Русская аристократия в договорах с греками 907-944 гг. и вопрос о двуязычии русов.

Apr 02, 2012 01:02

Написано в соавторстве с [info]Иван Иванов.
Эта статья родилась в результате моего спора с соратником Иваном Ивановым о толковании имен в договоре Игоря с греками 944 года, например Либиара Фастова, как имен послов и их отправителей или как фамилий представителей Русского государства. Иван своими доводами убедл меня в своей гипотезе о существовании родовых прозвищ-фамилий у русской знати 9-10 вв., а летописный текст договора без корретировок переводчиков окончательно убедили меня. Результат наших совместных изысканий перед вами. Пригодился и мой давний очерк о высшей элите Киевского государства.
Не первый век ученые, исследователи, да и простые любители истории, читая Повесть временных лет, наталкивались, как лодка на камень, на имена послов Олега и Игоря. Все эти «Карлы» и «Вуефасты» просто не укладывались в голове. Одним их не славянское звучание позволяло отнести летописную Русь к норманнам-скандинавам, другие говорили о некоем сброде, дескать это командиры банд наемников набранных по всему свету, а значит и имена у них самые разнообразные, третьи же, самые отчаянные, пытались вывести неизвестное славянское племя «Русь», со своими ну очень оригинальными, но всё же славянскими именами. Давайте же и мы попробуем разобраться в этой теме, насколько нам позволят наши знания и логика.


Итак, первое упоминание имен русов было в 907 году, когда Олег послал своих людей, после разорения окрестностей Царьграда, в столицу греков для переговоров: «Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими цесарями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань».». Следующий эпизод: «В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими, и послал, говоря: «Согласно другому уряжению, бывшему при тех же цесарях - Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского… ». В следующий раз имена руссов всплывают при Игоре: «В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию: «Согласно другому уряжению, заключенному при цесарях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туръдови, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминодов, Прастен Бернов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка..., Алвад Гудов, Фудри Туадов, Мутор Утин; купцы: Адунь, Адолб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубкарь, Вузелев, Синько бирич (или Борич), посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли…. »
Послы всегда об этом прямо заявляют: «мы от рода русского…» Из того, что это заявление повторяется из договора в договор, можно заключить, что оно традиционно. Из этого же видно, что эти люди ни какой не сброд наемников, они «ОТ РОДА», т.е. представители этого самого рода, мы бы даже сказали, его ярчайшие представители, уполномоченные самим РОДОМ решать его РОДОВЫЕ дела.
Начнём мы наши рассуждения с простого постулата: в традиционном обществе, а Русь всегда была образцом самобытности и традиционности, имена не могут звучать как набор звуков и абракадабра. Имена несут смысловую нагрузку. Так славянам понятны славянские имена Хотен, Простен, Добрыня, Храбр, Вадим и т.д., как древним грекам не надо было переводить имя Петр (камень), а древним евреям Иоанн (Бог сжалился). На своём родном языке родные имена понятны носителям этого языка без перевода и толкований. Из этого мы можем сделать вывод: имена послов не славянские, ибо славянам они не понятны и звучат как настоящая нелепица. Тут обычно норманисты начинают петь от радости, как же, не славяне, значит непременно скандинавы, однако еще М. В. Ломоносов указал на то, что эти имена ни какого смысла в германских языках не имеют, то есть точно так же как и в славянских, а следовательно - имена послов это ещё один гвоздь в гроб норманизма. Так кто же это такие? Ответ на поверхности: они русские. Но отсюда проистекает следующий вопрос: какой все таки народ скрывается за этими самыми русскими именами, раз это не славяне и не скандинавы? А.Г.Кузьмин в свое время тоже задался этим вопросом и попытался отыскать значения этих самых имен. Как оказалось практически все имена объясняются из древних европейских языков - кельтского, иллирийского, фракийского. Однако важно, что исследование Кузьмина лишь указывает на близость языка русского именослова к древним европейским языкам! Ряд похожих имен позднее мы встречаем у балтийских славян и балтов - пруссов и литвы, при чем как и в случае со славянами и скандинавами имена эти не имеют никакого значения в балтских языках, а значит искать их исток нужно у того же народа, который впервые зафиксировал эти имена в договорах с греками - у русов! Несколько имен связаны с фризами и скандинавами. Отдельное уточнение требуется относительно самого первом имени в этом списке - «Карл». К X веку оно было общеевропейским и очень популярно в частности и у славян из-за славы его носителя - Карла Великого. От него особенно у западных славян многочисленные Кароли, Карелы. Но в договоре оно отражено в самобытной, русской очевидно, форме - Карлы.
