Людмила Евгеньевна Улицкая, "Зеленый шатер", 2011.
Публикация Улицкой в этом блоге - очевидный оффтоп: блог посвящен все-таки классике. Но пройти мимо этого отрывка я не мог: уж слишком напрямую он касается темы. На мой вкус, и, равно, из моего опыта - текст этот крайне правдив. Причем, сразу по двум направлениям: психологически и исторически. Да.
Я общался лет семь назад с семьей новомученика - репрессированного и расстрелянного на Бутовском полигоне священника. История, как под копирку. Деда семья совершенно забыла, и говорить о нем стали только в восьмидесятых годах, если не в девяностых. И такой же шок. И обрывочные сведения. И только несколько старых фотографий. И еще - еще обручальное кольцо, по традиции снятое перед рукоположением.
Они совершенно не представляли, что с этой семейной историей, с этим знанием делать. И с удивлением обнаружили, что в Церкви интересуются их предком и знают о нем гораздо больше - просто очень много. И это был еще один шок.
И я тоже помню сепиевые фото. Отца, из следственного дела тридцать седьмого года - полное побритое печальное лицо на фоне тюремной мерной линейки. И сына - фото тридцать пятого года - крупный мужчина, как и отец, только молодой и довольный, в белой футболке, в белых парусиновых брюках, с девушкой. Пальмы, дворец, Ялта.
Кольцо сейчас вмонтировано в икону деда.
Ольга пригласила всех домой помянуть ушедшую. Невестка
Лена уехала из крематория к малым детям. Арий Львович считал, что его
обязанности простираются до конца вечера, и он раскрыл дверь автобуса,
пропуская тусклых женщин. Костя вошел последним. Хотел сесть с матерью,
но она уже заняла место рядом со вновь объявившейся теткой. Тетка была
помоложе Антонины Наумовны, но похожа на нее строгим носатым лицом. Арий
Львович смотрел в окно. Ему было о чем вспоминать.
Стол Ольга накрыла еще перед уходом. Тело покойной
сразу после смерти свезли в морг, и Ольга не торопясь, досконально, с
подробностями, прибрала дом, проветрила квартиру. Но и через три дня
лекарственный запах пробивался через мастику и полироль.
Сели за длинный овальный стол, отреставрированный
отцом, и Ольга, положив вымытые руки на столешницу, покрытую грубоватой
льняной скатертью, ощутила тоску по отцу. Вспомнила его рыхлый нос,
набегающую верхнюю губу, мальчишескую серьезность, с которой он строгал
свои деревяшки в мастерской на даче, запах политуры и стружек, идущий от
отца. Это под конец жизни, на пенсии. Из-за нее, дуры, из-за
университетской той истории… Как бесновалась тогда и орала мать и как
строго, опустив глаза, молчал отец. Молчал, молчал - и подал в отставку.
- Батя, батя, - прошептала Оля.
Рядом сидевшая подруга Томочка услышала. Чуткая душа, все по-своему переиначила. Шепнула ей:
- Да, Олечка, и я думаю - встретились теперь твои родители.
Арий Львович, оглядев со знанием дела богатую мебель,
руками покойного Афанасия Михайловича отреставрированную, сделал
переоценку статуса. Ампирная мебель была в моде в богатых домах, и он не
ожидал встретить в доме этой простовато-партийной покойницы такие
редкости. Занятная, занятная история. Помедлив, не найдется ли кто более
значительный, встал:
- Помянем по старому обычаю дорогую Антонину Наумовну. Не чокаемся, не чокаемся!
Все выпили. Костя, отглотнув каплю, поставил рюмку. Водка ему не нравилась. Он бы вина выпил, но ему не предложили.
Оля же выпила и мгновенно захмелела. Теплота
поднялась в голову, опустилась в ноги, она как-то обмякла. Сидела,
подперев осунувшуюся щеку рукой в заметных веснушках, порозовела, как в
юности, даже помолодела. Волосы, после давнишней химиотерапии вылезшие
дотла, росли у нее теперь новые, молодые, даже завивались надо лбом, и
прежний ее цвет - праздничный, пасхальный, луковой шелухи - снова
появился после того ужасного лечения.
