«претерпѣ́вый же до концá, тóй спасéнъ бýдетъ» (Мф 10:22).
Эти слова Спасителя ясно указывают на условие, достаточное для снискания милости Божией. Как перекликаются они с Его напутствием: «Зáповѣдь нóвую даю́ вáмъ, да лю́бите дрýгъ дрýга» (Ин 13:34), - данным апостолам на Тайной вечери!
Терпение - величайшая добродетель. Именно с терпения начинается любовь. Недаром говорили на Руси: «Стерпится - слюбится». Потому-то апостол Павел и начинает разъяснение сущности любви с упоминания терпения:
«Любы́ долготерпи́тъ, милосéрдствуетъ, любы́ не зави́дитъ, любы́ не превознóсится, не горди́тся, не безчи́нствуетъ, не и́щетъ свои́хъ си́, не раздражáется, не мы́слитъ злá, не рáдуется о непрáвдѣ, рáдуется же о и́стинѣ: вся́ лю́битъ {покрывáетъ}, всемý вѣ́ру éмлетъ, вся́ уповáетъ, вся́ терпи́тъ» (1Кор 13:4-7).
И не только начинает, но и заканчивает. Все же прочие качества, отмеченные здесь апостолом, находятся в полной зависимости от терпения. Ведь терпеливый человек бесстрастно (спокойно) принимает реальность такой, какова она есть. А зависть, превозношение, гордость, раздражительность, злость, ложь и прочие греховные расположения бередят душу. Напротив, любая добродетель, как составляющая любви, не вызывает беспокойства, свойственного нетерпеливому. Вот и получается, что терпение - основа любви.
Становится понятно, что претерпевший до конца - это любящий, то есть уподобившийся Богу, а потому, хотя и не заслуживший, но достойный Его милости - спасения.