История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 7. Обретение родины

Jul 16, 2023 10:44

Захоронения, свидетельствующие об освоении Северного Причерноморья скифами, появляются во второй половине VII в. до н.э. Географически памятники этого времени охватывают Приднепровье, Крым, Северное Приазовье, Нижний Дон. По мнению некоторых исследователей, инвентарный набор погребений восходит к черногоровской культуре, то есть, эти захоронения могли создать и не скифы, но в любом случае они находились под сильнейшим скифским культурным влиянием.
Проникновение носителей скифской культуры в лесостепное Причерноморье также датируется второй половиной VII в. до н.э. В правобережную днепровскую лесостепь в это время проникает группа кочевников, в которых подозревают выходцев с Кубани и Северного Кавказа. На Левобережье раньше, по мнению археологов, скифы появляются на Ворскле, а затем на Суле и далее, осваивается террасовая лесостепь. Концом столетия - рубежом VII-VI вв. до н.э. датируются курганы в Среднем Поднестровье, в западной части будущей Скифии. Приблизительно концом седьмого столетия датируются следы «скифов» в Средней Европе.
Практически синхронно в Северное Причерноморье проникают первые греческие колонисты, сразу же устанавливающие контакты не только со степным скифским населением, но и с лесостепью. Ранние поселения датируются около 640-х - 630-х гг. до н.э. Поселение на о. Березань, предшествующее Ольвии, датируется традиционно 647 г. до н.э. Эту дату зафиксировала «Хроника» Евсевия, которой с определенными оговорками доверяют исследователи. Примерно тогда же было основан полис Истрия (по Евсевию - 658/657, но согласно Псевдо-Скимну поселение было основано во время вторжения скифов, преследующих киммерийцев, в Азию). По всей видимости, Псевдо-Скимн говорил о втором вторжении в Азию, которым руководил царь Мадий. Разумеется, все датировки достаточно условные, хотя в общем верно отражают общий ход событий.


«Скифский логос» Геродота (IV. 1-4) начинается с рассказа о войне скифов с потомками своих рабов и жен:
«Ведь, как я уже сказал раньше, скифы 28 лет владычествовали в Верхней Азии. Следуя за киммерийцами, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян (до прихода скифов Азией владели мидяне). Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами.
2. Всех своих рабов скифы ослепляют. [Поступают они так] из-за молока кобылиц, которое они пьют. Добывают же молоко скифы так: берут костяные трубки вроде свирелей и вставляют их во влагалища кобылиц, а затем вдувают ртом туда воздух. При этом один дует, а другой выдаивает кобылиц. Скифы поступают так, по их словам, вот почему: при наполнении жил воздухом вымя у кобылиц опускается. После доения молоко выливают в полые деревянные чаны. Затем, расставив вокруг чанов слепых рабов, скифы велят им взбалтывать молоко. Верхний слой отстоявшегося молока, который они снимают, ценится более высоко, а снятым молоком они менее дорожат. Вот почему ослепляют всех захваченных ими пленников. Скифы ведь не землепашцы, а кочевники.
3. От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав свое происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: “Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т. е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться”.
4. Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали. Итак, скифы были властителями Азии; затем после изгнания их мидянами они таким вот образом возвратились в родную страну».
Близкую к геродотовой версию того же предания мы видели у Юстина/Помпея Трога, который добавляет, что после этого скифы жили в мире до вторжения персов. На то, что действие происходит в Северном Причерноморье намекает упоминание рва, который выкопали рабы. Его можно отождествлять с одним из знаменитых крымских рвов и валов на западе Керченского полуострова. Возможно, данное предание отражает какие-то взаимоотношения между пришлым скифским населением и остатками местного населения. В данном случае мы видим типичные представления кочевников, в которых господствующая орда, род или клан воспринимает другие племена, как своих рабов. Можно вспомнить отношения аваров и тюрок в VI-VII вв. н.э. Сам Геродот, описывая далее различные скифские племена, сообщает, что «царские скифы» считают всех прочих своими рабами. Наконец, есть еще одна трактовка этого предания, буквальная. В таком случае, «рабскую войну» логичнее локализовать на Северном Кавказе. Анализ вещевого состава Келермесских курганов позволил исследователям разделить их на старшие и младшие. А.Ю. Алексеев склонен характеризовать старшие курганы как памятники поколения скифов Партатуа, а младшие - поколения Мадия. Именно скифы Мадия должны были, судя по контексту, оставить своих жен и рабов, покорив Азию на 28 лет.
Помимо скифов в Европу пришли некие кочевые племена, происхождение которых письменная традиция связывает с мидийцами. Геродот (V, 9) описывает народ сигиннов, проживающий на дальних западных рубежах степного пояса Европы, в Потисье и Паннонии: «Впрочем, об одной только народности за Истром я могу получить сведения: эта народность - сигинны. Одеваются они в мидийскую одежду. Кони у сигиннов, как говорят, покрыты по всему телу косматой шерстью в 5 пальцев длины. [Кони эти] маленькие, низкорослые и слишком слабосильные, чтобы возить на себе человека. Запряженные же в повозку, они бегут очень резво. Поэтому люди в этой стране ездят на колесницах. Пределы земли сигиннов простираются почти до [области] энетов на Адриатическом море. Они считают себя [потомками] мидийских переселенцев. А как они попали туда из Мидии, я не могу объяснить». Сигиннам соответствует археологическая культура Векерзуг, сформировавшаяся на рубеже VII-VI вв. до н.э. в венгерском Альфельде и на Венгерской низменности. Позднее она распространяется на придунайскую низменность от слияния Нитры, Грона и Вага до Дуная. Их господство в Паннонии будет сохраняться вплоть до вторжения кельтов на рубеже V-IV вв. до н.э.


На восточных рубежах причерноморской Скифии кочевал родственный скифам народ, называемый савроматами. Геродот приводит красочную легенду о том, как остатки амазонок попали в Скифию, где их грамотно охмурили скифские юноши, положив начало новому племени. Однако, Диодор опирался на другую традицию, согласно которой савроматы были потомками мидийцев, уведенных скифами за Кавказ: «Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами. (7) Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Под первым из двух народов, вероятно, следует понимать киммерийцев, а нашествие савроматов на Скифию мы будем подробно обсуждать позднее.
Мидийское прошлое сигиннов и савроматов, как мне кажется, позволяет предполагать их связь с «рабами», с которыми пришлось воевать скифам после «возвращения» из Азии. Но, что-то определенное тут сказать сложно. Ясно лишь, что «рабы» были не простыми и скифам пришлось потрудиться, чтобы одолеть этого грозного соперника. Победа над ними ознаменовала новый этап в скифской истории и начало письменно зафиксированной истории Восточной Европы.

киммерийцы, археология, античное, арии, скифы, сарматы

Previous post Next post
Up