«Обожение же есть уподобление по мере возможности Богу и единение с Ним» (Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 1: 3).
А что есть уподобление Богу разъяснил Василий Великий:
«"Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. <…> Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, "по образу" я обладаю бытием существа разумного, "по подобию" же я делаюсь, становясь христианином» (Беседы на шестоднев. Беседа 10: 16).
Каждый человек, разумеется, в той или иной мере подобен Богу и, следовательно, в той или иной мере обожжен. Ведь, человек, полностью лишенный подобия Богу, утративший духовную связь с Добром, не имея Источника «воды живой» (Ин 4: 10), просто прекратил бы свое существование.
Напротив, человек, стяжавший любовь - совокупность всех добродетелей, имеет в себе самом неиссякаемый Источник жизни, будучи обожженным в полной мере.
Но стяжать любовь возможно лишь одним путем - творением воли Божией, то есть послушанием Богу. Именно непреложное следование воле Отца в течение всей земной жизни было надежнейшим залогом безгрешности Христа, безмерной, недостижимой для человека (во всяком случае - в земной жизни) высоты обожения Его человеческого естества.
Следует, однако, понимать, что обожение - уподобление Богу - процесс приобретения добродетелей взамен отрицающих их грехов - не делает человеческое тело нетленным,
не избавляет душу от удобопреклонности ко греху, но лишает ее склонности к ранее приобретенным грехам.
Это утверждение в равной мере относится и к нашему Спасителю, с той лишь разницей, что Он никогда не имел ни грехов, ни склонности к ним по причине совершенного подобия Его человеческой души Богу уже с момента зачатия во чреве Пресвятой Богородицы.
Факт совершенного обожения души Христа ни в коей мере не противоречит факту восприятия Им поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества. Но совершенное обожение души Христа явилось средством исцеления этого естества, без которого было бы невозможным наше спасение.