Пятерка по Терскею. Глава вторая. Скрипит потертое седло

Aug 17, 2016 00:30



Это рассказ о горном походе, который проходил в июле-августе 2016 года в окрестностях хребта Терскей на Тянь-Шане. Три недели непрерывных ярких впечатлений коротко не изложишь, поэтому желающим ознакомиться с данной заметкой в полном размере придется запастись терпением. Если же у вас нет терпения, или может быть свободного времени, можно просто поглядеть фотографии в отдельном альбоме.Поскольку сайт не позволяет опубликовать все мысли одним куском, публикация разделена на главы. Может, оно и к лучшему.

Оглавление
Глава первая. Шаткий крюк
Глава вторая. Скрипит потертое седло
Глава третья. Проверка на прочность
Глава четвертая. Во власти стихии


Глава вторая. Скрипит потертое седло

На шестой день мы наконец вступили в царство вечных льдов, начав подъем на перевал Серебряное седло, имеющий категорию 3А. Вообще для всей группы кроме руководителя это новая категория, ведь в пятерке мы в первый раз. Идя в связке по закрытому леднику на подступах к перевалу, я предвкушал встречу с неизведанными испытаниями, которые должна таить эта новая ступень трудности.



Перевал Серебряное седло с северной стороны крутым ледопадом сползает в долину. Только имея описания, составленные другими группами, можно без лишних блужданий найти верный путь среди ледовых обвалов и затаившихся под снегом трещин


Сползая со склонов на пологое дно долины, гигантский ледник растекается по нему как блинное тесто по сковородке

Тремя связками мы поочередно прокладываем себе путь всё выше и выше в снегу, который по мере продвижения становится все глубже и глубже. В какой-то момент приходит осознание, что этот ровный и свободный от трещин коридор среди нависающих по сторонам сераков является настоящим лавинным шоссе - может лавины его и зализали до такого состояния? Тем не менее, вариантов движения у нас нет, и мы продолжаем подниматься всё выше и выше. По описаниям где-то на полпути к седловине должно располагаться большое и ровное плато, где можно безопасно поставить лагерь, но, преодолевая очередной подъем, мы видим перед собой лишь очередные ледовые стены.
        Вот мы прижимаемся к правому по ходу движения борту долины. Где-то на вершине скальной стены нависает внушительный ледовый карниз, под ним вылизанные лавинами кулуары, и языки сошедших лавин пересекают наш путь. Где-то здесь погода традиционно, но как всегда внезапно портится, видимость исчезает, и мы вынуждены дожидаться прояснения в этом опасном месте.


Примерно такое печальное зрелище представляла собой наша группа во время пережидания навалившейся непогоды где-то на склоне перевала Серебряное седло
Вскоре мы продолжили подъем. Атмосфера вокруг была угрожающая, продолжал идти снег, а мы прокладывали снегоступами путь куда-то наверх, пытаясь угадывать направление в просветах видимости. В какой-то момент мы вышли на перегиб, с которого наконец увидели заветное плато... далеко внизу. Оказалось, что мы выбрали неверный путь, и нужно было либо спускаться назад и обходить ледовый лоб, на который мы лезли последний час, либо вешать веревки на спуск при неясном характере и протяженности склонов. Вместе с тем вечерело, и было принято решение отступать.
Остаток дня напоминал какой-то ночной кошмар. Видимость снова пропала, поднялся ветер, усилился снег. Мы спускались вниз по старым следам, обходя уже найденные трещины. Внезапно загрохотало, но видно ничего не было. Секундой позже пришло осознание - лавина! Где-то рядом, приближается, грохот нарастает, и всё это кажется шокирующе долгим. До этого мне еще не приходилось испытывать это ощущение панического оцепенения, когда чувствуешь надвигающуюся и неизбежную опасность, и когда понятия не имеешь, что нужно делать, куда от нее бежать. Связкой мы успели снова тронуться наверх, а через какие-то секунды грохот прекратился так же резко, как и начался. Откуда шла лавина, где она прошла - ничего этого не было видно в густой облачности. И мы снова пошли вниз, сердце постепенно выходило на привычный ритм. Внизу увидели след сошедшей лавины, масштабы ее оказались весьма впечатляющими. Сошла она примерно на то место, где мы недавно сидели, укрывшись тентом.
Мы начали обход ледового лба с траверсом снежного склона в направлении плато. Судьбу нашу на этот вечер определило несколько моментов. Во первых, начинало темнеть. Во вторых, погода продолжала портиться, и видимость вновь пропала. Мы находились посреди склона крутизной градусов 20, вниз он уходил с увеличением уклона на ледовые сбросы, сверху продолжался равномерно на сотню метров, уходя в туман. Что было впереди - различить было невозможно, но ясно было, что до плато быстро мы не доберемся, да и видимость при траверсе необходима. Долгим было колебание, в вымотавшейся группе разгорелись споры о том, что нам делать дальше. В итоге было решено - ставим лагерь где стоим, движение назад - на лавинные выносы, вперед - как прыжок в пустоту. Склон по всем признакам потенциально лавиноопасен, но выбора нет - копаем места под палатки в глубоком снегу. Количество снега на склоне оценить не удалось - дуга от палатки при проверке ушла вглубь на всю длину. Снег мокрый, тяжелый, опасный.
В этот вечер сил готовить еду у дежурных не было, вместо этого раздали сухую часть обеда и ужина по палаткам. У фотографов не было сил доставать фотоаппараты. Продолжал падать снег, продолжал дуть ветер. Сегодня перевал показал нам свою категорию, нужно попробовать отдохнуть и дождаться утра.