О том, что у русов был свой язык, отличный от славянского сообщает целый ряд источников. Норманисты злорадно потирают руки, но сохранившиеся до наших дней несколько десятков слов и имена противорячат, как уже было сказано, их скандинавскому происхождению. Об особом неславянском языке русов нам сообщает Константин Багрянородный, приведший названия днепровских порогов на РУССКОМ и на СЛАВЯНСКОМ языках. Об эти названия сломано множество копий - скандинавский перевод надо сказать самый убогий и он полон натяжек. Переводили названия и с осетинского, и с аланского, и с литовского, и даже с еврейского языков! Выдвигалось предположение, что это были названия на исковерканном греком диалекте славянского, отличного от восточнославянского диалекта. Наиболее опулярной является осетинская версия, предложенная аланистами, которые производят русов от древних роксоланов. Однако, в сочетании с загадочными русскими именами и еще несколькими словами эта гипотеза разваливается. Еще одно РУССКОЕ слово сообщает нам Лев Диакон - русы называли совет вождей словом КОМЕНТ, которое находит параллели в латыни и может быть заимствованием еще римских времен! Наконец, последнее РУССКОЕ слово нам сообщет анонимный автор польской Великой хроники, который сообщает, что рутены-русы называют на СВОЕМ ЯЗЫКЕ славян-поморян ГАЛМАТАМИ, что очень созвучно названию иллирийцев - далматов, живших когда-то на берегу Адриатического моря, а это уводит нас в мир иллиро-фракийских племен Балканского п-ова! Герард Меркатор сообщал о двуязычии балтийских русов-руян и называл их второй язык «виндальским». Ряд мест из описания русов ибн-Фадланом, также можно истолковать, как свидетельство о двуязычии русов - во время похорон говорили между собой на каком-то языке, которого не понимал славянский переводчик арабского посла.
Сделав эту необходимую ремарку о двуязычии русов, перейдем к главным героям - русским послам. Попробуем разобраться в составе лиц, входивших в посольство 944 года. В посольстве четко выделяются три группы. Это собственно послы, которые представляют самого Игоря и его семью (кстати это ведь открывает нам состав семьи Игоря!) : Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба - послы от тех, кто не присутствует на переговорах, они передают их волю; 2) это очень интересная группа людей: Прастен Туръдови, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминодов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка..., Алвад Гудов, Фудри Туадов, Мутур Утин - они не называются послами (в отличие от первых), а следовательно являются теми, кто сам себя представляет, мы бы назвали их военно-политической элитой Руси. Больше всего интересно то, что они пишутся с фамилиями (!): Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминодов. Ранее утверждалось, что мол это не фамилии, а люди, послами которых они и являются, но мы видим, что когда хотят сказать о человеке, что он посол, то так и пишут: Ивор, посол Игоря. Сама форма написания говорит о принадлежности, Фастов, Войков. Принадлежать такие люди могли лишь к своему роду, а следовательно, это и есть фамилии. Утверждение, что фамилии появились гораздо позже, не верно. В обществе, где без подтверждения знатности рода, нельзя было и шагу ступить, где от знатности зависело очень много, фамилий у аристократии не быть не могло. У других народов с родословной (подтверждением принадлежности к тому или иному роду) было всё в порядке, когда представлялся тот или иной франк, итальянец, араб, а уж тем более скандинав, то всегда сообщалось о принадлежности его к его (непременно знатному) роду. На Руси не могло быть по-другому. Вот у простолюдинов да, фамилии появились гораздо позже, они ведь были не нужны в с/х общине, все и так всех знали, но даже там постоянно возникали клички и прозвища, для «уточнения» того или иного человека, чтоб не спутать. Третью группу посольства сейчас назвали бы торгово-экономическим блоком, это купцы, и они пишутся в договоре без фамилий. Вероятно, что и у них фамилии были, но на фоне аристократов им было «не по чину» писаться с фамилиями. В отличие от военной элиты, купцы не смогли добиться такой чести, как представлять свои родовые имена при международных переговорах, но они уже получили возможность в них участвовать - 30 лет назад купцы в договоре не упоминались.
