О текстуальном различии Никейского и Никео-Цареградского Символов веры

Oct 24, 2017 20:23

Формулировки Никейского и Никео-Цареградского Символов веры, относящиеся к Сыну Божию, разнятся.
Никейский Символ: «Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца».
Никео-Цареградский Символ: Сына Божия единородного, иже от Отца рожденного».
В чем же суть этого различия, и почему святые отцы II Вселенского Собора поправили формулировку, принятую I Вселенским Собором?
Все дело в ограниченных возможностях греческого (в сравнении со славянским и русским) языка. Присутствующий в оригинальном (греческом) тексте предлог "ἐκ" имеет несколько различных значений, принимаемых им в зависимости от того, при обозначении чего этот предлог используется (http://www.greeklanguage.ru/):
- при обозначении места - из, с;
- при обозначении происхождения, источника - из;
- при обозначении лица или предмета, которого касаются, который хватают, захватывают - за;
- при обозначении выбора или целого, часть которого выделяется - из;
- при обозначении материала или состава - из;
- при обозначении причины - от, по;
- при обозначении времени - с;
- при обозначении превращения, перемены, изменения - из;
- при обозначении родства - по.
Эта многозначность привела к тому, что в славянском тексте, несмотря на использование в оригинале в обоих случаях одного и того же предлога "ἐκ", выражения «от Отца» и «из сущности Отца» содержат разные предлоги: "от" и "из".
Выражение «от Отца» понятно. Но выражение «из сущности Отца» вызывает обоснованное нарекание.
«Отец есть Источник и Причина Сына и Святаго Духа» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1, глава 12).
Источник, разумеется, не в том смысле, что Сын и Дух Святой из Него истекают (из Бога - простого Существа - истечь ничего не может; да и рождение и исхождение не охватываются одним понятием), а в том смысле, что Они происходят от Отца как Причины - «источника благости и правды» (Там же, глава 8).
И не случайно использование в тексте Никейского Символа веры неоднозначного предлога "ἐκ" породило на самом Никейском Соборе серьезное исследование, о котором Евсевий Кесарийский в своем «Окружном послании» написал так:
«Когда это изложение было объявлено ими (епископами), мы не оставили без тщательнаго изведывания от них, как надобно понимать выражения: из сущности Отца, и: единосущнаго Отцу, - употребленныя ими. По сему поводу были даваемы вопросы и ответы и смысл слов был внимательно разсмотрен. Именно, они признавали, что выражение - из сущности Отца значит то же, что от Отца, только отнюдь Сын не есть часть Отца. Такое значение сих выражений и нам представилось вполне согласным с смыслом того благочестиваго учения, что Сын происходит от Отца, но не есть часть Его сущности, и потому мы подтвердили его».
Отсюда видно, что отцы Никейского Собора сочли выражение «из сущности Отца», требующее для его признания соответствующим православной вере дополнительного пояснения, неудачным, ввиду чего оно и было исключено из текста Символа веры Константинопольским Вселенским Собором.

Символ веры

Previous post Next post
Up