Необходимо отметить, что среди исследователей далеко не все согласны с тем, что скифы «вернулись» из Передней Азии в Европу. По крайней мере, какая-то часть их осталась в Азии. С ними можно связывать племя скифинов на северо-востоке Малой Азии, а также сакасинов в местности Сака-Шайана на западе Азербайджана («сака» - персидское название скифов, в том числе). Впрочем, какая-то группа кочевников могла вернуться на Северный Кавказ и далее. В любом случае, вскоре после переднеазиатских походов скифы приходят в движение, продвигаясь на запад. Освоение Северного Причерноморья скифами отражается в археологии переходом от раннескифской (архаической) к среднескифской (классической) культуре. Однако, сам этот переход на имеющемся материале датировать не удается. А.Ю. Алексеев предлагает середину VI в. до н.э.
Погребения скифов в первой половине - середине столетия концентрируются, судя по всему, в лесостепной зоне. В степи их отмечено не очень много. Продолжают усиливаться контакты с греческими центрами, в результате чего приблизительно во 2-й половине столетия в Элладу и Малую Азию совершил путешествие скифский царевич Анахарсис, которого греки причислили к 7 мудрецам, а скифы убили за приверженность иноземному культу Матери Богов. Впрочем, контакты с греками могли начаться еще до колонизации. Во всяком случае, Милет выводит первые колонии в Северное Причерноморье уже в VII в. до н.э. явно не на в слепую.
Анахарсис принадлежал, как уже было сказано, к царскому роду скифов. Геродот, перечисляя предков Анахарсиса и его племянника Иданфирса, воевавшего с персами в 513 г. до н.э., называет пять поколений этого рода: Спаргапиф - Лик - Гнур - Савлий и его брат Анахарсис - сын Савлия Иданфирс. Если исходить из того, что Иданфирс в 513 г. был явно не мальчиком, то правление Спаргапифа можно уверено помещать во второй половине VII в. до н.э. Очевидно, именно с этим вождем следует связывать приход скифов в Северное Причерноморье. Судя по тому, что Геродот никак не связывает эту династию с Партатуа / Прототием и его сыном Мадием, «Спаргапифиды» возвысились после гибели Мадия и неудач скифов в Азии. Таким образом, Спаргапифу нужно приписывать также «Рабскую войну».
При Спаргапифе или его преемнике Лике, скорее всего, греческие поселенцы с о. Березань и новая волна колонистов из Милета, воевавшего в это время с Лидией, основали на континенте город Ольвию. Ю.Г. Виноградов датирует это событие около 590/580 г. до н.э. Примерно через поколение, с середины столетия, ольвиополиты начали активно осваивать округу своей новой родины. Гораздо раньше, уже на рубеже 3-4 четв. VII в. до н.э., появилось греческое поселение на месте Таганрога. Последней третью VII в. до н.э. датируется греческое Ягорлыцкое поселение на Кинбурнской косе в устье Днепра. В первой четверти VI в. до н.э. ионийцы начали осваивать Восточный Крым и Керченский пролив, получивший название «Боспор Киммерийский». Здесь были основаны Пантикапей и Нимфей. В течении столетия продолжалось основание новых городов на Керченском и Таманском полуостровах. Здесь контакты со скифами были сильнее. Само название «Пантикапей» - иранское («Рыбный путь»). Персидское завоевание Малой Азии при Кире II Великом, датируемое 546/545 г. до н.э., вызвало третью волну греческой миграции в Сев. Причерноморье. Возникают Керкинитида (Сев.-зап. Крым), Фанагория, Кепы, Гермонасса (на Боспоре), Кремны (Сев. Приазовье, есть мнение, что это Таганрогское поселение, которое прекратило свое существование уже в последней четв. VI в. до н.э.).
Греко-скифские отношения в период колонизации носили различный характер. C одной стороны, можно говорить о развитии торговли, эллины осваивают сельско-хозяйственную округу за пределами своих поселений. С другой стороны, среди греческого импорта в скифских курганах обнаруживаются предметы, которые могут быть вотивными приношениями богам. То есть, скифы могли захватить их во время набегов. О войнах милетян со скифами (успешных) писал Эфор и Страбон. При этом, само основание поселений, по крайней мере в большинстве случаев, проходило по согласованию со скифскими вождями или на неподконтрольной им территории. Так, традиция (Стефан Византийский) сохранила предание об основании Пантикапея с разрешения скифского царя Агаэта. Он неизвестен Геродоту, но едва ли все скифские племена были подвластны «Спаргапифидам». Как мы увидим позднее, реальность скифской политической истории была куда сложнее, чем в изложении «Отца истории». В целом, свидетельств о военных столкновений скифов с греками на раннем этапе их истории, за исключением упомянутых строк Эфора и Страбона в нашем распоряжении нет.
