Писатель Мамин-Сибиряк назвал Сибирский тракт - дорогой скорби...
В 1783 году, был официально утвержден самый длинный в России тракт - Московский. Точнее, едущие из Москвы в Сибирь называли его Сибирским, а из Сибири в Москву - Московским. И говорили раньше не тракт, а - трахт". История этой дороги имеет немало крутых поворотов и ухабов.
Долгое время по экономическим соображениям правительство запрещало пользоваться удобной дорогой через Урал помимо Верхотурья. На протяжении почти двух веков единственным узаконенным путем через Урал была Бабиновская дорога. Ее открыл соликамский "посадский человек" Артемий Бабинов, предложив в 1595 году южнее Лозьвинского пути короткую дорогу по "суху"через "Камень", минуя город Чердынь. На "Бабиновой" дороге были построены город Верхотурье и таможенный пункт.
Но не дремали торговые и промышленные люди. Чтобы не платить в казну "десятину" с товаров, они изыскивали новые окольные пути. Стали пользоваться водным - по реке Чусовой. Но и здесь, со временем, появилась преграда. В 1651 году "по указу великих государей и "Верхотурской памяти" крестьяне Фролка Арапов и Афонька Гилев набрали двадцать крестьянских семей и срубили на излучине реки Чусовой, на главной водной дороге, в непосредственной близости от перевала Чусовскую сдободу, учредив при ней заставу и таможню.
Торговые люди не смирились. В 1679 "Тобольского уезда Арамильской слободы садчик Митка Сарапулец проложил "сухую" дорогу с Кунгура в Сибирь на Арамильскую слободу, южнее Чусовской заставы". Через год новую дорогу "засекли": на Бисерти-реке построили заставу, которая стала основанием Бисертской слободы (ныне - село Афанасьевское). После чего от Бисерти все обозы направлялись к Чусовской слободе.
Правительство неоднократно предписывало Верхотурскому воеводе о запрещении Кунгурской дороги, а потом царская грамота от 15 октября 1696 года обязывала кунгурского воеводу Степана Сухотина закрыть Сибирскую дорогу, пролегающую через Кунгурский уезд.
Несмотря на запреты правительства, Кунгурская дорога, тем не менее приобретала государственное значение. Это был более короткий путь от Перми до Ирбита - на несколько сотен верст (по сравнению с Бабиновской дорогой). И уже в 1697 году "тобольскому воеводству было позволено для скорейшего отправления нужных бумаг открыть в летнее время, без перемены дороги Верхотурской, путь через Утку и Кунгур на Казань".
С открытием рудных месторождений на Урале по указу Петра I начинается строительство казенных заводов. В 1701 году входят в строй Каменский и Невьянский, в 1704 году - Уктусский заводы. Но еще при их строительстве, управители изыскивали наикратчайший путь от Кунгура. Снабжение строек продовольствием и фуражом, при отсутствии на месте развитого земледелия, производилось из Кунгурского уезда, который к концу XVII века стал по-настоящему хлебным городом. Дорога от Кунгура до Уктуса пролегла по наиболее низменной части Уральских гор и оказалась удобной и короткой. От Кунгура через село Суксунское и Бисертскую слободу к Уткинской (она же Чусовская) слободе потянулись обозы, а от нее через Аятскую слободу - к Уктусскому заводу.
Особое внимание Кунгурской дороге уделил В.Н.Татищев. В 1720 году он ходатайствовал перед правительством об открытии новой дороги на Ирбит из Кунгура через Уткинскую слободу и Уктусский завод, по которой тогда уже многие из купечества проезжали тайком. Ходатайство не осталось без внимания. В декабре 1721 года Тобольская губернская как канцелярия разрешила "казанским, уфимским и кунгурским торговым людям ездить на Ирбитскую ярмарку помимо Верхотурья, теми дорогами, которыми они наперед того езжали".
В 1721 году В.Н.Татищев посетил Уткинскую пристань и открыл новую дорогу от Чусовской слободы через деревни Крылосово и Подволошную на Уктусский завод. Это был один из проторенных издавна путей, по которому в летнее время крались беглые в Сибирь. От деревни Крылосовой дорога пролегла по левому берегу Чуоовой. После переправы близ селения Верхний Уктус (ныне Горный Щит) она выходила на дорогу, ведущую с Полевского рудника к Уктусскому заводу.
