НедоСМИ продолжает публикации в рубрике "Ликбез". Сегодня поговорим о джинсе или скрытой рекламе. Не будем долго останавливаться на ее этичности - каждый блогер соблюдает собственные стандарты. В то же время, его блог является частью ЖЖ, в котором общеприняты некоторые нормы. Понять противников джинсы можно. Представьте, что вашего друга подкупили и он восхваляет вам какие-то товары или услуги от своего имени. Приятно? Коварство скрытой рекламы в социальных медиа именно в том, что они социальные, то есть рекомендацию вам дают люди, которым вы не имеете оснований не верить.
В Живом Журнале выискивание джинсы в постах превратилось в вид спорта - кто быстрее напишет коммент "Пост проплачен" или "Где метка "реклама?" Именно для таких параноиков и написан этот текст. Материал так же будет полезен начинающим продажным блогерам, сотрудникам рекламных и PR-агентств, чтобы они смогли избежать частых ошибок. Возникают они по трем причинам: лень, очень хочется денег и неадекватный заказчик.
Итак, перед нами подозрительный пост, на что стоит обратить внимание:
1. Раскрытые комментарии о перепостах и попаданиях в различные ТОПы записей
Любому автору очень хочется показать заказчику, что его пост успешен. Комментарии о репостах и попаданиях в ТОП автоматически скрываются Живым Журналом. Если вы их видите, то это значит, что они раскрыты вручную: "Смотрите как я замечательно написал! Вот перепосты, вот я в ТОПе, если вы не заметили!" Хотя, это может быть и обычным хвастовством.
2. Публикация с запозданием
Оперативность - первое качество блогера. Любой материал он старается выложить как можно быстрее, иначе тему уведут конкуренты или же он сам "перегорит" и уже не сможет написать хорошо, когда впечатления притупились за давностью. Если в январе вы в твиттере блогера прочитали, что он едет в Урюпинск, а материал о прядильной фабрике появляется только в марте, то скорее всего это значит, что пост долго согласовывали с заказчиком.
3. Активное поддерживание дискуссии
Если автор комментирует практически каждый ответ, даже не предполагавший какой-то реакции, то скорее всго это делается с целью. Чем больше комментов, тем успешнее выглядит пост. Тем довольнее рекламодатель. Но встречаются блогеры, которые отвечают из вежливости всегда, это надо учитывать.
4. Ссылки, не совсем относящиеся к теме поста
Например, когда в публикации о забавной офф-лайновой акции бренда стоит ссылка на их сайт. Для тех, читателей, кто захочет узнать подробности, допустимым был бы линк на страницу с описанием мероприятия. Но никак не на главную бренда, тем более, если он общеизвестен. При желании, сайт найти никому не проблема, но автор почему-то решил подкрепить текст ссылкой. Скорее всего, об этом его попросил заказчик. Все равно заплачено, пусть за эти деньги еще и ссылочка будет, опять же для SEO хорошо. К этому же случаю относятся и "благодарности" в конце поста.
5. Непривычный для автора стиль письма
Иногда блогеру просто нечего сказать о рекламируемом продукте. Предоставленный заказчиком текст казалось бы решает эту проблему. Но ни один пеарщик в мире не сможет написать по-блогерски. Как я не смогу написать на Лепру, Двач или даже в жж-шное сообщество ру_авто, так, чтобы меня через пять минут там не зачморили. Этим нужно буквально жить продолжительное время. Понятно, что сотрудник рекламного агентства не следит за вашим стилем и пришлет нормальный как ему кажется текст. Никакая авторская обработка не поможет, торчащие "уши" всегда заметит внимательный читатель.
6. "Утконос"
Эта классическая ошибка, наверное, вошла в учебники рекламы в социальных медиа. Если несколько блогеров вдруг решают написать об одном и том же товаре или услуге одновременно - это явный признак джинсы. Сейчас такое встречается редко, агентства стараются растягивать во времени рекламную кампанию. Да и сами блогеры интересуются кто еще кроме них будет публиковать материалы. Но иногда случается сбой, обычно авторов просто подставляют, не сообщая об остальных постах.