Гораздо больше следов скифской военной активности, датируемых уже второй половиной - концом VII в. до н.э. обнаружено далеко от Сев. Причерноморья - в Средней Европе. Уже черногоровоско-новочеркасские всадники совершали походы в этот регион, о чем свидетельствуют находки оружия и снаряжения конца IX в. до н.э. Часть степняков из Восточной Европы оседает на Большой Венгерской равнине и в Карпатской котловине. Приблизительно началом VII в. до н.э. (вариант: рубеж VIII-VII, середина VII вв. до н.э.) датируется появление ингумаций с предметами вооружения (стрелами) новочеркасского типа в Трансильвании. К ним прибавляются более типичные вещи скифского типа. Трансильванская группа скифских памятников свидетельствует, что пик их развития приходился на VII - первой половину VI в. до н.э. В конце VI в. до н.э., судя по всему, скифское население покидает Трансильванию, которая вновь заселяется лишь в IV в. до н.э. вновь пришедшими кельтами.
Может быть, чуть позже трансильванской группы, но также на протяжении VII в. до н.э. на пограничье Средней и Восточной Европы в среднем и верхнем течении Днестра формируется очередная группировка с чертами скифской культуры, так называемая западноподольская группа. Древнейшие «скифские» комплексы на этой территории, как, например, Ленковцы, относятся к концу II этапа раннескифской культуры и датируются периодом между второй четвертью и серединой VII в. до н.э. Как отмечает Я. Хохоровски, эта культура очень близка трансильванской, но отличается погребальными обычаями и еще рядом пунктов. Это объясняется участием местного субстрата в ее формировании. Западноподольская группа памятников возникает в результате миграции в Поднестровье отрядов мужчин - воинов. Исчезает она уже в первой половине VI в. до н.э. Вероятно, исход сначала «западноподольцев», а затем и «трансильванцев» был вызван активностью «настоящих» скифов. Хохоровски считает, что из Поднестровья и Трансильвании местные группировки ушли на запад, где на рубеже VII-VI вв. до н.э. формируется скифоидная культура Векерзуг, которую мы упоминали ранее. По выводам Я. Хохоровски, формирование сигиннов - векерзугцев следует связывать в первую очередь с поднестровским населением и, мб с «трансильванцами».
Следующим этапом проникновения скифов в Среднюю Европу стали т.н. «скифские набеги». Находки, легшие в основу концепции о военном проникновении скифов на северо-запад от Карпатской котловины, обнаружены в зоне, простирающейся от Трансданубии (Задунавья) через Малые Карпаты, Моравию, Моравские Ворота и далее вдоль Одры через левобережную часть Силезии вплоть до Нижних Лужиц, а также к северу - вдоль Краковско-Ченстоховской возвышенности до Куявии и Хелминской земли. Наконечники скифских стрел обнаруживаются в стенах и валах городищ, на их территории, в пещерных убежищах местного населения. При этом, обнаруживаются следы скифов в слоях разрушения городищ. На разрушенных поселениях найдены также скелеты людей, явно застигнутых убийцами. Наконечники стрел позволяют также датировать разрушения на гальштатском городище Смоленице в пределах конца VII - первой половины VI в. до н.э. Местный материал позволяет сузить гибель городищ до рубежа VII-VI вв. до н.э. Другой памятник - городище Вицина - погиб во второй половине VI в. до н.э., мб около 520 г. до н.э. Интересно, что наконечники стрел воинов, которые на протяжении столетия терроризировали Среднюю Европу, относятся к «келермесскому» типу, который выходит из употребления в Северном Причерноморье уже в середине столетия. Следовательно, набеги совершались не оттуда. Очевидно, главными виновниками их были все теже воины западноподольской группы и векерзугские сигинны. Целью их явно была добыча, а не захват территорий. Часть этой добычи, судя по всему, сбывалась в греческих городах Причерноморья, чем объясняется осведомленность информаторов Геродота о сигиннах. Местные жители, подвергавшиеся набегам, не были беззащитными. Они переняли технологию изготовления скифского вооружения, о чем свидетельствует находка форм для отливки наконечников скифских стрел. Получали распространение и другие предметы скифского облика.
Продолжение следует...