Открытие дороги сократило путь от Уктусского завода до Уткинской пристани. Значительно возросла роль этой дороги в период строительства завода на Исети. На стройку пригнали тобольских солдат, крестьян и мастеров с уральских заводов и деревень, а также колодников. Перед Горным правлением встал вопрос о снабжении людей хлебом, лошадей - фуражом.
Доставлять провиант и фураж по Верхотурской дороге и думать не следовало - длинна, неудобна. Между тем, требуемый объем поставок продовольствия непрерывно возрастал. Это обстоятельство побудило В.И.Генина сократить маршрут и основать некоторые селения на Кунгурской дороге. В 1723 году по его распоряжению трассу дороги изменили, направив ее через урочище Гробово Поле прямо к деревне Подволошной, минуя Чусовскую слободу. На урочище Гробово Поле, на левом берегу реки Утки, построили постоялый двор для ночлега возчиков, доставлявших хлеб и фураж к месту стройки. В том же году сюда переселили крестьян из Кунгурского уезда для содержания постоялых дворов.
В 1724 году Сенат решил учредить еженедельную почту от Тобольска для пересылки государственных бумаг. Для скорейшего сообщения с Тобольском и Казанью, разумеется, был проезд по кратчайшему расстоянию от Кунгура до Екатеринбурга.
В конце 1734 года на Урал прибыл вновь назначенный Главным командиром Уральских и Сибирских заводов В.Н.Татищев. Он сразу обратил внимание на состояие дорог, через приказчика строгановского завода узнал о возможности сокращения дороги от Екатеринбурга до Уткинской пристани на 20 верст. Он тут же написал своему помощнику А.Ф.Хрущеву: "немедленно послать кого смышленого оную осмотреть и обмерить, и мощение описать, и ежели близость явится, тотчас расчистить, чтоб нынешнею зимой можно было железо возить".
Трасса новой дороги пролегла через реки Решетку и Талицу, Шайтанский и Билимбаевский заводы к деревне Коноваловой, где был брод через Чусовую. От деревни дорога пролегала как к Уткинской пристани, так и деревне Гробовой.
Обращает внимание то обстоятельство, что Сибирский губернатор отложил рассмотрение вопроса о Кунгуро-Екатеринбургской дороге. Однако при попустительстве местного начальства она находилась в ходу. Но грянул гром. В январе 1739 года по недочетам Верхотурской таможни Сенат строжайшим указом запретил купечеству и лицам какого-либо звания ездить мимо Верхотурья. С этой целью предлагалось "по прочим дорогам расположить заставы и подвергать конфискации товары и вещи проезжающим неуказанным путем". Исключение было сделано участку дороги от Екатеринбурга к Уткинской пристани, куда следовали обозы с железом, артиллерией и медной монетой.
В 1745 году по неоднократному ходатайству горного начальства Сенат разрешил учредить особую почту от Москвы через Нижний на Казань, на Кунгур и через Екатеринбург до Тобольска для пересылки два раза в неделю казенных бумаг и частных писем. Одновременно этим путем запрещался проезд по подорожным и пересылка всяких посылок, больших и малых. Жизнь показала, что Кунгуро-Екатеринбургская дорога коротка и экономически выгодна. Преодолевая косность чиновников, 27 сентября 1754 года Сенат подписал Пермскому губернскому правлению учредить почтовые станции, по 4 лошади на каждой от Екатеринбурга до Кунгура, для почтового отправления должностных бумаг и писем из Сибири в Россию и обратно.
От Перми до Екатеринбурга построили 15 ямских станций, расположенных друг от друга на расстоянии около двадцати верст... 14 только в 1783 году Большой Московско-Сибирский тракт был официально узаконен. Трактом назвать эту дорогу можно условно. Большая дорога находилась в худом состоянии, по ветхим мостам проезжать было небезопасно. На разбитой дороге часто ломались экипажи, что вызывало возмущение проезжающих…
С 1799 года начались работы по устройству тракта. Они продолжались до 1811 года. По сторонам дороги крестьяне рубили лес, копали канавы, между ними выстилали хворостом и засыпали землей полотно шириной в 6 саженей (12,8 метра).