В таком случае возникает два вопроса: 1) Почему послы сами пишутся без фамилий, и 2) почему те кого они представляют, пишутся без фамилий. Ответ на второй вопрос оказывается прост - отправители послов принадлежат к тому же роду, что и государь Игорь, к его фамилии, к Русскому роду! Ответ на первый вопрос посложнее. Очевидно, что их социальный статус был значительно ниже, чем у вельмож второй группы посольства - они были представителями своих господ, представителями служилой знати, прообраза служилого дворянства Российской империи, одним словом это были дружинники князей Русского рода.
Остается ещё один вопрос, почему послы Олега пишутся без фамилий? Мысль по поводу Олеговых послов такая. Состав их не изменился с 907 по 912, только дополнился несколькими именами, Иван Иванов считает, что из этого следует, что они были настолько известными современникам личностями, что могли обходиться и без указаний на свой род. Но возможно, что причина иная - за 30 лет, что отделяли посольства Олега от посольства Игоря русский посольский этикет и протокол не могли оставаться неизменными и согласно произошедшим переменам русские вельможи, представлявшие интересы Русской земли, добились права представляться и своими родовыми именами - фамилиями.
В заключении хочу отметить, что если в посольстве Олега мы видим только русские имена (не считая общеевропейского Карла), то в Посольстве Игоря нам встречаются аланские имена, парочка «скандинавов» Гримм и Свен, и славяне, Прастены (возможно), Синко, Клек (известно в Болгарии, хотя из славянского оно не объяснимо, а значит логино предположить болгарское заимствование из русского!). Хотя Гримм скорее даже не «скандинав», а «фриз». Имя «Свен» встречается, как правило, не в Швеции, а за ее пределами, означая шведское происхождение предков человека, популярно оно было например в Дании. Иван Иванов объясняет их присутствие так: Гримм и оба Прастены это дети русов от матерей соответственно скандинавского и славянского происхождения. Возможно, хотя имя «Прастен» по мнения Кузьмина именно «русское», а не славянское или что скорее это были вожди поступившие на службу к Игорю со своими дружинами. Гримм Сфирьков, однако, судя по его высокому положению в иерархии послов - его имя стоит третьим во второй группе и выше имени Прастена Акуна, племянника Игоря! - был все же именно русским вельможей. Его фризское имя не должно удивлять, если мы вспомним, что и сами русы некогда пришли в Восточную Европу их Южной Прибалтики! Имя Гримм - такое же заимствование, как и имя Карлы.
Теперь же попробуем определить происхождение участников посольства. Вспомним предысторию заключения этого договора - первый поход на греков Игорь совершает в 941 году, но преданный болгарами, попадает в засаду и практически весь его флот был сожжен греческим огнем, в 944 году Игорь вновь выступает в поход, пополнив дружину какими-то варягами, среди которых было много христиан, как отмечает летописец. Варягами на Руси назвали в первую очередь балтийских славян - ободритов и вагров, а также всех выходцев с Балтики - Варяжского моря: ободритов, русов-руянов (варяги-русь), готландцев, датчан, шведов и норвежцев-норманнов. Скандинавских варягов мы должны исключить по нескольким причинам:
1. в интересующее нас время в Скандинавии не было христиан;
2. скандинавы, большие любители истории, скурпулезно фиксировали в сагах деяния предков, но не знают о контактах своих предков с далекими киевскими правителями, вплоть до Владимира и Ярослава;
3. непосредственно перед походом 944 года ободритские земли сотрясло очередное антихристианское восстание.
