Был ли раньше сахар слаще? Это как сказать. Ответ неоднозначен. Несомненно, как химическое вещество сахар и в Африке сахар. А вот насколько он сладок зависит от индивидуальных физиологических особенностей конкретного человека, прежде всего развития его
вкусового анализатора и психики. На вкус и на цвет товарищей нет.
Как известно анализатор это структурно-функциональная подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Он состоит из периферической части - рецептора, входящего обычно в состав органа чувств, и центральной части, расположенной в головном мозге.
Органами вкуса являются расположенные в ротовой полости вкусовые луковицы (или сосочки), находящиеся на слизистых оболочках языка, твёрдого нёба, глотки и надгортанника. Химические вещества, обладающие для человека вкусом, реагируют с хеморецепторами, находящихся во вкусовых луковицах. Возбуждение хеморецепторов запускает цепь реакций организма, в том числе формирует в коре больших полушарий вкусовые
ощущения - психическое отражение свойств и состояния внешней среды. Базовыми вкусами являются сладкий, горький, кислый, солёный. Помимо этого современные люди в разных странах выделяют также умами, (пищевые добавки группы Е600-Е699), терпкий, жгучий, мятный, щелочной, металлический и другие вкусы.
Когда-то случайно, еще в благословенные советские времена, купил бутылочку «Токайского». Естественно оригинального, венгерского. Оказалось превосходным! Больше никогда такого не пил, хотя исправно покупал, когда попадалось на глаза. В этом случае различие во вкусовой оценке одного и того же продукта можно объяснить тем, что качество вина зависит от года сбора урожая и трудно регламентируемых тонкостей технологии производства.
Другой случай, уже из детства. Отец принес как-то банку ананасов. В то время свежие ананасы были в диковинку, а вот консервированные почему-то «выбросили в продажу». Очень мне они понравились. Но консервированные ананасы вскоре пропали. Правда появились свежие, а потом и консервированные. В изобилии. Но мне ни разу не попались такие, как ел в детстве. Недавно купил пару банок в Европе (произведено в Тайланде для шведской торговой сети) - надеялся, что там жестко следят за качеством продуктов и это окажутся именно те ананасы, из детства. Но увы...
Известно, что «запретный плод сладок». Причем запрет может быть как экономическим, так социально обусловленным. Сахар долгое время оставался мало доступен для широких слоев населения. Да и в годы лихолетья, например, в нашей стране - послевоенного. Для тех, кто пережил те времена, сегодняшний сахар не кажется чем-то особенным, как в те годы. С другой стороны, сахар - это не только олицетворение «сладкой жизни». Для многих людей в детстве он становиться наркотиком, непосредственно влияющим на центр
удовольствия. В семьях, заботящихся о будущем потомков, стараются обучать детей управлять работой этого центра, бороться с фрустрацией другими способами. Ограничение употребления сладости в этом случае является распространенным педагогическим приемом. Естественно, когда мы выходим из-под родительской опеки, то удовольствия детства кажутся не столь «сладкими», как раньше.
Весьма интересен феномен «бабушкиной выпечкой» или других произведениями семейного кулинарного искусства, которые мы так любили в детстве. В этом случае удовольствие человек испытывает не только через возбуждение вкусового анализатора. Если семейные праздничные блюда приготавливает бабушка, а потом мама и Вы пробуете их относительно часто в семейно кругу, то они будут для Вас шедеврами кулинарного искусства. Но если перерыв будет большим или Вы попытаетесь приготовить их самостоятельно, то можете разочароваться. И это вполне объяснимо. Большие перерывы при дегустации блюд стирает из памяти интеллектуальный фон, который участвует в формировании вкуса. «Бабушкины пирожки» вкусны прежде всего от того, что их пекла именно Ваша бабушка и Вы ели их в любимой обстановке среди дорогих Вам людей.
На вкус сахара также влияет феномен пресыщения (переедания) - когда продукт потребляется для организма в избытке возникает неприятное физическое состояние. Сахар или мороженное, например, которые когда-то были очень вкусными могу при этом вызвать отвращение от одного упоминания о них!
То, что на формирование вкуса помимо физико-химических свойств пищи, оцениваемые на уровне физиологии, могут оказать (и оказывают) психические и, опосредованно, социальные факторы, активно используют в маркетинге. На многочисленных кулинарных шоу, в глянцевых журналах у смотрящей и читающей публики формируется предубеждение относительно вкусов тех или иных продуктов, блюд из них. Природное любопытство заставляет человека хотя бы раз попробовать такой продукт или блюдо. Иногда это срабатывает - человек иногда «подседает» на разрекламированную еду, чаще - нет, но в любом случае затраты на рекламу оправдываются с лихвой.
Этот феномен относится не только к вкусу сахара и других деликатесов. Аналогичный феномен искажения объективной информации, поступающей через органы чувств, создающий субъективный образ реальности - переоценка одних и тех же внешних и внутренних мотивов во времени и пресыщение - характерен и для чисто социальных отношений.
Переоценка часто происходит, например, встрече некогда закадычных друзей, при встречах одноклассников, сокурсников, которые часто оказываются совершенно не интересными друг для друга. «С глаз долой - из сердца вон» это не только о том, что при длительном расставании с человеком мы теряем интерес к нему. Это и о кулинарных пристрастиях тоже.
Товарищами «на вкус и на цвет» можно быть. Но только тогда, когда отношения поддерживаются контактами за общим столом не прерывающимися надолго. Хотя в этом случае возможно
психическое пресыщение - потеря интереса, скука от чрезмерности восприятия чего-либо, например от дружеских и семейных отношений. И это проблема! Недаром на нее обратил внимание поэт Александр Кочетков и дал совет:
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг.
Чтобы сахар был сладким, его каждый раз надо есть как в первый раз! Однако, к сожалению, это удается лишь в виртуальном мире. Выход один - воспитание с детства умения подавления фрустрации. Но тогда не будет высокой поэзии - рефлексии на страдание души.