Подруга Тамара смотрела на нее с изумлением, отметила
ее миловидность, порадовалась: восстала, восстала Ольга после такой
тяжкой болезни. И еще подумала: Антонина Наумовна на себя Олину болезнь
взяла. Такие были новые Тамарины мысли, складно вытекавшие из ее
православного состояния: теперь все движения жизни, повороты судьбы
виделись ей не случайными, а наполненными смыслом, непременно мудрыми и
целесообразными.
Олины мысли шли в другом направлении, о другом она
думала: если б она с Ильей тогда уехала, кто б мать похоронил. А вот
теперь, когда родители умерли, Костя женился, как раз бы и уехать к
Илье. Сколько же теперь надо ждать, чтобы оказаться с Ильей вместе…
Сестра Антонины Наумовны Валентина сидела с краешку,
робко. Вид у нее был не то чтобы совсем деревенский, но простоватый. Она
жила в Протеине, за сто километров от Москвы, в научном городке, и была
там вовсе не уборщицей, как по ее виду можно бы сказать, а вполне
уважаемым кандидатом биологических наук. Но Оля этого не знала. Помнила,
что тетушку мать не жаловала и даже не без насмешки говорила что-то
такое про овец, с которыми та всю жизнь провозилась. И это была правда.
Валентина кончила какой-то ветеринарный институт. Но в устах старшей
сестры, большой начальницы, звучало это всегда презрительно.
Сидела Валентина по правую руку от Оли, по сторонам
не смотрела, все только в тарелку. Потом вдруг повернулась к племяннице и
сказала:
- Я пойду скоро, Олечка. Ночую я сегодня здесь, в городе, у подруги. Но я тут кое-что тебе привезла. Это наше семейное…
Оля удивилась, но встала из-за стола и повела тетушку
в материнский кабинет. Там мать всю жизнь спала кратким сном и работала
- писала свои очерки о героических ткачихах, чесальщицах и доярках,
доклады и выступления, приказы и выговоры. Однажды написала роман и чуть
не получила Сталинскую премию. Старинная пишущая машинка в дерматиновом
чехле, которую сама писательница любовно называла «страстотерпицей»,
стояла, как маленький гроб, посреди письменного стола. «Ундервуд». Рядом
чугунный письменный прибор с мускулистым рабочим, бюст Толстого и
фотография себя самой - лучшая за всю жизнь: девушка в кожанке, со
сжатым ртом.
В свой кабинет Антонина Наумовна никаких мужниных
старинных мебелей не допускала. Все здесь было сталинское, даже с
металлическими бирками в интимных складках тяжеловесных предметов,
полученных когда-то через распределитель. На кожаном государственном
диване и умерла писательница.
Ольга сразу же, как тело увезли, сняла матрас. Костя
вынес его на помойку. Выкинула пузырьки и флакончики от лекарств, кроме
запаха ничего не осталось.
Валентина Наумовна вошла в сестрину комнату и
удивилась про себя ее нежилому виду. Три казенных портрета на стене -
Ленина, Сталина, Дзержинского. Села на край кожаного дивана и ровненько
на колени уложила портфельчик.
«У мамы точно такой же портфельчик был», - отметила
про себя Ольга. Тетка была ростом еще меньше матери, тоже сухая, тоже
длинноносая. И одета была схожим образом: поношенная вязаная кофта,
серенькая блузка внутри, юбка в кошачьих волосах.
«Надо ей мамину одежду отдать, шуба там, плащ», - решила Ольга.
- Олечка, не знаю уж, была бы твоя мама довольна…
скорее нет. Но я все же решила отдать тебе сохранившиеся у меня семейные
фотографии.
«Торжественное какое начало… Да, и обувь еще. Сапоги на меху, мама лет пятнадцать тому назад привезла из Югославии, не забыть…»
Валентина тем временем колупнула замочек и вынула тонкую пачечку, завернутую в газету.
- Это, если так можно выразиться, наш семейный архив
все, что сохранилось. - Она осторожно разворачивала газетные слои один
за другим, пока не появились фотографии. Тогда она встала, разложила на
столе одну картонку из старорежимного фотоателье и две блеклые
любительские.
