Самая длинная смена «Артека» началась 22 июня 1941 г. и продлилась до 12 января 1945-го.
Пионерский отряд. В верхнем ряду Анастасия Бурыкина (слева) и Нина Храброва.
Анастасии Михайловне Бурыкиной 92 года. Она последняя из оставшихся в живых вожатых, работавших во время самой длинной артековской смены.
Вожатой Настя стала, будучи школьницей. Сама девчонка, она встречала в алтайской Белокурихе артековцев, которые добирались туда 1 год и 3 месяца. Это было 11 сентября 1942 г.
Анастасия Михайловна Бурыкина.
В тыл - через бомбёжки
Эта смена должна была начаться 22 июня 1941-го. В лагерь ребята съехались за пару дней до её торжественного открытия. Но праздника не получилось, хотя флаг на линейке всё-таки подняли. В тот же день со всех концов страны в #«Артек» полетели телеграммы от встревоженных матерей с вопросом: «Что же теперь будет с детьми?» Кого-то из ребят удалось отправить домой. Но тех, кто приехал из Белоруссии, Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, везти было некуда. Там уже наступал враг, и многие ребята даже не могли узнать, что стало с их родными.
Эвакуацией лагеря руководил его новый директор Гурий Григорьевич Ястребов. С вожатыми Володей Дорохиным, Антониной Сидоровой и Ниной Храбровой он перевёз 300 детей через всю страну - через голод, холод, бомбёжки. Не потеряли ни одного ребёнка.
Сначала подмосковная Фирсановка. Следующая остановка - Сталинград.
Оттуда - в Казань, затем Уфа, Омск, Новосибирск и, наконец, Алтайский край.
Взвейтесь кострами...
Лагерь был на полном самообслуживании. Старшие мальчишки на конном дворе ухаживали за лошадьми, а девочки помогали на кухне и в столовой. Те, кому исполнилось 15-16 лет, работали на лесозаготовках: валили деревья, обрубали сучья. Организовалась и группа, которая обшивала весь #«Артек». Помимо одежды шили и костюмы для выступлений, и бельё для солдат.
В течение этой длинной смены все заработанные деньги, включая зарплаты взрослых, артековцы переводили в фонд обороны. В общей сложности вышло 116 тыс. рублей. Сталин лично прислал в лагерь благодарственную телеграмму.
Корпуса, в которых жили артековцы с сентября 1942 г. по январь 1945-го.
Возвращение домой
Первые артековцы покинули Белокуриху в конце 1944 г. Уезжая, плакали от радости, что вернутся домой. И плакали от горя, что придётся расставаться - ведь 1301 день, что длилась эта смена, лагерь жил как дружная семья. Самыми последними 12 января 1945 г. уехали эстонские пионеры.
«В последнюю минуту вспомню звёздное небо Алтая, белые снега Белокурихи, друзей, лучше которых не было. И отчаянное счастье, воспоминания о котором не покидают меня. И светлую нашу дружбу - наш талисман, источник всего доброго, что было с нами», - дрожащим голосом Анастасия Михайловна зачитывает строчки из последнего письма своей подруги вожатой Нины Храбровой.
В живых нет уже и многих пионеров. Анастасия Михайловна, последняя из вожатых той длинной лагерной смены, хранит память обо всех них.(
с)