Вот чем подкупает Шубарт, так это нейтральностью и нежеланием рядить объекты изучения в черное или белое. Если он сказал нечто приятное и комплиментарное, значит в следующем абзаце подчеркнет недостаток и сохранит баланс. Одним словом, не Достоевский. То, о чём он пишет, до сих пор выражено в нас, несмотря на почти сто прошедших лет: носимся с мессианством на хромой кобыле по буеракам. Хороший цикл, мне пошел в удовольствие.
Я поражена до какой степени это все актуально до сих пор. В двадцатом веке трижды сменился строй, а натура по большому счету осталась прежней. Наверное, это говорит о том, что Шубарт во многом прав. Слава богу, сдерживающим фактором для нас выступает опыт - свой собственный и опыт предыдущих поколений. И знание - образование и культура. А так, если не знать ничего о себе, так и будешь обреченно во что-то вовлекаться - причем чаще всего не по своей собственной воле. Кто-то обязательно найдет ту болевую точку, или скажет то самое чувствительное слово, на которое ты откликнешься - и все завертится заново....
Не уверен, что из этого общего можно вывести частное. Мне кажется, что это уже какая-то социальная синергия. По одному нас можно и не отличить от условных немцев, но собери в большую группу, и сразу эффект проявится.
Ну говоря "знать про себя", я имела в виду не себя конкретно, а опять-таки народ. Если мы знаем свои слабые стороны, знаем свою историю, полную ошибок и каких-то безудержных фатальных устремлений, знаем за собой эту слабость - мы уже не так-то легко поддадимся на какой-то очередной безумный призыв.
Для меня некоторые очевидные вроде вещи, наконец-то, стали понятны... Шубарт смог найти те простые слова, достучался...
Вот, например...
"Отныне русские начали думать, что освобождают - там, где они завоевывают; что служат высшим идеалам - там, где подчиняют себе." Это ведь многое объясняет из того, как нас воспринимают и как к нам относятся вплоть до сегодняшнего дня... Мы-то ведь и вправду считаем, что освобождаем... Искренне. И это не лукавство, а реальное желание и стремление. Но каким-то образом (или кем-то, чьими-то руками) освобождение превращается в завоевание...
Про Кавказ-то так и говорится вроде - "покорение Кавказа". Но там и князья Закавказья, помнится, на верность присягали - то есть не только покорение было. Про Туркестан надо почитать, каким образом там Азия присоединялась. Кажется, не все военным путем.
Если у русского нет золотой середины, а есть две крайности, почему именно ему досталась национальная идея мессианства, спасения человечества? Не потому ли, что сама идея утопична и не может быть (или не должна быть) осуществлена на практике, а какому-нибудь народу её надо было отдать? А уж русские точно не осуществят, непременно свалятся в противоположную крайность? Чья затея, которой из Высших сил? Умные люди, объясните пожалуйста.
Это только Призрак объяснит. Он считает, что революция была послана Богом для очистки от грешников и для выявления праведников. И вообще, если что-то такое затевается кровавое - это все для выявления праведников. Их, праведников, конечно, убьют в первую очередь - и тогда они прямиком попадут в рай. А то там, видать, пустовато....
Кто знает?! Нельзя мерить историю мерками своей короткой жизни. Семьдесят лет строительства социализма - это всего лишь какое-то мгновение в жизни народа, который живет века. Был вот такой опыт, в чем-то удачный, в чем-то нет. Кто знает, возможно, этот отрицательный опыт был необходим, чтобы в будущем не повторить его - не свалиться в противоположную от светлого замысла крайность. Кто знает, может, и вправду нашему народу что-то суждено в истории. Не в этом веке - так в следующем. Пути Господни не исповедимы. Евреев Он вон вообще как жестоко мотал несколько тысячелетий. Но они не теряют надежды и верят в свое предназначение.
