Впервые потомок Дома Романовых посетил Квартиру св.Иоанна Кронштадтского (продолжение)

Jul 19, 2011 21:10

Продолжение беседы.

ПАВЕЛ КУЛИКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III


Павел Эдуардович Куликовский удивительно внешне похож на Императора Александра III, которому доводиться праправнуком. В какие-то моменты, когда я смотрел на лицо своего собеседника и узнавал в нем черты Царя-Миротворца, меня охватывал особый трепет. Неужели возможно через четыре поколения такое повторение внешнего и внутреннего сходства. Я обратил внимание на это и спросил Павла Эдуардовича:
- Наверное, Вам уже не раз говорили о Вашем сходство с Императором Александром III.
- Да, многие люди говорят об этом. Но я - это я. А Император Александр - это Император Александр…
- Чувствуете ли Вы какую-то духовную связь с Александром III? Ваше внешнее сходство выражает ли духовное совпадение?
- Я думаю, что Александр III был большим поклонником старой России, настоящей России, подлинной России. И я так же почитаю ее. Мне трудно сказать, от кого это у меня - от Александра III или от Великой Княгини Ольги или может быть от Павла Первого?
- Государь Александр III сам стал олицетворением старой России, собирательным образом русского царя - царя-отца, царя-богатыря. И он удостоен особого народного титула - «Царь-Миротворец», который выше любого, потому что Сам Господь говорит в Нагорной проповеди о блаженстве миротворцев, «яко тии сынове Божии нарекутся».
Скажите, когда и как Вы узнали, что вы - праправнук Александра III, потомок русских царей? Как это на Вас повлияло? Было ли это для Вас значимым фактом или же в детстве Вы не придавали ему особенного значения? Как в Вашей семье сохранялась память о Ваших царских предках?
- Мне это было известно с самого детства, хотя бы потому что в семье были предметы, которые принадлежали Великой Княгине Ольге Александровне. Один известный греческий автор Йен Воррес в течение более чем одного года записал серию бесед с Ольгой Александровной. Это случилось буквально накануне ее смерти. И в 1964 году он опубликовал книгу «Последняя Великая Княгиня», ставшую очень известной.
- Она у нас переведена?
- Уже да. (Позже я нашел в интернете этот перевод В.Кузнецова 1996 г. - Прот.Г.Б.) И вот эта книга стала чем-то вроде нашей семейной библии. В ней - вся история нашей семьи в одной книге. Я ее читал и перечитывал. Вначале просто смотрел картинки и спрашивал, а позже стал читать сам. Так что, когда я был ребенком 8-9 лет, я уже знал историю своей семьи. Насколько это на меня повлияло? Думаю, что глубоко. Мне трудно судить, но некоторые друзья говорили, что поскольку я знал, кто я, я всегда был очень уверенным в себе. Многие молодые люди, ищут себя, свою идентичность, подчас попадают из-за этого в беду. А я никогда не искал себя. Я знал, откуда я, и мне не надо было самоутверждаться, или что-то кому-то доказывать.
- Стало быть, у Вас присутствовало сознание принадлежности к Дому Романовых?
- Да, я думаю, что так. Сейчас, когда мы говорим о Царском Доме Романовых, мы все-таки должны помнить, что во времена существования Советского Союза об этом не говорили. В 1970-е гг. мне было 8-9 лет, и я не демонстрировал свою принадлежность к Дому Романовых. Если спрашивали, я отвечал, но сам не говорил. И в стороне я старался собрать больше информации о своей семье. Я стал читать книги о моей семье, чтобы больше узнать, собирал старые фотографии. Старался собирать все, что связано с Россией, с семьей Романовых. Как раз много купил через аукционы из того, что в свое время распродала Аза Гагарина. Она, кстати, еще жива.
Когда начались эти процессы с Советским Союзом, и стало возможным вернуться, когда я приехал в первый раз сюда в 1992 году, журналисты расспрашивали меня о моих предках, и тогда я стал говорить открыто о себе и своей семье. До того я ничего не говорил, а потом все открылось.

ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ
- Павел Эдуардович, вы сподобились участвовать в перезахоронении Вашей прапрабабушки Императрицы Марии Федоровны. Расскажите об этом. Кто дал разрешение на перезахоронение Марии Федоровны в Дании. Спрашивали ли членов Дома Романова? Обращались ли лично к Вам?
- Честно говоря, немногих. Спросили нескольких потомков Великой Княгини Ксении Александровны. Спросили двух самых старших по возрасту. А со стороны Великой Княгини Ольги Александровны вначале никого не спросили. И тогда я пожаловался на это, и сказал, что если нас не спросят, то мы просто отменим наше участие. И тогда к нам пришли и спросили, потому что мы прямые потомки. А по законам датской национальной церкви нельзя трогать останки, если все потомки на это не дадут согласие. И тогда нас тоже спросили, и мы согласились. Был жесткий отбор кандидатов, кому выступать на церемонии в Дании. Остановились на мне, потому что я говорю по-датски. Я выступал на церемонии в соборе в Роскилле в Королевской усыпальнице. А вот здесь в Петро-Павловском соборе, почему-то никто из потомков Романовых не выступил. Выступали только ваши бюрократы. Было несколько речей - просто скопировали мою речь, которую я произнес в Датской церкви. Были сделаны переводы на английский и русский язык и выложены в интернет. Их нашли и подготовили. Эта речь есть у меня на сайте на английском.
- Павел Эдуардович, хотел бы поделиться с Вами и своей радостью: я был первым священником из России, которому удалось послужить панихиду на гробе Императрицы Марии Федоровны в Роскилле. Это было в 1997 году, когда праздновалось 150-летие со дня рождения Марии Федоровны. В Копенгагене по этому случаю была устроена большая выставка в королевском дворце Амалиенборг. В Петербург приезжал хранитель королевского музея, организатор выставки. Он обратился в музей Достоевского с вопросом: какие были отношения между Достоевским и Марией Федоровной. Мне в музее как научному сотруднику поручили разработать эту тему. Я написал статью, где изложил все сведения. Достоевский был лично знаком с Марией Федоровной, которая высоко ценила его романы. Александр III, еще будучи наследником, материально помогал Достоевскому. Мою статью включили в каталог выставки и меня спросили: хотел бы я получить гонорар или приехать на выставку? Я выбрал второй вариант и удостоился побывать в ноябре 1997 года на открытии этой исторической выставки. Я был в храме Александра Невского на заупокойной службе в присутствии датской королевы Маргариты Второй. После нашей группе из России предложили на выбор культурную программу. Я сказал, что больше всего хотел бы посетить место кончины Императрицы Марии Федоровны в Видоре и место ее упокоения в соборе в Роскилле, где у гроба Марии Федоровны я спросил разрешения послужить панихиду. Как известно, это протестантская Церковь - место упокоения датских королей и нужно особое разрешение настоятеля этого собора. К тому же, у гроба Императрицы официально служат только представители Зарубежной церкви. В Роскилле нас встретил пастор, которые на удивление быстро и без формальностей разрешил послужить. Это был для меня важный духовный момент - послужить панихиду на гробе матери нашего Царя-Мученика, да к тому же первым священником из России (потом в церкви Александра Невского мне подтвердили эту информацию). Я помолился с глубоким покаянным чувством у гроба матери царя-мученика Николая от имени своих сограждан.
А спустя 9 лет уже в 2006 году я сподобился сослужить на заупокойной литургии в Исаакиевском соборе у гроба Марии Федоровны и участвовать в погребении Императрицы в Петро-Павловском соборе. Для меня это стало зримым и убедительным примером, как щедро воздается любое даже малое служение царю. Я написал статью о Марии Федоровне, а в награду получил сторицей великую радость служить на ее гробе и в Дании, и в Санкт-Петербурге. Вот, что такое царская милость!
Сегодняшнюю встречу с Вами я тоже воспринимаю как продолжение этих событий.

