Сегодня на радио «Вера» преподаватель Московской Духовной Академии «епископ» Феоктист Игумнов, комментируя Евангелие, сказал:
«Христиане с легкостью могут побороть грех в самих себе. Конечно, при желании и старании. Но не это главное. Главное дальше. Смысл этой победы не в ней самой, а в движении вперед - к Царству Небесному, которое не равно отсутствию грехов и праведности. <…> Для нас же важно помнить, что бесконечное ковыряние в собственных грехах, выискивание темных пятен в своей душе - занятие столь занимательное, сколь же и вспомогательное по отношению к тому, куда и как мы должны двигаться. Вся Христова проповедь содержит в себе очевидный посыл: очищение от грехов - локальная победа рода человеческого - лишь подготовка инструмента для дальнейшего действия».
Итак, христианам «побороть грех в самих себе» - плевое дело; надо только постараться. Но как-то так случилось, что никому еще не удалось «с легкостью» старательно избавиться ото всех грехов, что и подтверждено апостолом Любви: «А́ще рече́мъ, я́ко грѣха́ не и́мамы, себе́ прельща́емъ, и и́стины нѣ́сть въ на́съ» (1Ин 1:8).
Впрочем, стоит ли вообще говорить о грехах? Зачем это «бесконечное ковыряние в собственных грехах, выискивание темных пятен в своей душе»? Ведь «не это главное». Видно, пустословили святые отцы, научая нас выявлению своих грехов и путям противостояния им. Да и Священное Писание напрасно утверждало покаяние в качестве единственного смысла жизни человеческой. О каком покаянии может идти речь, если и грехи-то свои неведомы.
Но все не так просто. Оказывается, «очищение от грехов - (хотя и) лишь (но все-таки) подготовка инструмента для дальнейшего действия». И вот незадача: как произвести «очищение от грехов», которое суть «подготовка инструмента для дальнейшего действия», без «ковыряния в собственных грехах»?
А если свершится чудо, и «подготовка инструмента» состоится без «выискивания темных пятен в своей душе», то как этот «инструмент» использовать «для дальнейшего действия»? Взламывать этим «инструментом» в обход Спасителя (
как советует синодальный перевод Мф 11:12) врата в Царство Небесное?
В этих вопросах «епископ»-преподаватель и после стакана не разберется. В ответах - тем более.