Именно ободритами и были очевидно варяги - христиане, изгнанные языческими соплеменниками из своих домов. В их фризских и скандинавских именах нет ничего удивительного, так как ободритские князья с древнейших времен были тесно связаны кровными узами с правящими домами Дании и Швеции. Эти варяжские князья, возглавляя собственные дружины, занимали высокое положение на Руси и участвовали в управлении государством. Летопись подтверждает, что именно варяги настояли на заключении мира с Византией. Для примера можно также вспомнить варягов Шимона и Фриада, поступивших на службу к Всеволоду Ярославичу. Они органично влились в ряды русской знати, утратив княжеский титул, но занимая верхние ступени иерархии! Георгий Шимонович был воспитателем Юрия Долгорукого и фактически управлял Ростовской землей. Его потомками были знатнейшие московские бояре - Вельяминовы. С варягами на Русь вероятно прибыл и еще один участник посольства с говорящим именем Ятвяг Гунарев. Имя указывает на то, что кто предки этого человека были выходцами из балтского племени ятвягов (мать возможно), а также из Скандинавии или Фризии, где было в ходу имя Гунар. Возможно, что к варягам принадлежал также Стегги Етонов (Оттонов?).
Очевидно тогда же в ряды русской знати влились и аланы. Алан Шихберн Сфандр (единственный из первой группы посольства, кто назван с фамилией) представлял интересы супруги русского князя Улеба, которая и сама очевидно была аланкой. То обстоятельство, что он единственный в первой группе назван по фамилии, говорит о его исключительном статусе. Вероятно, он был родственником аланской княжны (так что версия о том, что Сфандра - это имя жены Улеба имеет некоторые основания). Логично предположить, что аланские вожди прибыли на Русь вместе со своей госпожой. Аланом вероятно был и Шибрид Алдан из второй группы.
Несколько слов нужно сказать также о версии об эстонском происхождении некоторых имен из договора Игоря - это Каницар - посол Предславы, Искусеви - посол Ольги и купец Апубскарь. Эстонцы в окружении русских князей хорошо согласуется с версией о псковском происхождении Ольги, но дело в том, что сама эта псковская версия под большим вопросом. Имя Каницар весьма созвучно русскому варианту имени Одоакра - Оданацера, как его произносили запорожские казаки 17 века. Имя Искусеви также объясняют из славянского, были венгерские попытки. Апубскаря пытаются осмыслить и как мусульманина-хазарина Абу бек Сара. Говорить о происхождении имен крайне сложно, но то, что никто не смог предложить убедительного толкования из какого-то языка говорит о многом. Эти имена действительно употреблялись в Эстонии, но с тем же успехом их могли заимствовать и эстонцы у русов! Колонии балтийских русов - руянов существовали на острове Сааремаа, в провинциях Роталия и Вик, а киевских русов в городе Юрьеве, современном Тарту. Наиболее вероятно эстонское происхождение именно Искусеви, посла княгини Ольги. Как будет видно далее, некое эстонское семейство действительно проживало в Киеве.
