр Блум) согласилась отдать руку убийце любимого мужа? Лоуренс Оливье в сцене обольщения неубедителен, вряд ли какая-нибудь женщина поверит его лести. Шекспир поднимает проблему разницы между завоеванием и удержанием власти. Его Ричарду приходится на собственном опыте понять, что первое гораздо легче второго, а сторонниками нельзя разбрасываться. Оливье показывает Ричарда порочным от рождения, а в пьесе же шаг за шагом читатели наблюдает за моральным падением.
Натурные сцены не удались. Режиссеру уютнее в павильоне чем на воздухе. Последняя битва снята неумело. Солдаты наносят удары понарошку, не дотрагиваясь мечами до тела. В сцене агонии Оливье кривляется и дергается как во французской комедии.
Не хватило психологизма и авторской интерпретации классической пьесы.