Сага даже самими скандинавами рассматривалась как чисто художественное произведение и относилась к числу так называемых «лживых саг» (другое их название «саги о древних временах», но здесь уместнее именно первое, так как хронологически герои саги были современниками Харальда Прекрасноволосого!). Главному герою саги, названному в честь знаменитого викинга ярла Хрольва или Роллона, основателя Нормандского герцогства на севере Франции, приписали вымышленную генеалогию, превратив в сына героя не менее фантастической «Саги о Стюрлауге Трудолюбивом». Как и положенно этому жанру, сага переполнена фантастическими мотивами - карлики, волшебство, оборотни… Но тем не менее, кое-что в саге несомненно восходит к реальным событиям восточно-балтийской истории. Более того, при сравнении «Саги о Хрольве Пешеходе» с известиями русских летописей обнаруживается удивительное сходство главгера с варягом Рюриком, которого летописцы Киева и Новгорода единогласно считали основателем Киевского княжеского Дома. Если мы отбросим все литературные и легендарные сведения, то в сухом остатке получим следующее:
- Хрольв отправился в Ладогу из Ютландии - отсюда же, из юго-западной Ютландии, из славянского княжества Вагрия, происходил согласно Мекленбургским легендам Рюрик.
- Хрольв был ярлом - Рюрик был сыном удельного князя Годлава, младшего брата Великого князя Ободритского союза племен Чедрага, который в свою очередь был вассалом императора франков Карла Великого, а после восстания ободритов против франков они перешли под руку балтийских русов - руян. Славянские мелкие князья Южной Балтики как правило именовались скандинавами ярлами. Титул конунга-короля принадлежал правителю Руяна - Хольмгарда, который считался конунгом Вендланда и другим русским правителям - Ладожскому, Киевскому, позже Великим князьям развалившейся Киевской Руси.
- Конунг Ладоги, которого сага именует Хреггвидом, погиб в сражении с шведским конунгом Эйриком, но его подданные все же изгнали шведов - Эйрик Энундсон, потомок Сигурда Ринга, совершил поход в Восточную Прибалтику примерно в 860 году и скорее всего именно шведы были теми «варягами» с которыми воевали словене, чудь, весь и кривичи.
- Хрольв взял в жены дочь конунга Ладоги, сел на его престол, одержал победу над шведами и основал новую династию, что вобщем-то соотвествует изложению легенды о Рюрике.
- Сага называет потомков Хрольва: его сыновья Хреггвид Второй , который отправился на поиски истоков великой реки Дуны (Западная Двина?) и Херд, сын Херда Кари и внук Херд-Кнут. Кроме того, согласно саге «некоторые» считают сыном Хрольва Олава Датского. Очевидно, имеется в виду Олав из Швеции, захвативший Данию после пресечения династии Скьельдунгов, сыновей которого сверг Хардакнут, троюродный брат Эйрика Энундсона и основатель династии Кнютлингов.
«Сага о Хрольве Пешеходе» сюжетно связана также с наиболее реалистичной из «лживых саг» - «Сагой о Хальвдане, сыне Эйстена», которая служит как бы предысторией «Хрольва Пешехода» (и в этом случае противоречит всему, что рассказано в «Стюрлауге Трудолюбивом» о подвигах «отца Хрольва» в Ладоге и о ее конунгах). Конунг Ладоги Хреггвид Первый был сыном героев «Хальвдана Эйстенсона» Скулли и Исгерд. Согласно этой саге, Исгерд, брат которой Сигурд служил Харальду Прекрасноволосому (это относит события саги ко 2й половине 9 века, что противоречит всем остальным данным! Скорее всего, это просто дань традиции, относящей чуть ли не все «лживые саги» к эпохе объединения Норвегии), была женой конунга Ладоги «в Гардах» Хергейра(самое раннее упоминания о «Гардах» или «Гардарики» восходит к концу 10 века, когда норвежский ярл Хакон совершил набег на Ладогу, в это время Ладога, уже подчинявшаяся Новгороду Великому входила в состав Киевской Руси, в следствие чего во всех «лживых сагах» Ладога также считается русским-«гардским» городом, предания о Хольмгарде много древнее и связаны с эпохой расцвета Острова русов - Руяна в 7-8 вв., позже наоборот название Хольмгарда было перенесено на киевскую Русь и стало обозначением Новгорода Великого, который со времен Владимира и Ярослава воспринимался как столица русов, поэтому и в «Тидрек-саге» и в «Деяниях данов» «Хольмгард» обозначает столицу русов). Хергейр пал жертвой викингского набега Эйстена, конунга Трендалега, что также свидетельствует о том, что описанные события относились к первой половине 9 века, так как при Харальде Прекрасноволосом Трендалег не имел конунгов, а управлялся халоголандскими ярлами Хладира, предками того самого Хакона, напавшего на Ладогу при Владимире. Далее следует закрученная интрига, с подменой принцессы, местью за Хергейра его вассалами, прибытием сына Эйстена, мстившего за отца, вторжениями соседних властителей. В итоге, все закончилось тем, что конунгом Ладоги стал ярл Скулли, вассал Хергейра и убийца Эйстена, он взял в жены Исгерд. Дочь Исгерд и Хергейра Ингегерд стала женой нового конунга трендов Хальвдана Эйстенсона, который примирился с убийцей отца, который к тому же спас жизнь самому Хальвдану.
