На днях была опубликована в журнале «Исторический Формат» статья С.В. Назина, в которой он излагает свою концепцию происхождения славян, а точнее распространения этнонима «славяне». По мимо этого вышла также книга этого историка. Собственно, он возрождает теорию своего учителя О.Н. Трубачева, а также защищает летописное предание о дунайской
(
Read more... )
Comments 9
Reply
Но, важно понимать, что паннонцы вовсе не должны считаться прародителями славяноязычных племен. Просто родичи паннонских племен проживали в лесах Восточной Европы, куда мигрировали к ним беженцы из Подунавья. Вокруг этих беженцев сложилась группировка "склавинов". Назин приводит в статье интересные наблюдения: самоназвания, идентичные по смыслу "словенам" носят баски и албанцы, что означает "понятно говорящие". То есть, народы, сохранившие родной язык в условиях романизации и эллинизации населения империи.
Reply
Reply
Не надо считать, что от паннонских племен произошли славянские народы. Паннонские славяне стали ядром, вокруг которого сформировалась славянская идентичность. То есть:
1. паннонцы - жители Римской империи, сохранившие родной язык и идентичность, стали называться словенами (по Назину);
2. группа словен эмигрировала в регион Полесья, где объединила вокруг себя определенную группу родственных по языку праславянских (венедских; балто-славянских?) племен, которые стали называться словенами, в то время как другие родственные племена продолжали называться венедами (?), а какие-то антами, сербами и т.д.
3. по различным причинам общее наименование "словене/славяне" вытесняет прочие и становится общим названием всех славяноговорящих народностей.
Reply
"Праславянский язык мог превратиться в язык открытого слога только в условиях романо-славянского двуязычия на территории Римской империи" [с. 164].
И в то же время:
"Дунайская легенда имеет отношение только к склавинам, а не венетам (антам), только к дунайским «славянам», а не ляхам или вятичам. Последние не были дунайским выходцами, и их собственные предания остались нам неизвестными" [c.173].
Эта специфика праязыка ВСЕХ славян распространяется в т. ч. на тех, чьи предки в Норике и Паннонии не жили. Чем это можно объяснить? Одно дело - легенды и отдельные слова (которые приводит автор), а другое - грамматическая конструкция.
P.S. С книгой ознакомиться не успел, могу быть не в курсе некоторых моментов.
Reply
Reply
Reply
Я полагаю, что выходцы из Подунавья (Норик тут можно рассматривать лишь частично) достаточно рано возглавили будущие славянские племена Полесья. Так что, в самый ответственный (киевско-зарубинецкий) этап своего этногенеза славянские племена находились под сильным дунайско-славянским влиянием.
Reply
Leave a comment