ВОЗМОЖНА ЛИ В РОССИИ МОНАРХИЯ?
- Павел Эдуардович, подозреваю, что Вас часто в России спрашивают о монархии?
- Все время.
- И что же Вы отвечаете?
- Все зависит от того, кто и как спрашивают. Вопросы задают самые разные. Некоторые спрашивают, верю ли я, что монархия вновь будет в России? Другие спрашивают, что я думаю о тех, кто представляет собой сегодня монархистов в России? Третьи спрашивают более прямо: как Вы считаете, что надо сделать, чтобы вновь вернуться к монархии в России? Это все очень разные вопросы. И ответы на них тоже очень разные.
- Наверное, все-таки, самый важный из них - первый. Поэтому хотел бы спросить Вас: верите ли Вы и хотели ли бы Вы, чтобы в России возродилась монархия?
- Если Вы меня спрашиваете именно так, то я отвечу: да, я хотел бы увидеть это сбывшимся. Монархия - это то, о чем я мечтаю. А вот если Вы спросите: верю ли я, - то это более сложный вопрос. Я надеюсь, что со временем это произойдет в России. Но когда - в течение 10-ти лет? Или может быть 50-ти лет? Или 100 лет? Я не верю, что это может произойти в ближайшие 10 лет. Но я верю, что есть только одна возможность, что это все-таки произойдет.
- Какая же? - затаив дыхание, спросил я.
- Я могу верить, что это произойдет как чудо! И тогда это может случиться чудесным образом и завтра.
- Позвольте и мне поделиться с Вами мыслями на эту тему. В возможности возрождения монархии меня убеждает как раз непредсказуемость нашей русской истории. Меня, как ни странно, убеждает обратный пример. При Советской власти никто не верил, что у нас в стране может быть американская «демократия». Если мне кто-то тогда бы сказал об этом, я бы ни за что не поверил. Такой «демократии» у нас никогда не было, и она появилась неизвестно откуда. А вот самодержавие у нас было тысячу лет и оно не может исчезнуть даже после 1917 года. Значит, историческое самодержавие куда легче возродить, чем не бывшую никогда на Руси "демократию".
- Вот такое внезапное появление я и называю чудом. Я не думаю, что это можно спланировать. И думаю, что нельзя сказать: сделайте то и то, и это через 5 лет позволит нам возродить монархию. Так что единственное, что надо сделать, это сказать, что мы бы хотели иметь монархию, Вы верите, что это произойдет когда-нибудь в России. Я это и говорю. А вот если верить действительно сильно, то это может и произойти на самом деле.
- Я думаю точно также, как и Вы. Нам сегодня нужно смотреть не на то, реально или нереально возрождение монархии. Пусть нынешняя реальность может даже убедить, что это - нереально. Но тем не менее нужно обязательно верить, и тогда наша вера воздействует на реальность, вера родит чудо, по вере нашей Господь даст нам царя.
Я считаю, что определение национальности «русский» включает в себя веру в царя. Русский - это тот, кто верит, что в России будет царь. Это не требует никакого обоснования и объяснения. Это качество русской души. Как говорили у нас на Руси о плохом человеке? У него нет царя в голове. Это самое страшное. Поэтому сейчас надо восстановить «царя в голове». Надо возвести царя на престол в нашем сердце. А потом он будет возведен на престол и в Успенском соборе Московского кремля.