Обе саги отличаются тем, что скандинавам вобщем-то были неизвестны или непонятны имена героев - правителей Ладожского княжества и они замещали их скандинавскими именами. Так появились Исгерд, Ингегерд (это традиционное для саг имя русской принцессы - Ярослав Мудрый в 1019 году женился на Ингигерд, дочери Олава Шведского и с тех пор это имя ассоциировалось у скандинавов с Русью), Хреггвид, Кари, Херд-Кнут. В целом, возможно это даже соотвествует действительности, так как археология фиксирует довольно тесные связи Ладоги со Скандинавией, вероятно имел место и династический союз. Существование древней династии у ильменских словен, центром которых была Ладога до строительства Новгорода, подтверждает ПВЛ, которая сообщает, что «свое княжение» было у полян (потомки Кия, Щека и Хорива), древлян, дреговичей, словен и кривичей - полочан.
Согласно Иоакимовской летописи предшественниками Рюрика были Боривой, 9й потомок Владимира Древнего, сына Вандала, внука Словена, и его сын Гостомысл, дочь которого Умила была матерью Рюрика. Однако саги не фиксируют родства Хрольва и ладожских князей, а анализ предания о Владимире Древнем, Боривое и Гостомысле заставляет сделать вывод, что они восходят к русским преданиям и истории Руяна и прибалтийских славян и рассказывают только о происхождении Рюрика, руса по матери и потомка древних королей Ругиланда. Гораздо важнее сведения сведения Иоакимовской летописи о том, что Боривой совершал походы против финских племен (он умер на реке Кумени в Карелии) и воевал с какими-то варягами (шведами?), что продолжил и его сын. Перед смертью Гостомысл призывает старейшин подвластных ему племен, с которых берет клятву призвать на престол его внука Рюрика. Тут интересен список племен - словяне, русь, чудь, весь, меря, кривичи и дряговичи. К списку ПВЛ тут добавлены далекие от Ильменя и Балтики дреговичи и русь, которая присутствует также в одном из списков Новгородской летописи, тогда как в большинстве летописей и ПВЛ племена отправляют за князьями к «варягам-руси». Скорее всего, летописное «варяги-русь» появилось из русского перевода греческой хроники, где «росы от рода франков» были переведены как «РУСЬ ОТ РОДА ВАРЯЖСКОГО», а также неправильного чтения летописного свидетельства о том, что какая-то русь вместе со словенами и чудью принимала участие в приглашении Рюрика. Едва ли эту русь следует искать в Приильменье. Скорее всего тут отражен факт того, что Рюрик из племени вагров-варягов стал королем Балтийской Руси в 845 году, но после неудачного столкновения с франками он должен был оставить престол своему родичу Дабемыслу и вместе с братьями прибыл в Ладогу, что и было отражено в легенде о «призвании варягов» и в «Саге о Хрольве Пешеходе».
Хреггвид Второй, пропавший безвести во время экспедиции на юг, к истокам Западной Двины, напоминает Олега Вещего и Игоря, сына Рюрика, навсегда ушедших из Новгорода в Киев. Но, выше уже говорилось, что варяжские и новгородские сюжеты в летописном предании о восхождении Олега Вещего к власти и его днепровском походе изначально, как и упоминание младенца Игоря были поздними вставками.