А вот и утро. Видно, что ночью снег выпал даже на те горы, которые, казалось, находятся в дождевом высотном поясе
По хорошей погоде с утра мы бодро протропили до плато, а по нему монотонно продолжили набирать высоту в направлении перевального взлета. Всё, что мы прошли вчера и сегодня утром - лишь подход под техническую часть маршрута.


На плато под перевальным взлетом Серебряного седла


Перевальный взлет Серебряного седла, северный склон. Отсюда кажется не таким уж сложным и протяженным


Тропили, тропили, и тут - раз, и начали вешать веревки, одну за другой
Запомнился случай на станции. Поджумариваю я значит к очередной станции в снегу на якоре. Тут же Денис, рюкзак и Серега, стоящий сверху на якоре. Веревка уходит куда-то в снег под ноги Сереги, станционной петли и карабина не видать. Идет мелкий снежок, и пока он идет, по склону сверху прямо на нашу станцию непрерывно стекает снежный ручеек из свежевыпавшей крупы - склон разгружается. Пытаюсь докопаться до станционного карабина, чтобы встать в него на самостраховку, но бесполезно: новая крупа мгновенно сравнивает склон обратно. Так и пришлось стоять на жумаре под станцией пока осадки не прекратились, пытаясь её откопать наперекор напору стихии, чтобы хотя бы Серегу с ног не сбило потоком снежной крупы. И то хорошо, что новый снег осыпался сразу, иначе была бы наша станция очень лавиноопасной и нас бы в какой-то момент могло накрыть по настоящему.
    На крутяке - то снег, то лед. Веревки вешаются неторопливо, погода стоит в целом неплохая. Лидер работает налегке, группа рассаживается на станциях ниже по два-три человека, кушает орешки и наблюдает за процессом. Периодически кто-то несет рюкзак лидера на станцию выше, затем спускается обратно, отдыхает, и затем тащит уже свой рюкзак. Спокойнее всего живется замыкающему - он дольше всех сидит на каждой станции, и только когда все поднимутся разбирает станцию и идет вслед за ними. Каждая веревка занимает более часа времени от начала провешивания до ее снятия, таким образом день пролетает незаметно.
Поручиться не могу, но веревок семь мы таки провесили. Место для ночевки нашли удачное - под ледовой стенкой, нависающей над малым бергшрундом. Стоим высоко и безопасно, на дворе морозец. Голова потрескивает от новой высоты, хочется поменьше шевелиться. Сегодня мне дежурить - удачно попал, хоть не в метель на лавиноопасном склоне.


Место стоянки у ледяной стенки. Пространства хоть отбавляй
Шел третий день с начала подъема на перевал. Веревки продолжали навешиваться. Опыт возрос, уровень прокачался, и теперь мы работали чуть слаженней, чем вчера, и процесс несколько ускорился. Вдобавок, погода наконец стояла замечательная, вопреки своим привычкам.