Сравнивая два посольства Олега, посольство Игоря и посольство его вдовы Ольги, мы видим несомненную преемственность: во втором посольстве Олега участвуют те же люди, что и в первом - Карлы, Фарлоф, Рулав, Веремуд и Стемид. В посольстве Ольги принимали 22 посла, плюс сама Ольга и некий апсинтий - родственник княгини, в котором ряд исследователей видят самого Святослава. Итого 24 человека. Очевидно, что это тот же состав, что и в 944, только нет представителя умершего Игоря. Второе посольство Олега состояло из 15 человек, посольство Игоря из 25ти. В нем несомненно появились новые лица - послы разросшейся княжеской семьи, варяжские и аланские вожди. Можем ли мы предполагать, что русские аристократы, входившие в посольства Игоря и Ольги были потомками и наследниками послов 912 года? По крайней мере, в отношении двух из игоревых послов мы можем сделать такое предположение. В 944 году Русское государство представлял некто Либиар Фастов. Логично предположить, что он был наследником Фоста\Фаста, участвовавшего во втором посольстве Олега. Либиар занимал весьма высокое место в иерархии русских вождей. Его имя стоит рядом с правящей фамилией и к тому же перед Прастеном Акуном, племянником Игоря! Вполне возможно, что с этой фамилией связано название города Фастова, недалеко от Киева, как предположил в свое время А. С. Королев. Второй человек, отражающий преемственность между вельможами договоров 911 и 944 гг. - Алвад Гудов, занимающий 23 позицию в договоре 944 года. В договоре 911 года значится Гуды. Когда писал эти строки, меня посетила догадка, которую решил проверить: я исключил из списка послов княжеской семьи и предполагаемых мной варягов и аланов. Вместе с главой посольства - Ивором, послов оказалось 15, то есть ровно столько же, сколько и в посольстве 911 года! Конечно это не может служить доказательством того, что вельможи 944 года были наследниками послов 911 года, тем более, что мои предположения о варягах и аланах не подкреплены более ничем, но вместе с приведенными примерами Фоста и Либиара Фастова и Гуды и Алвада Гудова заставляют по крайней мере обратить на это внимание…
Кем же являлись эти представители знатнейших фамилий Руси, каков был их статус? Пример Шимона Африкановича, варяжского князя, показывает, что даже если на своей родине такие вожди и были князьями, то переезжая на Русь и поступая на службу к русским правителям, они теряли этот титул, так как в этом гос-ве право на титул имели исключительно члены правящего рода. Договоры определяют этот правящий элитарный класс русского общества термином ВЕЛИКИЕ БОЯРЕ. Они занимали ведущие должности, были наместниками городов и возглавляли войска, становились воспитателями юных князей. В Скандинавии им соответствовали ярлы, уступавшие властью только конунгам, а в Польше и Чехии - магнаты. Надо полагать, что главный воевода Игоря, Ольги, Святослава и Ярополка Свенельд или Свенгельд был именно из числа великих бояр, как и воспитатель Святослава Асмуд. Свенельда на его посту сменил воевода Блуд, он же скорее всего воспитатель Ярослава Буды. При Святославе упоминаются также некий Икмор, второй человек после Святослава в войске, и третий вождь Сфенкел, вероятно тот же Свенгельд, еще один воевода Святослава носил славянское имя Волк. При сыне Святослава большим влиянием пользовался Варяжко, судя по имени, потомок одного из варяжских вождей, пришедших на Русь при Игоре.
Многие из великих бояр, вероятно, погибли в походах Святослава и усобицах его сыновей и внуков. Их потеснили новые бояре, пришедшие с Владимиром из Новгорода, а потом с его сыном Ярославом. При Владимире упоминаются его воеводы Добрыня, бывший дружинник Святослава и родной дядя Владимира, благодаря которому он получил новгородский престол, Путята, крестивший с Добрыней Новгород, Волчий Хвост, победитель радимичей, упоминавшийся уже Блуд-Буды, воспитатель Ярослава. Добрыня основал целую династию, служившую нескольким поколениям русских князей: наместник Новгорода и фактический соправитель Ярослава Константин, его приемник и сын Остромир, оставивший знаменитое Евангелие, Вышата и Ян Вышатич.
Еще одно знатное семейство действовало во времена сыновей Ярослава и на этот раз они несомненно имели эстонское происхождение - это братья Чудин и Тукы. Вполне вероятно, что именно они были потомками Искусеви, поступившего на службу к княгине Ольге. Кто знает, может быть именно стараниями этого семейства, которое можно назвать Чудиновыми, и появилась псковская легенда о происхождении Ольги. Надо полагать, что в Киев эстонцы прибыли вместе с Ярославом. С ними упоминается Коснячка. Особое положение этих бояр подтверждается тем, что совместно с князьями они участвуют в княжеских съездах и принимают законы. Часто они состоят в родстве с правящим родом, как Константин Добрынич, двоюродный брат Ярослава.
