Для Гитлера Левитан был врагом номер один. За его жизнь фюрер назначил награду в 250.000 марок. Левитан был приговорен нацистами к смертной казни, его обещали повесить на Красной площади. Нужно было срочно что-то делать, Левитан не мог замолчать. Ведь замолчать - значит проиграть… В срочном порядке радиостанции были отправлены в тыл. В Свердловске, около озера Шарташ, построили новую радиостанцию, от которой проложили подземные кабели к дому, в котором располагался Свердловский радиокомитет.
Там был установлен телефон, с помощью которого дикторы получали из Москвы информацию, озвучивали ее и готовый материал отправляли на станцию. Оттуда сигналы передавались на другие радиостанции страны. Враг не мог обнаружить, откуда же звучал исходный сигнал.
В этом подвале работал Левитан в Свердловске
Фото Государственного архива Свердловской области
Мемориальная доска в Екатеринбурге на доме, где Левитан работал в годы войны
Благодаря проводному радио, выполняющему роль технической основы системы оповещения, в годы Великой Отечественной войны были спасены многие человеческие жизни, а сводки Совинформбюро продолжали быть единственным достоверным источником информации о положении на фронте и в тылу. Никто не должен был знать, что самый главный враг фюрера - Левитан свои заветные слова «Говорит Москва…» уже с сентября 1941 года назло всем врагам передает из Свердловска.
Тогда положение наших войск было удручающее. Но говорить было необходимо. Например, на Волоколамском шоссе уничтожили семь немецких танков, но ведь там их было сотни! И если в небе было сбито пятнадцать немецких самолетов, то ведь это из тысяч! Но важно было тоном, тембром, модуляцией голоса подчеркнуть, что советские бойцы сражаются за каждую пядь земли.
Цифры читались с гордостью, подъемом, будто было сожжено не семь, а семьдесят танков, сбиты не пятнадцать, а сто пятнадцать самолетов. Уходя по дорогам отступления, советские воины сражались до последнего вздоха. Но уверенность в победе, которая звучала в голосе диктора, вселяла надежду. Ему выделили маленький подвальчик для жилья рядом с комнатой, где размещался Свердловский радиокомитет.
Click to view
Никто не должен был знать, для чего и для кого все это предназначено. Жил Левитан в Свердловске до марта 1943 года. Комната. Телефон. Микрофон. На улицу практически не выходил, поскольку свежая сводка могла поступить из Москвы в любую минуту. Немцы продолжали охотиться за Левитаном, но обнаружить его теперь было практически невозможно.
Быть может, спасло Левитана то, что в лицо «великий голос страны» знали немногие. Его всегда охраняли сотрудники НКВД. О внешности Юрия Борисовича советский народ распространял легенды. Говорили, что это лысый полный мужчина 50 лет, а ему, стройному и симпатичному, было всего 27.
В марте 1943 года Левитана переправили в Куйбышев. По 10 раз в день он был в эфире, продолжая пугать своим голосом фашистов.
@