О том, что автострахование является убыточным, страховые компании плачут говорят давно и много. Они постоянно требуют повышения тарифов на ОСАГО. Но тарифы уже давно не повышались. Тогда страховые компании стали просто отказываться оформлять ОСАГО. Для этого они придумали много разных уловок.
Постоянно сталкиваясь с жалобами на страховые компании, я решила написать об основных таких уловках и о том, что делать обычному автовладельцу в данной ситуации.
Несомненно, самый распространенный метод - отказ в скидке за безаварийную езду (КБм).
Как известно, дополнительные скидки по ОСАГО запрещены Законом. Единственная возможная скидка - скидка за отсутствие ДТП по вине водителя. Т.к. сейчас введана в использование единая база РСА, то для оформления полиса ОСАГО необходимо получить информацию о водителях из этой базы (информацию о КБм). Очень многие сталкиваются с тем, что информация о них в базе либо вообще отсутствует (в таком случае, применяется КБм=1, т.е. без скидки), либо информация неверная. Не так давно я уже писала об особенностях работы данной базы. И эту проблему тоже описывала.
Откуда она берется? Страховщик при оформлении полиса не передал информацию в базу или передал неверную информацию. Чаще всего этим грешит небезызвестный "Росгосстрах". Но эту проблему легко решить. Достаточно запросить в страховой компании, оформившей предыдущий полис ОСАГО, соответствующую справку со сведениями о страховании. Сведения включают в себя КБм водителей, вписаных в полис.
На основании данной справки Вам обязаны оформить полис ОСАГО со скидкой по КБм. Даже если данные справки идут вразрез с данными из базы данных. Об этом прямо говорится в п.20 правил ОСАГО.
Если же Вы не меняете страховую компанию по окончании полиса ОСАГО, то никакие справки и тем более данные из базы не нужны. В этом случае Страховщик пользуется уже своей собственной базой данных, из которой никакие сведения пропасть не должны.
Некоторые страховщики отказываются оформлять полис ОСАГО без осмотра автомобиля или без предварительной записи. Например, "СГ МСК" практикует такой способ "оформления" ОСАГО. При этом ближайшеая свободная дата оказывается аж через месяц!
Пункт 19 правил ОСАГО действительно даёт страховщику право осмотреть Ваш автомобиль, но «право на осмотр автомобиля» не то же самое, что «право на отказ в страховании». Вам все равно обязаны оформить договор ОСАГО по Вашему письменному заявлению. Хотят осмотреть автомобиль - пусть осматривают в оговоренное время. Но полис должны выдать сразу.
Еще одна уловка, которой активно пользуется опять же "Росгосстрах", - навязывание дополнительных услуг, а именно страхование жизни, страхование от несчастного случая, страхование квартиры и пр. Это является нарушением Закона "О защите прав потребителей". Но надо же как-то деньги зарабатывать.
[Вспомнился старый анекдот в тему]Выходит менеджер спорттоваров в зал, а там продавец с покупателем разговаривает: - Ну вот, купили Вы себе удочку, а если Вам на рыбалке крупная рыба попадется, как Вы ее доставать будете? Купите себе подсак. Покупатель подумал, подумал и купил. - А знаете ли Вы, - продолжает продавец, - Что действительно крупную рыбу можно поймать только, если отплыть подальше от берега. Купите себе отличную надувную лодку с насосом. Покупатель махнул рукой и купил. - Да, как же Вы теперь это все домой-то понесете, продолжает разводить его продавец. - Да и на рыбалку надо загород выезжать. Купили бы себе уже у нас почти новый автомобиль из тех, что во дворе стоят, да и пользовались бы на здоровье. Покупатель почесал затылок, делать нечего, аргумент железный, заплатил деньги, погрузил товары и поехал. Менеджер и говорит продавцу: - Ну, ты, Изя, и даешь... Мужик пришел к тебе за удочкой, а ты продал ему весь магазин.- А кто Вам сказал, что он пришел за удочкой. Вообще-то он пришел купить ваты - у его жены месячные. Так я ему и говорю: "А что же ты будешь делать три дня в городе?..."
Пермское управление ФАС прекратило практику навязывания «Росгосстрахом» полисов «Фортуна «Авто», белгородское управление ФАС оштрафовало ООО «Росгосстрах» за навязывание договоров личного страхования при продаже полисов ОСАГО на 275 тыс. руб., УФАС по Татарстану оштрафовал «Росгосстрах» на 158 млн рублей (!) за навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО.
Если Вам отказывают оформлять полис ОСАГО без покупки доп.услуг, Вы можете смело жаловаться в РСА, центральный банк РФ и даже в ФАС. Как раз последний из перечисленных недавно опубликовал на своем сайте инструкцию по подаче такой жалобы.
Еще одни распространенный способ отказать в оформлении ОСАГО - отсутствие бланков полисов.
Особенно часто с этой проблемой сталкиваются в регионах. Страховые компании заявляют о нехватке бланков ОСАГО. При этом "Гознак" выпустил сообщение о том, что бланки отгружаются в обычном объеме и дефицита быть не должно. Скорее всего, данная проблема выдумана самими страховщиками.
Если Вы все же столкнулись с подобной ситуацией, то обратитесь с письменным заявлением в страховую компанию. В заявлении укажите, на какой период Вы хотели бы застраховать свою гражданскую ответственность, приложите заверенные копии ПТС, СТС, водительского удостоверения, паспорта. Если страховая компания ответит отказом, Вы имеете полное право обратиться в суд. Также Вы можете написать жалобу в Российский Союз Автостраховщиков и Центральный банк РФ.
В заключении еще раз отмечу, что Вам обязаны оформить полис ОСАГО в любой страховой компании с действующей лицензией. При этом не имеют права навязывать Вам доп.услуги, равно как и использовать другие уловки по повышению стоимости полиса.