Об обожении

Apr 02, 2013 15:45


«Обожение же есть уподобление по мере возможности Богу и единение с Ним» (Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 1: 3).

А что есть уподобление Богу разъяснил Василий Великий:

«"Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. <…> Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, "по образу" я обладаю бытием существа разумного, "по подобию" же я делаюсь, становясь христианином» (Беседы на шестоднев. Беседа 10: 16).

Каждый человек, разумеется, в той или иной мере подобен Богу и, следовательно, в той или иной мере обожжен. Ведь, человек, полностью лишенный подобия Богу, утративший духовную связь с Добром, не имея Источника «воды живой» (Ин 4: 10), просто прекратил бы свое существование.

Напротив, человек, стяжавший любовь - совокупность всех добродетелей, имеет в себе самом неиссякаемый Источник жизни, будучи обожженным в полной мере.

Но стяжать любовь возможно лишь одним путем - творением воли Божией, то есть послушанием Богу. Именно непреложное следование воле Отца в течение всей земной жизни было надежнейшим залогом безгрешности Христа, безмерной, недостижимой для человека (во всяком случае - в земной жизни) высоты обожения Его человеческого естества.

Следует, однако, понимать, что обожение - уподобление Богу - процесс приобретения добродетелей взамен отрицающих их грехов - не делает человеческое тело нетленным, не избавляет душу от удобопреклонности ко греху, но лишает ее склонности к ранее приобретенным грехам.

Это утверждение в равной мере относится и к нашему Спасителю, с той лишь разницей, что Он никогда не имел ни грехов, ни склонности к ним по причине совершенного подобия Его человеческой души Богу уже с момента зачатия во чреве Пресвятой Богородицы.

Факт совершенного обожения души Христа ни в коей мере не противоречит факту восприятия Им поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества. Но совершенное обожение души Христа явилось средством исцеления этого естества, без которого было бы невозможным наше спасение.

христология, обожение

Previous post Next post
Up