Весело проводим время на станции. Саша стоит ногами на якорном крюке, на котором висят наши жизни. На самом деле эти крюки настолько капитально были загнаны в снег заботливыми лидерскими руками, что вытаскивать их при разборе станции было непростой задачей


Уже на самых подступах к седловине путь преграждает непреодолимый гигантский бергшрунд. Преодолеть нельзя, но можно обойти
Место под бергшрундом оказалось очень уютным. Когда я пришел сюда одним из последних, Влад лежал на краю трещины и смотрел увлекательные сны, сопровождая процесс звучным храпом. В ожидании прохождения группой неочевидного участка в обход бергшрунда, я тоже едва не уснул, а также полностью доел карманку и набрал полную бутылку снега для растопки. Солнце жарило как никогда до этого - в этот день многие из нас капитально обгорели, не смотря на обильный намаз кремами.



Последние веревки перед седловиной. Большая часть группы уже отдыхает и начинает готовить еду, а замыкающие все еще моют посуду работают на склоне.
На перевале скучать тоже не пришлось. Дело в том, что наши предшественники воздвигли тур где-то на боковом склоне на скалах, докуда пришлось выпускать Сашу на страховке примерно на пол веревки. С задачей он справился - записка была найдена, а на ее место заложена наша. Далее последовал сытный обед и неторопливый спуск.



Вы, возможно, будете удивлены, но так выглядит наш перевал с южной стороны. Всего 2 простых веревки на спуск по снегу
Впрочем, с окончанием технической работы приключения на сегодня не закончились, во всяком случае не для всех. Мы спускались связками по закрытому леднику, лавируя среди крутых ледовых сбросов, следуя по следам ушедших далеко вперед двух связок. Наша связка была замыкающей, а я был замыкающим в связке. Каково же было мое удивление, когда казалось бы на ровном месте я с головой провалился в трещину.



Это моя трещина. Фото на память
  Ощущения от провала совсем не киношные. Как-то очень спокойно мозг отнесся к этому событию. Тельце удачно расклинилось рюкзаком и пузом между стенками, а когда Саша закрепил веревку, просто вылезло на поверхность. До этого с головой проваливаться мне не доводилось, ну а теперь к подобному буду относиться спокойнее. Тем не менее, можно поставить галочку в пункте "провалиться в трещину с головой" из списка планов на лето.
        Наша связка вскоре догнала авангард группы, который уже обустраивал пологий закрытый ледник под себя. Мы прошли опасные участки, нависающие сераки и разломы остались позади. За три дня нами пройден сложный, первый для большинства участников перевал категории трудности 3А, при не самых простых погодных условиях. В общем, был повод для хорошего настроения. Теперь нас ожидал сытный ужин и звездная морозная ночь в окужении белоснежных гор.



Утром стало видно, в каком живописном месте мы расположились

Верховья широкой долины, приютившей нашу группу, находятся во власти ледников, сползающих со всех бортов на ровное поле, на котором как рябь на воде застыли многочисленные мульды. Наша задача на сегодня - пересечь долину и пройти перевал Фестивальный Ложный, который расположился в хребте как раз напротив. В лучах палящего утреннего солнца мы торопливо проходили в связках между заполненными водой мульдами, спеша достичь дальнего края долины до того, как солнце растопит снег и превратит легкую прогулку в утомительную тропежку.



С этого ледопада мы спустились


А сюда предстоит подниматься
        Перевал Фестивальный ложный имеет категорию 2А, но прохождение несколько осложняется тем, что ходили его в прошлый раз много лет назад, и толковых описаний не сохранилось. Подъем несложен - ногами доходим до крутого участка, начинающегося от небольшого бергшрунда. Полторы веревки по снегу, и вот мы уже на необычайно уютной седловине.