На устройство и перестройку трактовой дороги правительство не выделило ни копейки, не мог употребить деньги из поземельного фонда и губернатор. Московский тракт перестраивался, так сказать, натурою которая дорого обошлась местному населению, жившему вблизи перестраивавшегося тракта и привлечённому к отбыванию дорожной повинности. Помимо участия в строительстве дороги, каждой семье в придорожном селении выделялся участок вдоль дороги, где крестьяне обязаны были садить березки и ухаживать за ними. Если деревья не отрастали, мужика наказывали плетьми и вновь заставляли высаживать деревья...
Это был еще и Великий кандальный тракт. За сто лет с конца XVIII по конец XIX века по Сибирскому тракту прогнали порядка 1,5 миллиона каторжан. Арестанты время от времени по пути сбегали и тогда стражники пополняли состав за счет первого встречного, ведь они должны были сдать партию на очередном этапе "по счету". Когда шла партия от 100 до 500 человек, то звон кандалов разносился по округе на несколько верст.
В 1829 г. немецкие ученые А. Гумбольдт и Г. Розе установили, что гора Березовая «есть высший пункт Сибирского тракта на всем протяжении его от Перми до Екатеринбурга». Гору Березовую стали считать границей между Европой и Азией. После причисления г. Березовой к единой уральской водораздельной линии в 1837 г., на восьмой версте от Васильевско-Шайтанского завода, на южном склоне г. Березовой горные власти Екатеринбурга установили знак раздела частей света. В книге "Уральская железная промышленность в 1899 году" Д.И. Менделеев приводит описание обелиска "Европа-Азия", отмечая, что с одной стороны памятника растёт сосна, а с другой - пихта, рядом находится караульный дом.
Путешественник В.П. Семёнов-Тян-Шанский не оставил без внимания такой факт, как прощание каторжан с Россией. Дойдя до него каторжники падали на колени и, обнажив головы, со словами "Прощай, Россия-матушка!" прятали в карман, чтобы унести с собой в далёкую Сибирь горсть родной земли.
Этапное переселение в Сибирь началось еще в ХУI в.. По административной реформе путь следования арестантских партий делился на 61 этап. Как известно, первоначальная ссылка в Сибирь не знала каторги. Самые ужасные преступники, раз они были помилованы от смертной казни, ссылались в сибирские остроги, где их приписывали в пашенные крестьяне наравне с безвинными переселенцами, водворЁнными там же по государственной надобности. Ссыльного отличали только клейма и законные увечья - рваные ноздри, обрезанные уши и проч.
С 1679 г. официально было повелено ссылать в Сибирь уголовных (а в последствии и политических) преступников на каторжные работы. Каторжники, как мужчины, так и женщины, закованные в кандалы, конвоируемые солдатами, нестройными рядами двигались по тракту. Впереди на конях - 3-4 казака, затем телеги со старцами, больными и детьми. За час такая партия продвигалась на 3-4 версты, за месяц должна была проходить около 500 вёрст. На полпути между этапами были построены полуэтапы для ночёвок.
Полуэтапы представляли собой огороженное место 100 Футов длиной и 50-75 футов шириной, внутри которого располагались 2-3 низеньких одноэтажных деревянных здания. В одном помещении размещались на ночь офицеры, в другом - солдаты, в третьем, самом большом - арестанты. В нём имелось 3-4 камеры с печами и двумя рядами нар из досок. Этапы различались размерами и расположением зданий. Этапные здания были больше и располагались в обширном дворе, в котором, в отличие от полуэтапа, имелись дополнительные хозяйственные постройки. Расположенные вдоль тракта этапные постройки окрашивалисъ в грязно-желтый цвет.
Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять - тридцать верст. Такое расстояние тюремными обозами, в составе которых бывали и подводы с домашним имуществом, преодолевалось, в среднем, как раз за два дня, и узников располагали на постой в очередной «гостинице» с решетками. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мертвого».
По Сибирскому тракту прошло немало бунтарей. Дважды в 90-е годы XVIII века здесь проехал Радищев - родоначальник российского самиздата. Так как он ехал в ссылку а не на каторгу, будучи политическим заключенным, то передвигался практически как путешественник без кандалов, но в сопровождении конвоира, а размещался в обоих случаях на почтовой станции, а не в тюрьме.