ВОПРОСЫ ПАВЛА ЭДУАРДОВИЧА
Павел Эдуардович, которого я в этот день в Квартире Иоанна Кронштадтского, пользуясь его добрым расположением, столько «мучил» вопросами, в конце задал и мне несколько вопросов.
- Я хотел бы также Вас спросить. Завтра день убиения царской семьи. Как Вы считаете, это - праздник или нет?
Вопрос не простой.
- Павел Эдуардович, это праздник со слезами на глазах.
Куликовский спросил также о Великом Князе Михаиле Александровиче. Оказалось, что он знает о двух конференциях в Санкт-Петербурге, которые мы проводили в прошлом и в этом году. Я рассказал ему подробнее о них. И спросил у него причину его интереса к брату Царя-Мученика.
- Великий Князь Михаил Александрович из всех детей Императора Александра больше других остался в тени. Его могила и останки до сих пор не найдены. В моем сердце он как без вести пропавший. И что мы можем сделать? Сначала возвратить память о нем, вызвать интерес к его личности. И когда что-то начнет двигаться, появятся время, деньги, люди и поиски будут на серьезном уровне. Тогда можно будет установить место его погребения, найти останки и достойно похоронить.
- Вы были в Перми?
- Нет. Поэтому я и хотел бы иметь какие-то контакты с людьми, которые занимаются почитанием и прославлением Михаила Александровича в Перми. Может быть, на будущий год посетить Пермь. Может быть, мой приезд стимулирует интерес к нему.
- Да у Михаила Александровича нет прямых потомков. Вы один из его близких родственников - правнучатый племянник. Это Ваш родственный и исторический долг.
Для меня образ Михаила Александровича особенно важен тем, что он, хотя, может быть, совершил ошибку, не приняв верховную власть 3 марта 1917 года, однако его Манифест сегодня дает вполне легитимную возможность восстановления монархии. Нельзя говорить, что он отрекся. Его формулировку "о готовности воспринять власть в случае поддержки народа" никто не исполнил, но и никто не отменял, и она, стало быть, остается в силе и дает нам надежду. Учредительное собрание не было собрано, народу не дали сказать слово, не дали сделать выбор. Вот здесь и есть зацепка, которая позволяет поставить снова вопрос о созыве такого народного собрания, на котором народ сделает свой выбор. Это самый легитимный и программируемый образ восстановления монархии.

ДОМ РОМАНОВЫХ НАКАНУНЕ 400-ЛЕТИЯ
Через два года исполняется 400-летие Дома Романовых. Что представляет Дом Романовых сегодня, спустя почти 95 лет после революции и накануне своего 400-летия? Какие итоги и какие перспективы? В нашем представлении Дом Романовых раздроблен, разобщен. Существует ли он как целое? Есть Императорский Дом Романовых, который возглавляет Великая Княгиня Мария Владимировна. Есть объединение потомков Дома Романовых. Какие связи существуют между членами Дома Романовых? Все эти вопросы я также задавал Павлу Эдуардовичу.

-Сейчас в мире проживает около шестидесяти потомков Дома Романовых. Все - зарубежом. Из них около пятидесяти человек являются потомками дочерей Великих Княгин Ксении Александровны и Ольга Александровны.
- Вы поддерживаете связи с другими Романовыми?
- И да, и нет. Я поддерживаю регулярные связи с некоторыми. А с остальной частью семьи у меня односторонние связи. То есть я постоянно что-то отправляю им, но они очень редко отвечают. Большинство из них - члены Ассоциации Дома Романовых. Наших родственников можно встретить в Дании, Англии, Франции, Испании, Швейцарии, Австралии, США и других странах. Я каждый месяц рассылаю информационный листок «Новости Романовых» на 40 страницах всем членам семьи. С некоторыми членами семьи я поддерживаю очень тесные связи. Часто, когда они приезжают в Петербург, мы с ними встречаемся. Георгий Юрьевский, Ростислав Ростиславович, Дмитрий Романович, Дмитрий и Михаил Ильинские, Мария Владимировна и Георгий Михайлович.
- Мы с вами познакомились в прошлом году в Петро-Павловском соборе на панихиде. меня это очень тронуло. Вы отдали дань памяти Великой Княгине Леониде Георгиевне на ее могиле.
- Да. Мы тоже поддерживаем отношения с Ольгой Николаевной Куликовской. Но основная часть семьи приезжала в 1998 году и в 2006. Должен сказать, что без этих мероприятий многие из нас никогда прежде не видели друг друга. Все же мы разбросаны по разным странам.
Думаю, многие из моих родственников хотели бы вернуться на Родину. Например, правнук, Великой Княгини Ксении Александровны Ростислав Ростиславович Романов, которому сейчас 25 лет, специально учился русскому языку в Санкт-Петербурге, он хочет продолжать образование в Москве. Мой кузен из США Майкл Ильинский также неоднократно выражал желание жить и работать в России. Все без исключения Романовы выражают стремление быть полезными России. Многие из моих родственников получили отличное образование и воспитание. Они сохранили не просто связь с Родиной - они сохранили русский язык и русскую культуру. В самом высочайшем их проявлении. Но постоянно возникают проблемы с получением деловых и туристических виз. Очень бы хотелось, чтобы представители старинных родов - не только Романовых, но и Шереметевых, Голицыных - имели возможность беспрепятственного въезда на землю своих предков.

