Известно, что фарисеи преследовали Христа за исцеления в субботу, демонстрируя, тем самым, свое мнимое благочестие, а заодно пытаясь унизить и оскорбить Спасителя всеми, доступными им, средствами. Результат этих преследований известен всем.
С тех пор прошло 2 тысячелетия, но фарисеи не перевелись, и современные их представители, руководствуясь тем же «благочестием», продолжают унижать и распинать Христа. Но если те действовали прямолинейно, обвиняя Его в нарушении закона и объявляя грешником, то эти прибегают к поистине дьявольским ухищрениям своего отца.
Суть метода проста: объявляют,
вопреки согласию отцов, естество Спасителя не поврежденным первородным грехом, а присущие Его естеству признаки повреждения - усвоенными не существенно, а относительно, и называют их не признаками первородного греха - следствиями грехопадения прародителей, а признаками естественных и безупречных страстей, которым Христос попускал проявляться в нужное время и в нужном месте. Для убедительности не устают повторять: «Христос безгрешен».
Кто из православных посмеет не только сказать, но даже подумать о самой возможности наличия греха у Христа? А словосочетания «первородный грех» и «поврежденное естество» кажутся непосвященному прямым указанием на грех, противоречащим непреложному тезису о безгрешности Христа.
Внешне получается весьма стройная и логически завершенная картина. Не менее стройная, чем у исторических фарисеев. Вроде бы и овцы целы, и волки сыты. Но это лишь внешне.
Прежде чем делать выводы, следует разобраться в том, какой смысл вложен в понятия, которыми столь безответственно оперируют современные фарисеи, желающие не знать мудрых слов преподобного Анастасия Синаита: «Приступающий к изложению догматических вопросов без знания определений уподобляется слепцу, предпринимающему путешествие туда, куда он уже прибыл». Желающие не знать ради собственного мнимого благочестия - так же, как ради своего мнимого благочестия их предшественники желали не знать о многочисленных указаниях Священного Писания на вочеловечение Христа.
Первоисточник определения первородного греха - Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г. - указывает на следующие его признаки:
«следствiями падения мы называемъ не самый грехъ, какъ-то: нечестiе, богохульство, убiйство, ненависть и все прочее, что происходитъ от злаго человеческаго сердца, въ противность воле Божiей, а не отъ природы; ... но удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которыми Божественное правосудiе наказало человека за его преслушанiе, какъ-то: изнурительные труды, скорби, телесныя немощи, болезни рожденiя, тяжкая до некотораго времени жизнь на земле странствования, и напоследокъ телесная смерть».
О признаках естественных и безупречных страстей написал преподобный Иоанн Дамаскин:
"Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, - те, кои привзошли в человеческую жизнь вследствие осуждения за преступление, каковы - голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от коей - пот, капли крови, помощь от ангелов ради слабости природы и подобное, что по природе присуще всем людям" (ТИПВ, книга 3, глава 20).
Разве не видно отсюда, что и то, и другое - вовсе не грех, а наказание за прародительский грех? Разве не видно, что Патриархи и Иоанн Дамаскин разными словами раскрывают одно и то же понятие? Но суть фарисейства состоит в предпочтении мертвящей буквы животворящему духу. Для демонстрации своего «благочестия» им нужно использовать слово «безупречные» и избежать слова «грех».
Нет никаких возражений против любой терминологии до тех пор, пока перед ней не ставится задача замарать словами суть. Но фарисеи ставят перед собой именно эту задачу - лгать. Последствия этой лжи будут видны по рассмотрении следующих лживых тезисов фарисеев, как бы оправдывающих своей ложью ложь первого.
Мнение об относительном усвоении Христом признаков поврежденного грехопадением человеческого естества натыкается уже на приведенные здесь слова Иоанна Дамаскина, в которых он называет эти признаки естественными (то есть относящимися к естеству), отмечая, что они присущи всем людям.
В другом месте Иоанн Дамаскин ставит этой лжи надежнейшую - непреодолимую преграду:
«Должно еще знать, что усвоение бывает двоякое: одно - естественное и существенное, а другое - личное и относительное. Естественное и существенное - то, соответственно коему Господь по человеколюбию принял естество наше и все наши естественные свойства, действительно и истинно став человеком и испытав то, что принадлежит нашему естеству. Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, - усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: быв по нас клятва (Гал. 3, 13)» (ТИПВ, книга 3, глава 25).
Итак, Господь усвоил наше естество существенно; относительно же усвоил проклятие и оставление наше - то, что не относится к естеству.
Настаивая на относительном усвоении Христом естественных свойств поврежденного человеческого естества, фарисеи вынуждены прибегнуть к третьему лживому тезису, утверждая, якобы Христос попускал проявляться этим свойствам, когда этого хотел, явно противореча приведенным выше словам Иоанна Дамаскина (и словам многих других святых) о том, что Господь действительно и истинно стал человеком.
Так современные фарисеи пытаются представить Христа марионеткой, а Пресвятую Троицу - кукловодом, бессмысленно, без всякой нужды, ради одного лишь собственного удовольствия «дергающим за веревочку» для представления зрителям очередного сеанса кривляния подвластной Ей марионетки.
До такой изощренной хулы на Христа не додумались распявшие Его фарисеи. Не зная ничего о Пресвятой Троице, они и не догадывались о возможности хулы на Нее. Зато нынешние их последователи, утверждая свое «благочестие», с необычайной легкостью хулят Бога и безудержно распинают и распинают Спасителя.
Но как бы ни желали фарисеи опорочить Спасителя в своей попытке представить в виде фарса, обесценить понесенные Им ради нас человеческие страдания, они уже дали свои несомненные плоды - спасение истинно верующих в Пресвятую Троицу и Христа. И завтра, несмотря ни на какую ложь, мы вновь будем праздновать Святое Воскресение.
С Величайшим Праздником Вас, братья и сестры!