Среди послов 944 особенно выделяется Прастен Акун, племянник Игоря, но при этом его ранг несомненно ниже, чем ранг второго племянника, тоже Игоря, а также загадочных Володислава, Предславы или безымянной жены какого-то Улеба, которых представляют собственные послы. Из этого можно сделать вывод, что Прастен Акун не входил в число князей, а был, скорее всего, сыном сестры Игоря, вышедшей замуж за великого боярина. За это говорит и его имя, популярное похоже среди великих бояр. В списке послов мы видим еще двоих Прастенов.
Еще один выделяющийся на фоне других посол - Прастен, стоящий сразу за послами княжеской семьи. Необычность его в том, что вместо имени человека, пославшего его или фамилии, как у следующих за ним участников посольства. Судя по форме мн. числа «Туръдови» он представлял интересы целого рода, который был достаточно знатным, чтобы отправлять собственного посла, но не настолько знатным, чтобы каждого члена этой фамилии представлял отдельный посол, как и в княжеской семье. Неужели столь знатный род совершенно не оставил следов в летописях? Исследователей давно мучает вопрос - почему в договоре не представлен столь значимый для русской истории вельможа как Свенгельд? Возможно, что именно под общим родовым именем Туръдовых и скрывается Свенгельд вместе со своими родичами.
На примере семейства Чудиновых и Добрыничей - самых влиятельных боярских фамилий 11 века - мы видим процесс пополнения рядов высшей аристократии за счет выслужившихся или удачлевых дружинников. Другой пример, ставший прообразом для сказки, история юного сына простого кожемяки, победившего прославленного печенежского богатыря. Ряды высшей аристократии Русского государства неизбежно рядели - русы жили войной! Эти ряды пополнялись продвижением вверх по социальной лестнице дружинников младших рангов (Чудиновы, Добрыничи, Кожемяка), принятием на службу иноземных князей (в 11 веке братья - Африкановичи Шимон и Фриад и касожский князь Роман Редедевич, варяжские князья 10 века, беглые новгородские бояре, принятые Оскольдом в 9 веке, надо полагать именно так попали в русские послы и загадочные свеоны из Бертинских анналов). Все также как было позднее в московские времена, когда на службу массово принимались татарские, литовские, черкесские и многие другие князья и вельможи, с той лишь разницей, что в 9-12 вв. это явление не носило такого массового характера и князья в те времена стремились опираться на собственную русскую аристократию, а московские государи, взяв за образец имперскую модель Византии, стали вооружаться против собственного народа, принимая на службу иноземных аристократов с их дружинами. Им отдавались высшие должности, а собственно русское дворянство оставалось в тени, выполняя более мелкие задания, служа в министерствах-приказах и московском войске, отправляясь в посольства.
Возникает вопрос, как сложилась судьба древнейших известных нам знатных родов Русской земли? К сожалению, у нас нет ни малейшего указания летописей на эту информацию, однако любопытно, что в 12 веке в Новгородской земле в списке погостов - сел новгородских бояр упомянуты Тудоров погост и Спирков (Сфирьков) погост. Конечно, можно видеть в их хозяевах тезок Тудорова и Сфирькова из договора 944 года, но возможно, что после победы Владимира Крестителя над Ярополком, победитель - Новгородский князь - переселил русскую знать в Новгородскую землю, заменив ее своей новгородской дружиной. Такое практиковалось позднее, в Московском государстве. Косвенно это может подтверждаться тем, что новгородский наместник князь Ярослав в 1014 поднял восстание против своего отца и его явно поддерживала местная знать. Заметьте, что ближайшим окружением мятежника были южане - Константин Добрынич и его дядька Будый-Блуд. Кроме того именно во времена Владимира в Новгородии появляются курганы, аналогичные днепровским. Это выселение РУССКОЙ знати на север объясняет то странное обстоятельство, что именно здесь, в старых новгородских владениях сохранился древний ПЛЕМЕННОЙ ЭПОС РУСОВ, повествующий о Русском государстве на Дунае 5 века и его войнах с готами и гуннами, которое германцы называли Ругиландом.

Игорь, Русь, Олег Вещий, язык русов, русы, договоры, Русская земля, имена русов, 944 год

Previous post Next post
Up