Прямо под седловиной большой комфортабельный ранклюфт, на дне которого жидкая вода и нет ветра. Сама седловина осыпная и неширокая, тура не обнаруживаем и делаем свой (предположили, что он разрушился со временем)
        На перевале сидим долго - хорошая погода и удобство располагают к отдыху, и мы делаем облегченный обед без варки супа. Далее начинается спуск - определяющая категорию перевала часть. Как-то так получилось, что на этом перевале я шел первым как на подъем, так и на спуск. Скальная спусковая сторона оказалась для меня нетривиальной, и я допустил техническую ошибку при провешивании перил, во первых уйдя не в ту сторону на гнилые наклонные скальные плиты, во вторых надвязав две веревки, что не позволило бы нормально сдернуть их идущим последними. В результате на спуске стали происходить незапланированные пертурбации, приведшие к тому, что он непозволительно затянулся.
       

Нижняя часть спуска. Впрочем, на фото передать характер перевала затруднительно
        Знать бы заранее, что нужно прижиматься к скальной стенке справа, где значительную часть пути можно было идти ногами - и никаких приключений бы не получилось. Но вместо этого у части группы получился дюльфер по мокрым скалам на пружинящей 100-метровой веревке, стояние на станции, сделанной на лежащем посреди камнеопасного склона булыжнике размером с хороший диван, и далее еще один косой дюльфер, в процессе которого все сбрасывали вниз камень за камнем на тех, кто уже успел спуститься. Замыкающая же часть группы в лице Влада и Дениса, видимо страшно меня ругая, пересобирала всё то, что было сделано неверно, и прокладывала свой путь в более удачном направлении.
        В двух словах - спуск затянулся. Вдобавок погода традиционно испортилась, и в результате ночевали мы под самым перевалом, так как уйти вниз по леднику, как было изначально оптимистично запланировано, не было никаких шансов. Мы были уставшие, промокшие, и четвертую ночь подряд готовились ночевать на снегу. Впрочем, к этому состоянию на данный момент уже пора было привыкнуть - может быть в пятерке иначе и не бывает?..



Лагерь, и пройденный перевал на заднем плане. Видна его скальность и камнеопасность
        На следующее утро мы весьма бодро прошли ледник, вышли на моренные завалы, а затем подошли под конгломератные сбросы.



Взгляд назад


Конгломератная ступень, с которой нужно было спускаться. Отличная зарядка для ног и нервов. От осыпи конгломерат отличается тем, что уклон может быть произвольным, а сыпучесть непредсказуемой.
        После спуска можно было лишь удивляться, как это мы не навернулись на этом ужасном склоне. Впрочем, наши труды и страдания были вознаграждены отличным видом на эпичный водопад, обрушивающийся с ледника и бараньих лбов, искрящийся в лучах солнца, приковывающий к себе наши взгляды и мысли.



Статичной картинкой его масштабы не передать, но можете поверить на слово - хотя бы ради созерцания подобных явлений природы стоит ходить в горы


А потом мы переходили речку, которую этот водопад делает
        И кстати, мы спустились со снега. Вдобавок ко всему, по описаниям дальше нас ожидал самый обычный день в долине, без особых сложностей рельефа. Настроение отличное, виды замечательные, погода солнечная - по видимому, наконец настало время немного отдохнуть от почти непрерывного напряжения прошедших дней. По планам мы должны пройти по долине реки до самого низа, где наша речка впадает в магистральную реку. Оттуда мы практически сразу сворачиваем в соседню долинку и начинаем снова подниматься. Таким образом мы делаем большой крюк, огибая один единственный хребет. Можно было бы напрячься, и вместо ходьбы по долинам просто перевалить через отрог. Но простите, дайте нам уже просто походить ногами по травке! Вдобавок, километраж нашему маршруту совсем не повредит: а то работаем много, а ходим мало.



Успокаивающий пейзаж №1


Успокаивающий пейзаж №2
        Особо рассказывать о хождении по долинам должно быть не очень интересно. Мы шли, отдыхали, снова шли, обедали (наконец полноценно, с супчиком как полагается), сушили вещи, и снова шли и снова отдыхали. По дороге встречали цветочки, ароматные травы, черепа горных козлов.



И даже лагерь мы поставили на траве, с комфортом. И даже зубы можно было почистить не снегом, а жидкой водой
        Но ничего, уже совсем скоро снова на ледник, и снова будет много работы и настоящих суровых приключений. А пока - спать!
Previous post Next post
Up