Последние леушанки

Jul 15, 2011 14:33

Этой весной в нашем приходском издательстве "Леушинское подворье" вышла долгожданная книга "Последние леушанки", над которой работали монахиня Кирилла (Червова) и Ида Александровна Климина из Череповца. Книга рассказывает о судьбах некоторых леушинских монахинь в ХХ веке. Предлагаю вашему вниманию отрывок из нее.

Рассказ Александры Ивановны Квашниной - племянницы леушинской монахини.
Мы с сестрой родились и выросли в очень верующей семье, нас у родителей было пятеро. В нашем доме любили принимать странников, подавать милостыню. Как я помню, у нас всегда жили Божьи люди. Мама Параскева Васильевна была крепкой веры, настоящая христианка, ее бабушка Домна так воспитала. И не только ее, но и всех своих детей, а их у нее тоже было пятеро. Она, к сожаленью, рано умерла. Старшему из детей Коле было 18 лет, маме нашей семь лет, а сестре Екатерине, будущей монахине Варваре - тринадцать. Вскоре умер их отец, наш дедушка Иван. Брат женился и взял остальных детей к себе в семью, жена ему попалась хорошая, добрая, дети ее любили. Жили трудно, бедствовали. Екатерина не захотела быть обузою и объявила родным, что уйдет в монастырь. И выбрала она не Горицкий монастырь, что ближе к дому, а Леушинский. Слышала о нем от кого-то из странников, ночевавших у них, запал в детскую душу рассказ об этой обители. Про матушку Таисию, игумению, говорили, что она - настоящая мать сестрам, особенно привечает сирот.
Наша мама, как она потом нам рассказывала, очень переживала, плакала и уговаривала сестру не уходить в монастырь. Но Екатерина все-таки уехала, видимо, была на то воля Божия. В монастыре, как мы знаем со слов мамы, ее приняли хорошо, она там прижилась и домой никогда не просилась, когда ее навещали родные. Послушания она выполняла разные и всему научилась в монастыре. Наша мама только удивлялась, что мать Варвара все умеет делать, когда та приезжала изредка навестить родных. Она хорошо готовила, пекла пироги, шила, стегала одеяла, управлялась со скотиной и на огороде. И все делала очень ловко и быстро, потому что все было от Бога и для Бога. В каком году ее постригли в монашество, мы точно не знаем, но, кажется, ей было около сорока лет, и назвали Варварой, в честь великомученицы Варвары. Она очень любила и почитала свою небесную покровительницу. Добрую половину своей монастырской жизни матушка Варвара несла послушание на подворье в Петербурге, она трудилась там вплоть до его закрытия. У меня хранятся несколько икон и вещей леушинских матушек. (Незадолго до смерти Александрушка передала мне небольшую иконку Божией Матери «Нечаянная радость», принадлежавшую м. Варваре. - Прим. автора).
Когда начались гонения на церковь и на верующих, подворье и монастырь закрыли. А мать Варвара вместе с духовной сестрой - монахиней Неофитой, она тоже наша, кирилловская, переехала во Всеволожск, их пригласил туда знакомый батюшка.
Они жили в сторожке при Троицком храме, пели и читали на клиросе, стегали одеяла на продажу, а на эти деньги отправляли посылки знакомым батюшкам и матушкам в тюрьмы. Сестра моя (Александрушка кивает на Екатерину) бывала у них во Всеволожске, она подробнее расскажет. Я стала позднее ездить к матушкам уже в Романово под Череповец, куда они переехали во время войны. Это далекая глубинка, так их, видимо, благословили, а добирались туда только на лошадях.
Жили там матушки небольшой общинкой. Кроме матушек Варвары и Неофиты, которая была старшей в общинке и хранила игуменский посох, помню монахинь Гермогену и Вриену, уже стареньких, мать Вениамину, старенькую схимницу мать Кириллу, она постоянно читала псалтырь. Еще две матушки Александра и Неонилла бывали в Романово наездами, постоянно они там почему-то не жили. Возможно, оттого, что далеко был храм, на причастие матушки по очереди ездили в Череповец. В их деревне и вокруг жило много старообрядцев. Я точно не помню, как складывались у них отношения, матушки никогда не жаловались. В 60-е годы, помню, матушки рассказывали, что к ним иногда приезжали знакомые батюшки и служили литургию на антиминсе. Чаще других приезжал отец Валентин Парамонов, он тогда служил в Череповце.
Службу справляли дома, у них было много старинных икон и богослужебных книг. Всегда теплилась лампада. Жили дружно, у каждой было свое послушание. Наша мать Варвара готовила и занималась домашним хозяйством. У матушек был огород, а возле дома много цветов, что было непривычно тогда в деревнях, цветов не сажали.




Леушинский_монастырь, монашество

Previous post Next post
Up