- На обороте я карандашом тоненько написала, кто да
когда… - Она бережно поглаживала наклеенную на картонку фотографию, а
те, мутные, любительские, все норовили скататься трубочкой, и она их
распрямляла. - Если я вам с Костей не передам, наших предков и помянуть
некому…
«Какие такие предки, какие потомки? Мать говорила,
что рано осталась сиротой, родни не помнила, а кого помнила, погибли
либо поумирали…»
- Это наш батюшка, Наум Игнатьевич, с матушкой. Твои,
стало быть, дед и бабка. - Кривым старческим пальцем ткнула в край
фотографии. В кресле сидел священник с гривой по плечам и бородой чуть
не до пояса и черными, как наклеенными, бровями, а позади его кресла
стояла миловидная женщина в темном, по-простонародному повязанном платке
и в господском платье, шелковом, расшитом по вороту чем-то вроде
стекляруса. Рядом с отцом - трое отроков, возле матери - двое малышей.
Двухлетний сидит у нее на коленях, второго, постарше, держит за руку
черномазая девочка со строгим и хозяйственным выражением лица.
- Матушка наша - Татьяна Анисимовна, урожденная
Камышина, тоже из духовных. Отец ее инспектор Нижегородской семинарии.
Все, все у нас были духовного звания - деды, прадеды, дядья.
- Мама никогда не говорила… - прошептала Ольга. Голос пропал.
- Тому была причина - все сплошь священники, -
кивнула тетка и продолжала тыкать пальчиком в потертую сепиевую
картинку. - Отец Наум Игнатьевич похож на свою мать Прасковью - черный,
черноглазый, она была гречанка, тоже из поповской породы. После
Прасковьи порода испортилась, чернота пошла.
- А мама ничего не говорила…
- Да, да, конечно, не говорила. Боялась. Расскажу
тебе все, что знаю. Антонина, когда маленькая была, много по дому
помогала. Хорошая была девочка. Она тогда была одна сестра на пятерых
братьев. Трое старших было, а двое младших, она их нянчила. Андрей и
Пантелеймон, оба в мать, светленькие. И умерли в один год, уже в ссылке.
Она на десять лет меня старше была, я пятнадцатого года, на этой
фотографии меня еще нет. Но я помню, она меня кормила, одевала. Очень
хорошая была, - настойчиво повторила тетка.
Валентина поглаживала парадную фотографию. Любительские сворачивались в трубочку.
- В двадцатом году нашего отца, Наума Игнатьевича,
священника Космодемьянской церкви, отправили в ссылку. - Она уперлась
пальцем в девочку со строгим лицом, положившую руку на плечо мальчонки.
- Я родителей мало помню. Больше со слов тети Кати.
Отца видела последний раз, когда он вернулся из ссылки в двадцать пятом.
Мама к этому времени уже умерла. Тетя Катя меня к нему возила.
- Какая тетя Катя? - Ольга посмотрела на тетку, и
открыла вдруг, что никакая она не простоватая и нисколько не убогая. Она
тихая, спокойная, и выговор у нее очень правильный, даже правильнее
правильного.
- Тетя Катя, мамина сестра, Екатерина Анисимовна
Камышина, приняла меня, младшую, когда наших родителей сослали. Петр и
Серафим уже большие ребята были, сразу отреклись, в ссылку не поехали. С
отцом пошел Николай - он к тому времени уже закончил семинарию и служил
диаконом в небольшом селе на Волге. На фотографии он в подряснике, он в
семинарии тогда учился. Его рукоположили, он был священником, в лагерях
пропал, не знаю, в каком году, ничего про него не знаю. С ним связь
тетя Катя потеряла. С родителями в ссылку пошли два младших, Андрей и
Пантелеймон, оба и умерли.
- А мама? - Ольга уже догадывалась, что услышит.
- Антонина ушла вслед за братьями. В пятнадцать лет
ушла. Петр и Серафим уехали в Астрахань еще прежде нее, и все они там от
отца-священника отреклись. Написали в газету, что Ленин им отец, а
партия - мать.
Со стены, из деревянной рамки, смотрела на них девочка в кожанке, подтверждала эти слова.
- А с дедом что дальше сталось?
- Пять лет ссылки в Архангельскую область, потом
вернулся в Космодемьянск. В двадцать восьмом его посадили, потом еще раз
выпустили, а в тридцать четвертом - все, пропал. Не смогла тетя Катя
его разыскать. Пришли мы с тетей Катей к твоей маме уже в тридцать
седьмом. Стояли на коленях, просили похлопотать, хоть узнать, жив ли. Но
Антонина сказала, что хлопотать ей не о чем.