7. Впервые в блоге
Если автор впервые за годы ведения блога вдруг решил разобраться в том, как устроены пластиковые окна некой компании или поделиться известием об акции в сети фастфудов, то скорее всего это заказуха. А возможно, просто эксперимент с новым для него форматом.
8. "Я тут подумал" или "Вот нашел прикольный сайт"
Конечно, блогер может писать о чем угодно только потому, что "ему подумалось". Но если тема о которой он пишет, ему действительно интересна, то он найдет намного более подходящие слова и мысли, которыми начнет свой рассказ. "Я тут подумал, почему лыко Саранской фабрики такое качественное? Оказывается, благодаря современным технологиям…" К счастью, такой вариант теперь практически не встретить.
9. Серийность
Как правило случается при бартере. Когда товар, передаваемый блогеру, превосходит по стоимости его публикацию. В таких случаях договариваются о серии постов. Обычно только один из них основной и представляет хоть какой-то интерес. Остальные: "я тут решил взять на тест", "ой смотрите, что у меня теперь есть" или "отчет о презентации новинки" делаются для количества.
10. Тесты
Первое, что приходит в голову производителю, решившему "идти в блоги" - дать продукцию на тест: "Давайте вы попробуете, а потом честно напишете". Стоит признаться, что ни разу я не получал просьбы написать неправду. Проблема тут одна - любой тест требует времени, необходимости разобраться в товаре и написания подробного отчета. Обычно предмет исследования остается у блогера, но это плата за Труд (да, вот так с большой буквы). А пост получается формально бесплатным. Опять же, не стоит забывать, что многие авторы регулярно делают это без денег, только потому, что им прикольно. Например, фотографы тест-драйвят автомобили.
11. Развод на дискуссию
Только в поиске заказчика блогер прыток. Но в момент получения ТЗ, ему становится страшно влом. Все первые тексты, передаваемые на утверждение ужасны. Такое впечатление, что их пишут лишь бы отвязались. На третьем варианте заказчик устает и пропускает то, что есть. Блогер и сам понимает, что никакого интереса читателям его запись не представляет и как последнюю соломинку добавляет в конце: "А что вы об этом думаете?"
12. Дистанцирование
Рекламодатель к блогеру идет за двумя вещами: его личным мнением и его аудиторией. У большинства блогеров совесть сохранилась. Поэтому, даже согласившись на рекламную публикацию откровенной фигни, они стремятся сделать это таким образом, чтобы хоть частично отстраниться от написанного и уменьшить вред для собственной репутации. "Купила книгу, еще не читала, только собираюсь. Говорят что она…", "Слышал, такой классный ресторан открылся, вот фотки...". Публикация поста с тегом "Реклама" или строкой "-=Текст предоставлен заказчиком=-" - другая крайность такого дистанцирования, выводящая пост за рамки джинсы.
13. Участие в Promo
Каждый блогер озабочен продвижением своих записей. Обычно на это уходит много сил, труда и времени, но никак не живых денег. Если вы заметили запись в Promo, то вероятно у автора имеется бюджет и скорее всего он от рекламодателя. Хотя, возможен вариант, что блогер просто тратит на себя честно заработанные своим журналом жетоны.
14. Удаление отрицательных комментов
Некоторые заказчики чрезмерно обеспокоены тем, что могут написать в комментариях. Доходит даже до того, что просят удалять нейтральные ответы с упоминаниями конкурентов. Удаление нормальных комментариев вас должно насторожить.
15. И самое очевидное: Положительный отзыв
Так уж мы устроены - хорошее воспринимаем как само собой разумеющееся, а негатив выбрасываем в сеть. Блоги наполнены привычным отрицательным контентом и любая положительная публикация выбивается за общепринятые рамки.
Особо хочу отметить, что ни один из пунктов не гарантирует хотя бы 50% уверенности в заказухе. И даже комплекс признаков ни о чем не говорит. Не впадайте в паранойю, выводя блогеров на чистую воду. Это их сугубо личное дело, они пишут, что и как хотят. И читать их силой вас никто не заставляет.
©
Оттенки-Серого 2013
Другие записи
"Ликбеза" Понравилось? Спасибо за репост и ссылки!
Я на
Facebook и
Google+ . Традиционно все происходящее со мной в первую очередь и в ярких красках описывается в
twitter