Еще одним событием стало для меня открытие царской Грузии.
Хотя в Грузии вот уже как двести лет нет царей, тем не менее царская идея жива и в православной среде пользуется большой симпатией. Не удивлюсь, если именно в Грузии возродится первое православное царство после повсеместного уничтожения православной государственности на земле в ХХ веке.
Это открытие началось уже в первый день пребывания в Грузии.
В кафедральном соборе Святой Троицы, о котором я уже рассказывал (
http://otets-gennadiy.livejournal.com/289457.html), мы спустились по красивой каменной лестнице в Нижний храм, где увидели в центре у иконостаса два каменных надгробия, украшенных резьбой в древнем стиле. На верхней крышке были вырезаны фигуры в царском облачении. Было очевидно, что это погребения древних грузинских царей. Однако возникал вопрос, как они могли оказаться в храме, освященном в XXI веке?
Наш добрый путевод Майя открыла нам тайну этих погребений. Ни одна из наших версий не подтвердилась. Это оказались кенотафы грузинских царей 17-18 вв. Теймураза II и Вахтанга VI. Что такое кенотаф? Это надгробие без погребения. Зачем же их устанавливать.
И тут мы узнали самое интересное. Оказывается оба царя похоронены в России, в городе Астрахани.
Кроме того, что это были цари, они оказались яркими деятелями грузинской культуры и сыграли важное значение в сближении с Россией.
Царь Картли Вахтанг VI (1675 - 1737), современник Петра Первого, известен как выдающийся грузинский писатель и законодатель, занимает выдающееся место среди культурных деятелей Грузии. Он основал в Тбилиси первую типографию, в которой были отпечатаны богослужебные и светские книги. Вахтанг был знатоком восточных языков, перевел с персидского «Калилу и Димну». Писал стихи и переложил в стихотворные формы «Ответы Сократа». По инициативе Вахтанга VI переработаны в один свод грузинские летописные сведения и в один кодекс законы и обычаи. Так составились главная летопись Грузии «Картлис Цховреба» и Судебник царя Вахтанга.
В начале 18 века Грузия подвергалась агрессии турок-осман и грузинский царь Вахтанг IV искал помощи покровительства у императора Петра Великого, выступив его союзником в персидском походе Петра I. Будучи лишенным престола, он искал убежища в России, куда переселился в 1724 году. Петра он уже не застал в живых, и лишь в 1728 году на его ходатайство помочь Грузии было Высочайше повелено Вахтангу отправиться на Кавказ. В пути он заболел в Астрахани, где и умер в 1737 году и был погребен в Успенском Соборе Астраханского Кремля.
Второй царь, представленный кенотафом в кафедральном соборе, - Теймураз II, был царем Кахетии и Картли (центральная Грузия) из династии Багратионов, поэт-лирик Теймураз жил в 18 веке (1700-1762 гг) и в своей политике ориентировался на Россию. В 1761 году он совершил дальнюю поездку в Санкт-Петербург, чтобы просить императрицу Елизавету Петровну о военной помощи в противостоянии Персии. Переговоры не успели завершиться в связи с неожиданной кончиной императрицы. Удивительно, что буквально через несколько дней после императрицы скончался в Петербурге и сам грузинский царь.
Его тело пытались доставить в Грузию, но смогли довезти только до Астрахани. Через Каспий или Дагестан провезти тело царя не удалось и Теймураз был похоронен в подклети Успенского собора Астраханского кремля.
Надо отметить, что пребывание в России нашло отражение в поэтическом творчестве царя-поэта, у Теймураза есть стихи, посвященные петербургской красавице Варваре Александровне Бутурлиной, красотой которой был пленен грузинский царь.
В общем, как видим, не последние люди в грузинской истории погребены в России. Вскоре после распада СССР в среде грузинской интеллигенции возникла идея о возвращении останков грузинских царей на родину. Начались переговоры с российской стороной. Когда строили кафедральный собор, для царей приготовили места погребений и даже установили кенотафы. Собор должен стать царским пантеоном. Но эти переговоры были сразу осложнены неблагоприятным политическим фоном, а после 5-дневной войны 08.08.08 и вовсе приостановлены.
Когда я узнал от Майи об этой проблеме, пошутил: «Только в обмен на Грибоедова!»
Во всей этой истории меня поразило желание грузин вернуть своих царей на родину. За этим стояло нечто большее нежели исполнение последней воли усопших. Грузия собирает своих царей. Можно сказать словами дипломата Горчакова, «Грузия сосредотачивается» на царской идее. Устроенные царские кенотафы мне показались воплощением грузинской царской мечты.
Кстати, в Грузии проживает Законный Наследник Грузинского Царского Престола Багратионов. Династия Багратионов одна из древнейших среди монархических династий мира, она известна уже 1 300 лет и представлена в истории Грузии многими прославленными именами царей, военачальников, духовных лиц, ученых и деятелей искусства, в том числе присленных к лику святых. Багратионы послужили и России. Самый известный «русский» Багратид - Петр Багратион, отдавший жизнь за Россию на поле Бородина. Сегодня у этой прославленной фамилии - более ста потомков, законным наследником на основе грузинских законов о престолонаследии признан Царевич Нугзар Петрович Багратиони-Грузинский. (О вопросах грузинского престолонаследия можно почитать большой материал в блоге:
http://alexlimburg.livejournal.com/9356.html)
Монархическая идея в Грузии жива. Ее исповедует и проповедует Его Святейшество Католикос-Патриарх Всея Грузии Илья II. Стала известной его воскресная проповедь
7 октября 2007 года, в которой он всенародно высказался о вековой мечте грузинского народа восстановить Царский Престол в Грузии. Об этом мечтали все ведущие деятели национально-освободительного движения XIX-XX веков, такие как святой Гавриил Кикодзе, святой Илья Праведный (Чавчавадзе), святой Католикос-Патриарх Кирион I (Садзаглишвили), святой Католикос-Патриарх Амвросий I (Хелаия) и многие другие.
В Грузии склоняются к конституционной монархии, как форма правления, распространенной во многих европейских государствах. Сегодня в Грузии некоторые политические и общественные силы всецело поддержали эту инициативу Католикоса-Патриарха Грузии
Ну а кенотафы в кафедральном соборе остаются пока что пустыми. Наверное, старых останки грузинских царей должен встретить живой грузинский царь.