В приоткрытую дверь вежливо постучали - Арий Львович
заглянул проститься. В большой комнате, в застолье тихо разговаривали:
Тамара с соседкой толковали о загадочной болезни, которая оставила Ольгу
и перекинулась на Антонину Наумовну. Соседка Зоя расспрашивала Костю об
Илье. Ольга, при всей соседской близости, вопросов о бывшем муже как не
слышала.
Ольга благодарила похоронщика. Он почтительно кивнул
головой. Уже в дверях, держа богатую меховую шапку на весу, поклонился
светским образом и произнес с достоинством:
- К вашим услугам, Ольга Афанасьевна. Всегда к вашим услугам.
«Вот дурак безмозглый. Нужны его услуги!» - подумала и вернулась к Валентине.
Пока шла по коридору, готовилась услышать то, что могла предугадать. Ссылки, аресты, гонения, расстрелы.
Но ничего такого тетя Валя не сказала. Разгладила две
блеклые фотографии: на одной старик в обвисшем пиджаке стоял возле
плетня, на кольях которого надеты были две крынки, а лицо у него было
такое, что у Ольги дух захватило. На другой он же - в черном подряснике в
каком-то помещении сидел у стола, посредине которого возвышалась
небольшая белая пирамида и три темных яйца на тарелке.
- Это Пасха тридцать четвертого года. Видимо, он служил Пасхальную Заутреню.
Сидели и молчали. Потом Валентина завернула все в газетку, положила в коричневый конверт:
- Олечка, мне оставить некому. Ты со своим Костей
все, что от нашей семьи осталось. Я про тебя ничего не знаю. Не знаю,
может, ты и не хочешь эти фотографии брать. Я их всю жизнь сохраняла.
Сначала тетя Катя, потом я.
- Возьму, конечно, тетя Валя. Спасибо вам. Какой же
кошмар! - Оля взяла газетный сверток из старческих рук, и тетушка сразу
же заторопилась:
- Ну, мне пора, давно пора. В Теплый Стан ехать.
- Тетя Валя, старшие братья, с ними как?
- По-разному. Петр спился, Серафим в войну без вести
пропал. У Петра, кажется, была семья, но ушла от него жена и дочку
забрала. А про Серафима не знаю, остался ли после него кто.
- Ничего себе история. А вы приходите к нам. Я вам
хотела кое-какие вещи мамины… - И запнулась, потому что увидела такое
тети-Валино лицо, что про югославские сапоги говорить было невозможно.
- Я позвоню, позвоню вам, - промахнувшись с поцелуем,
уткнувшись в серую вязаную шапку тетушки, бормотала Оля, провожая ее в
прихожей. - Мы непременно увидимся, вы мне все расскажете, что помните.
- Да, да, конечно, деточка. Только на маму не
сердись. Страшные времена были. Очень страшные. Все ведь были сироты.
Теперь-то мы как хорошо живем…
Костя стоял за материнской спиной и не понимал, что
это она вдруг так ослабла, расплакалась, а ведь так хорошо весь этот
тяжелый день держалась. Ольга вернулась в материнскую комнату - снова
разложила на столе эти вынырнувшие из бездны небытия фотографии.
Ушла мать, давно уже превратившаяся в сухую оболочку
человека, в ворох гигиенических привычек и автоматических слов. И на ее
место вошел вдруг незнакомый человек с прекрасным лицом, переживший
предательство подросших детей, смерть жены и малолетних, тюрьму и еще
бог знает что. Мутная фотография с пасхальным столом отворила слезы.
Ольга, распустив поток, сидела в материнском кабинете и претерпевала
какую-то неведомую операцию. Ее, как черенок, полоснув ножом, привили к
семейному дереву, которое было дед Наум и все те многочисленные
бородатые, с косицами, деревенские и сельские, ученые и не особенно
ученые попы, их матушки и детушки, хорошие и не особенно. Она не могла
найти слова, чтобы объяснить себе самой происходящее потрясение. И не
было Ильи, который сказал бы те точные слова, которые расставляли все на
правильные места…