Apr 02, 2013 22:57
Пытаясь, в угоду своему желанию не знать правды, исказить выраженную этими словами святого Григория мысль, указывают на то, что он, якобы, говорит не о необходимости восприятия Спасителем в Свою ипостась поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества для его исцеления, а лишь о необходимости восприятия Им всего естества человека. Речь об этом действительно имеет место в словах Григория Богослова:
«Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасенным, ибо невосприятие не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается. Если Адам пал одной половиной, то воспринята и спасена одна половина. А если пал всецелый, то со всецелым родившимся соединился и всецело спасается. Посему да не завидуют нам во всесовершенном спасении и да не приписывают Спасителю одних только костей, жил и облика человеческого. Если он человек, не имеющий души, то сие говорят и ариане, чтобы приписать страдание Божеству, так как, что приводило в движение тело, то и страдало. Он человек, имеющий душу, то, не имея ума как мог быть человеком? Человек не есть животное неразумное» (Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария первое).
Но не очевидно ли из этих слов святого, что уврачевано может быть лишь воспринятое? Если же воспринято здоровое, то что подлежит уврачеванию?
воплощение,
вочеловечение,
Григорий Богослов