Самый древний, самый дальний и самый посещаемый…

Sep 21, 2011 23:17


Сегодня у меня престольный праздник.
Вот уже почти 20 лет я встречаю праздник Рождества Божией Матери в одном и том же месте. Это деревня Лиственка Бокситогорского района. Здесь находиться древняя церковь во имя Рождества Богородицы.
Деревянная церковь была построена в 1599 г., то есть даже еще Дом Романовых не избрали на царство (перестроена в 1720 г.). Точную дату постройки удалось установить по сохранившейся тябловой иконе, на которой можно прочесть: «...лета 7108 (1599 г.), сентября в восьмой день постави сию церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы раб Божий крестьянин Данилы Патрикеева сына Клобакина Ефтефей Тимофеев сын з братиею...».
В советское врем храм был закрыт, находился в заброшенном состоянии и наверно бы погиб, но им заинтересовалась инспекция охраны памятников в Петербурге и в начале 1990-х гг. храм восстановлен, а в 1992 году был передан епархии, став приписным к храму в Сомино. Именно в том году я был назначен в соминский храм и таким образом оказался настоятелем и храма в Лиственке.
С храмом связаны древние предания. Одно из них гласит, что здесь скончался князь Синеус, один из трех братьев призванных княжить на Руси - вместе с Рюриком и Трувором. Ему был дан в удел Белозерск. Именно здесь проходила древняя дорога из Великого Новгорода на Белозерье. Погребен был Синуес в самом Белозерске. Его надгробный курган сохранялся близ Белозерска еще до Отечественной войны. О легендарной древности говорит сама за себя и топонимика - на другом берегу Колпи располагается деревня Перунь.
Другое предание рассказывает, как в Смутное время в начале XVII в. сюда пришел отряд шведских войск, как здесь говорят, «пришла литва», который разорял на своем пути многие храмы и монастыри. Но увидев этот храм, захватчики почему-то не тронули его и ушли восвояси.

Храм в Лиственке является самым древним действующим деревянным храмом на северо-западе России, а может быть и во всей России. Церковь находится на кладбище, - по-видимому, это обстоятельство ее и сохранило. В храме сохранились фрагменты старого иконостаса 1599 г., а также древний престол, жертвенник, резной клирос, волоковые окна.
Служить в таком храме - большая радость. Кругом леса, озера, мимо протекает речка Колпь, внутри нет ни электричеств , ни отполения. Здесь кажется, что времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского еще не прошли. Понимаешь, что такое намоленный храм. Ведь до тебя здесь уже 400 лет молились. Молились, когда еще Петербурга в проекте даже не было.
Вот сегодня в Петербурге отмечают 200-летие Казанского собора. А этому храму - в два раза больше лет. Служу я здесь в основном на престольный праздник. Место не только древнее, но и глухое. Это - самый дальний приход нашей епархии. До Питера - 370 км. Общественный транспорт сюда никакой не ходит, вернее перестал ходить. Магазина нет, точнее - ликвидировали. Хлеб привозит раз в неделю житель соседней деревни - ездит покупать себе, а по пути завозит и соседям. Езжу я сюда только на УАЗике. До недавнего времени местных жителей было человек 10. Если на службу приходило хотя бы 5 человек местных, то я говорил: «Явка у нас - 50% населения». Таким высоким процентом не может похвалиться ни Москва, ни Питер. Представьте себе, если бы в Москве 50% населения пришло в храмы.

Сегодня весь день шел мелкий дождь. В храме меня встретил собравшийся народ: 5 человек из Лиственки, остальные из Заборья и Подборовья. Когда в храме стоит человек 12, уже кажется, что он - переполнен. Служба здесь идет при свечах, впечатление дополняет знаменное пение - поют наши клирошанки с Леушинского подворья. От небольших окошек в храм идут два луча света. Лица молящихся в темноте едва различимы. В какие-то моменты они кажутся написанными фресками. В течение всей службы не покидает чувство нереальности происходящего.
После службы совершаем Крестный ход, который проходит среди могил, теснящихся к храму. Жалко заканчивать службу и покидать этот храм до следующего года.
На праздничной трапезой у Александры - ключаря храма на столе были продукты исключительно своего производства, кроме хлеба, чая и сахара. Фактически - натуральное хозяйство. Рассказы о прогрессе и модернизации здесь воспринимаются как что-то фантастическое. От нее узнал последние новости. Оказывается, теперь на зиму в селе остается 2 человека. Сама Александра тоже уезжает на зиму в Тихвин.
Хочу передать всем поздравление с Рождеством Божией Матери из этого древнего храма, посвященного сегодняшнему Празднику.

Остальные фотографии:





Божия Матерь, история, фотографии

Previous post Next post
Up