Да не 70 лет, Шубарт сначала говорит об Александре I, 200 лет назад. Из истории получается, что с евреями ставится эксперимент "народ без страны", а с русскими "народ экспериментатор", позволяющий другим учится на его ошибках. В других странах миссионерство попробовали, у себя попробовали, что дальше? Космос? Естественно, меня интересует, куда заведет национальная идея в наше время. Можем ли мы учиться на своих ошибках? Космос не скоро, а время убыстрилось, 200 лет спрессовались в...?
..он молодчина. Романтик, который пытается понять. Я не романтик, и потому сразу стараюсь вычислить источники. Откуда-то же он это взял? Потом переосмыслил. Первый источник, думаю, Достоевский, а второй книжица Вл.Соловьева "Русская идея".. ..может быть, у меня работает то же чувство, которое заставляет немцев думать, что по-настоящему Моцарта может сыграть только немец. Может быть... Но полагаю, глубина Достоевского и Соловьева, немцу оказалась недоступна. Может быть, именно поэтому он и поехал на восток, чтобы понять, кожей почувствовать...и думаю, понял. Но не написал. Не успел..
Comments 54
Вот чем подкупает Шубарт, так это нейтральностью и нежеланием рядить объекты изучения в черное или белое. Если он сказал нечто приятное и комплиментарное, значит в следующем абзаце подчеркнет недостаток и сохранит баланс. Одним словом, не Достоевский.
То, о чём он пишет, до сих пор выражено в нас, несмотря на почти сто прошедших лет: носимся с мессианством на хромой кобыле по буеракам.
Хороший цикл, мне пошел в удовольствие.
Reply
Мне кажется, с нами постоянно так делают...
Reply
Не уверен, что из этого общего можно вывести частное. Мне кажется, что это уже какая-то социальная синергия. По одному нас можно и не отличить от условных немцев, но собери в большую группу, и сразу эффект проявится.
Reply
Reply
Вот, например...
"Отныне русские начали думать, что освобождают - там, где они завоевывают; что служат высшим идеалам - там, где подчиняют себе."
Это ведь многое объясняет из того, как нас воспринимают и как к нам относятся вплоть до сегодняшнего дня... Мы-то ведь и вправду считаем, что освобождаем... Искренне. И это не лукавство, а реальное желание и стремление. Но каким-то образом (или кем-то, чьими-то руками) освобождение превращается в завоевание...
Reply
Reply
Про Туркестан надо почитать, каким образом там Азия присоединялась. Кажется, не все военным путем.
Reply
Reply
Reply
Умные люди, объясните пожалуйста.
Reply
Reply
Пути Господни не исповедимы.
Евреев Он вон вообще как жестоко мотал несколько тысячелетий. Но они не теряют надежды и верят в свое предназначение.
Reply
Из истории получается, что с евреями ставится эксперимент "народ без страны", а с русскими "народ экспериментатор", позволяющий другим учится на его ошибках. В других странах миссионерство попробовали, у себя попробовали, что дальше? Космос?
Естественно, меня интересует, куда заведет национальная идея в наше время. Можем ли мы учиться на своих ошибках? Космос не скоро, а время убыстрилось, 200 лет спрессовались в...?
Reply
Я не романтик, и потому сразу стараюсь вычислить источники. Откуда-то же он это взял? Потом переосмыслил. Первый источник, думаю, Достоевский, а второй книжица Вл.Соловьева "Русская идея"..
..может быть, у меня работает то же чувство, которое заставляет немцев думать, что по-настоящему Моцарта может сыграть только немец. Может быть... Но полагаю, глубина Достоевского и Соловьева, немцу оказалась недоступна. Может быть, именно поэтому он и поехал на восток, чтобы понять, кожей почувствовать...и думаю, понял. Но не написал. Не успел..
Reply
Reply
..Соловьёв с вероятностью 99 проц. Но только одна эта книжица. ..мне так показалось)
Reply
Reply
Leave a comment