"Восемь с половиной" (Италия, Франция, 1963)

Feb 02, 2024 14:57

Феллини удивительно точно удалось передать самую светлую радость и огромное горе маленького мальчика. Первая связана с ритуалом купания в вине, с любящими и бережными руками матери, укладывающими в чистую постель, с ворчащей бабушкой, успокаивающей братишек  и сестренок. Второе - с ханжеством католической школы, где за дурацкий проступок публично унижают и грозят адским пеклом, а удачливые товарищи хихикают над "попавшимся".



"Восемь с половиной" вскрывают изнанку творческого процесса, то, как из бессознательных наслоений, возникающих в голове причудливых образах, воспоминаний произрастает замысел фильма. На этому пути встречаются и неудачи. Главный герой  Гвидо (Марчелло Мастроянни) испытывает кризис и не в силах собрать идеи воедино и вообще разобраться со своими желаниями.
Для приведения себя в форму режиссер отправляется в санаторий, где киномир все больше вплетается в ткань учреждения,
превращаясь в съемочную площадку. Скорее всего, мы имеем дело с сознанием Гвидо, где идут споры с продюсером, проводится кастинг, сооружается нелепая декорация. Режиссер и хочет воплотить замысел, и сомневается в нем, что отражают нудные замечания заумного критика.

Гвидо не может определиться и в личной жизни и выбрать между женой, любовницей и милой незнакомкой. Феллини подобрал удивительно разнообразные и естественные женские образы. К 1960-м годам еще  не сложился шаблон главной героини с отточенной в спортзалах фигурой, пухлыми губами и подтянутыми скулами. Любовница Карла (Сандро Мило) - манкая "зефирка" с отсутствием вкуса и шитой белыми нитками житейской хитростью. Жена Луиза (Анук Эме) - внешне холодная дама, скрывающая нервозность за непрерывным курением. Луиза символизирует многолетнюю привычку совместного проживания. Консервативный характер Гвидо не склонен к резким встряскам в быту.



Идеал Клавдия (Клаудиа Кардинале) - свежая жизнерадостная девушка без флера закулисных интриг, муза, недоступная для Гвидо.



Отношение к женщинам выдает сон, воплощающий мечту режиссера. С одной стороны, гарем, угадывающий его желания во главе с хозяйкой Луизой, занятой бытом. С другой, легкое бунтарство девушек будоражит кровь.

Амбивалентность проявляется и в отношении к религии. Несмотря на желание освободиться от гнета догматов, бессознательное выдает образ кардинала как непреклонного авторитета.

Каждый кадр имеет значение. Массовка подбиралась тщательно, дабы представить все слои общества. Здесь и строгие пожилые сеньоры, и скучающие дамы, и дряхлые старики, и замотанные работницы санатория.

Комната в гостинице напоминает палату в психушке. Требуется ли Гвидо выйти к миру из замкнутого на себе сознания?

movie, кино, полнометражный фильм, драма, #кино, киноклассика

Previous post Next post
Up