РВБ: XVIII век: А.Н. Радищев. Записки путешествия из Сибири:
...От Бисертской Гористо, и дороги лесом. До Кленовской 25 верст, дорога по холмам. Не доезжая верст за пять, спускаются с высокой и крутой горы и неприметно покатом доезжают до селения. От сей горы, которая в сем месте, кажется, составляет хребет Урала, горы становятся ниже. До Киргишанской 34 версты. До Гробовской 27 вёрст.
...Крепости к заводам не приписаны, платят только обыкновенные подати. Хлеба сеют мало, и то один ржаной, по причине холода и каменного грунта. Отяготительны для них подводы, провождение колодников. Промысел их состоит в работах по заводам...
...Пятого мая поутру выехали (задержаны, команда увела лошадей в ночь) и, переехав Чусовую, шестого мая (приехали) в Гробовскую поутру, где у исправника Порецкого пили чай и ели. Поехали с командою, приехали в Киргишанскую с командой, где пили чай у капитана. Исправник нас знает. До Кленовской гористо и грязно. В Бисертскую приехали седьмого, часу в девятом переехали Бисерть, быструю реку, и обедали в Ачитской. Сварили курок...
Сторона восточная Уральских гор около Екатеринбурга плоска, но даже от Камышлова есть пригорки, и Екатеринбург хотя не на горах, но стоит на шиферном грунте. До Решот дорога камениста, лежат большие каменья кварца, мрамора, а потом даже до Билимбаихи гранит; за Чусовую места низки. Пашни нет до Кленовской, там пашут помалу.
... В пяти верстах завод Бисертской Демидова. От Киргишанской до Бисертской и несколько дале горы частые и грязно, есть долины мокрые, где косят сено. От Бисертской до Ачитской долины с пашнею, и около живут татары. А от Киргишанской до Бисертской по обоим сторонам селений нет. Хлеб дешевле в Ачитской. За Бисертскою держат пчел..."
...Переезжая Кунгур, гора высокая... Старая воеводская канцелярия, в средине большая комната со столами и скамьями для писцов, в средине два столба, у одного цепь, в прихожей отгородка решетчатая, для сажания колодников... Тут же хранятся и орудия казни: топор, крюк, которым за ребра вешали...
Прошли по Сибирскому тракту и декабристы - 96 человек, приговоренных к каторге. В 1826-1827 годах они шли несколькими партиями. Для них условия были суровыми, в кандалах и пешком. Следом вскоре после их отправки поехали в Сибирь жены декабристов: Трубецкая, Волконская и другие.
В 1835 году ехал в Пермь русский демократ Герцен, в 1850 году в кандалах проехал замечательный русский писатель Достоевский. За ним шли петрашевцы, автор стихов "Вперед, без страха и сомнения" Плещеев. В 1864 году через Дебёсы был отконвоирован в кандалах Чернышевский.
Мой прадед, Тихон Белев содержал постоялый двор, который находился при въезде в село Кленовское на том самом Сибирском тракте. Семья имела конюшню, обслугу, здесь меняли лошадей при поездках по Московско-Сибирскому тракту. Бабушка Настя рассказывала (скорее со слов своих родителей, она 1892 года рождения), как вдоль тракта садили тополя и березы по велению "всецарицы Екатерины", их так и называли "екатерининские березы". Я застала эти березы в конце 60-х годов прошлого столетия, когда еще по старому Сибирскому тракту мы ездили в Кленовское навещать бабушку и дедушку. Они стояли редкими, сохранившимися памятниками, местами трухлявыми, рушившимися от старости, повидавшими много на своем веку. Помнила бабушка о том, как по тракту шли арестанты в кандалах, а их сопровождали жены на бричках и кошевых-санях. Жаль, что я в то время была слишком мала, сейчас бы я расспросила бабушку подробне о людях, которые останавливались в их доме.
В селе Кленовском был острог, крепость и деревянная церковь. В 1826 году начато строительство каменного храма, по легенде, заложеного велением императора Александра I, который направляясь в Екатеринбург в 1822 г., останавливался в селе.
В настоящее время трасса Московской дороги переместилась. Но местами старый тракт ещё остаётся в эксплуатации. Кое где одет в асфальт. По нему мчатся автомобили, и кажется, ничто не напоминает о прошлом...
с. Кленовское, старый Московский тракт. Фото Татьяны Лутковой, (наше время)