О судьбе пропавшего без вести ладожского конунга вспоминает и другая приключенческая сага, созданная на основе биографии Ингвара Путешественника, викинга 11 века, служившего, если верить саге, Ярославу Мудрому, и участвовавшего в походе 1044 года на Царьград вместе с Владимиром Ярославичем. Он был сыном того самого Эймунда, которому посвящена «Прядь об Эймунде», герой которой участвовал в борьбе Ярослава Мудрого с Болеславом Польским, Святополком Окаянным и Брячиславом Полоцким. Что если «Хреггвид сын Хрольва» на самом деле был «Ярополком сыном Рюрика»?
Не раз уже указывалось, что уход Олега и Игоря из Новгорода больше походит на бегство. Князья оставляют Новгород навсегда и лишь в 970 году, когда в Киев приходит новгородское посольство с просьбой дать им князя встретились потомки Рюрика с подданными их предка! Вряд ли уход «Хреггвида» в двинскую экспедицию следует объяснять географическим интересом, скорее он был изгнан, может быть своим братом «Хердом». Чем было вызвано новгородское посольство к Святославу? «Сага о Хрольве Пешеходе» сообщает нам о целой династии потомков Хрольва в Ладоге - Херд, Кари, Херд-Кнут. На севере после Рюрика-Хрольва сменилось три поколения, как и в Киеве, если принять версию о Ярополке-Хреггвиде! Логично предположить, что в это самое время Ладожско-Новгородская династия прервалась и новгородцы, как и их предки сто лет назад оказались перед проблемой выбора правителя. Никоновская летопись рассказывает, что тогда вече выбирало между четырьмя кандидатами - Варягами (предание о Гостомысле и франкские хроники помогают расшифровать этот политоним как Руянскую державу Гостомысла), Киевом (Аскольд-Оскольд подчинил Киеву дреговичей, древлян, кривичей), Хазарией и Дунайцами (скорее всего Дунайская Русь, выходцами из которой были и Аскольд и Олег Вещий, Русский каганат арабских и франкских источников). Тогда победили сторонники союза с Варяжской Русью, что отразилось в предании о клятве Гостомыслу. Теперь выбор был меньше, так как Хазария была уничтожена, Дунайская Русь подчинялась Болгарии, а ее наследство перешло к Киеву, при Игоре, Ольге и Святославе превратившемуся в мировую державу - либо Киевская, либо Балтийская Русь. Новгородцы предпочли обратиться к потомкам изгнанного ими Ярополка-Хреггвида. Это не удивительно, учитывая насколько могущество Киева, в это время превосходило могущество руянских королей.
Что стало с Ярополком Рюриковичем? Скорее всего, если моя догадка верна, то изгнанник с немногочисленной дружиной верных сторонников, не имея шанса вернуть престол и утвердиться в каком-нибудь княжестве, отправился на юг, где на пике могущества находился Русский каганат на Дунае и Днепре, которым правили его родичи - Ярополк, как сын Рюрика был правнуком Гостомысла, короля Балтийской Руси, каган русов Дир (сын Бравлина?) и Оскольд скорее всего приходились Гостомыслу племянниками, к этому же Русскому роду принадлежали также Олег Вещий и родители Ольги (ее мать была внучкой или правнучкой Гостомысла), наконец, согласно Иоакимовской летописи матерью Игоря была сестра Олега Вещего Ефанда. Непонятно, относится это известие к браку Олеговой сестры с Рюриком или в свете всего сказанного следует связать его с изгнанником Ярополком. Держава русов как раз находилась на распутье - Светлый князь Олег Вещий готовился к борьбе с христианином Оскольдом, героем осады Царьграда. Ярополк предпочел поддержать Олега и за это его сын Игорь в последствие получил Киев и титул Великого князя. Если эта личность существовала на самом деле, то в памяти народа князь-изгой, никогда не занимавший престола, оказался в тени отца - Рюрика, которого помнило варяжское окружение Владимира и Ярослава, знаменитого покровителя - Олега Вещего и сына - Игоря и когда создавалась летопись Киевского Дома, о нем совершенно забыли. В общем, его постигла судьба многочисленных родственников Игоря, о которых мы знаем только благодаря договору 944 года.
Но кто были эти Оскольд и Дир, где они правили на самом деле, чем было вызвано их столкновение с Олегом Вещим, в каких отношениях друг с другом состояли Дир, Оскольд и Олег?