Меня глубоко тронуло доброжелательное отношение Павла Эдуардовича ко всем своим родственникам - потомкам Дома Романовых, без разделения на ветви, на семьи, на объединения. У всех потомков Романовых - один корень, один Дом, одна Россия, одна История. Скоро будет праздноваться 400-летие Дома Романовых. Эта дата должна напомнить об этом и соединить разбросанных по всему свету современных Романовых.
Павел Эдуардович стал для меня открытием. Он является одной из личностей ,вокруг которой происходит собирание современных потомков Дома Романовых, которые способны видеть «поверх барьеров». «Жаль только, что многие средства массовой информации интересуют лишь распри между отдельными членами нашей семьи».

Вот уже третий день после этой встречи я все вспоминаю его слова, мысли, рассуждения.
Я вспомнил писателя Ворреса, который записал в свое время свои беседы с Великой Княгиней Ольгой Александровной, и они стали важным источником для нашей истории. Я подумал, что теперь пришла и моя очередь записать подробно эту беседу с Павлом Куликовским. Мне кажется, его слова должны быть сохранены и услышаны многими русскими православными людьми, по крайней мере теми, которые не мыслит своей истории как прошлой, так и будущей без Дома Романовых.
Надо прямо сказать, что Павел Эдуардович Куликовский-Романов - совершил исторический прорыв. Он первый из потомков дома Романовых вернулся в Россию. Не его вина, что он вынужден был сделать это под видом предпринимательской деятельности. Наше государство, которое так любит говорить о программе возвращения соотечественников, на самом деле оказывается все еще не готовым к возвращению главных наших соотечественников - потомков Дома Романовых. Тем более важен и ценен этот поступок Павла Куликовского. Его пример должен быть поддержан на самом высоком государственном уровне. Всем потомкам Дома Романовых должен быть возвращен без всяких условий статус граждан России, дана возможность жить и трудиться на исторической Родине.

Расставаясь, я еще раз поблагодарил Павла Эдуардовича за этот исторический визит первого представителя Дома Романовых в Квартиру Иоанна Кронштадтского. Он пообещал, что обязательно пригласит в гости к Иоанну Кронштадтскому и других потомков Дома Романовых.

«РОМАНОВЫ ДЛЯ РОССИИ»
Павел Эдуардович подарил мне выпуск журнала «Русская история» за 2010 год №5-6, в котором было опубликовано его интервью под названием «Романовы для России». Из него я узнал о многих делах и начинаниях, о которых по скромности Павел Эдуардович умолчал в беседе со мной. Еще в 1994 году был создан фонд «Романовы для России», который зарегистрирован в Лондоне. Его председателем является князь Дмитрий Романов (месяц назад он за деятельность фонда был награжден в Кремле Медведевым Орденом дружбы народов). «Мы с Людмилой тоже стараемся быть полезными: помогаем издавать книги, организовывать выставки, связанные с семьей Романовых. В 2008 году я передал сотрудникам филиала Государственного исторического музея Палаты в Зарядье, расположенного в бывшей усадьбе Романовых, средства на восстановление геральдического знака нашего рода - грифона над входной дверью северного фасада палат со стороны улицы Варварка. Сейчас появился еще один проект. Совместно с Василием Ящиком и казачьим объединением конвой мы организуем для русских детей-сирот, живущих в Чечне, летний лагерь в Санкт-Петербурге, где дети воочию могут полюбоваться памятниками нашей великой истории. В 2011 году должна выйти книга мемуаров Ольги Александровны, в подготовке которой мы принимаем непосредственное участие…»



Остальные фотографии:

монархия, Дом Романовых, фотографии, Россия, Иоанн Кронштадтский, Св.Квартира_Иоанна_Кронштадтского, Кронштадт

Previous post Next post
Up