На днях была опубликована в журнале «Исторический Формат» статья С.В. Назина, в которой он излагает свою концепцию происхождения славян, а точнее распространения этнонима «славяне». По мимо этого вышла также книга этого историка. Собственно, он возрождает теорию своего учителя О.Н. Трубачева, а также защищает летописное предание о дунайской прародине славянских племен. Причем, Назину изящно удалось решить проблему противоречия между имеющимися археологическими и письменными источниками с одной стороны и средневековых преданий с другой. Если кратко: «славяне» - это коренные жители Паннонии и прилегающих теорий в Среднем Подунавье, сохранившие свой язык в условиях римского господства («волохи») и вышедшие из тени после того, как гунны Аттилы сокрушили римское господство в этом регионе («белые угры»). В следствии особого культурного значения этого региона и этноса дунайских словен/славян (склавинов) их самоназвание стало распространяться среди родственных племен Центральной и Восточной Европы (венедов и антов), вышедших в эпоху Великих Переселений из лесов и болот Полесья, окончательно утвердившись к концу 9 века.
Теория Назина представляется весьма перспективной, за исключением ряда мелких недочетов. Она отвечает на целый ряд спорных вопросов, имеет под собой серьезную доказательную базу. Особенно приятно, что она практически полностью совпадает с моими собственными мыслями на сей счет. Задолго до того, как я пришел в ЖЖ, меня также увлекала проблема происхождения славян.
В активный период моего жж-ного творчества я пару раз касался этой темы по разным случаям (можно посмотреть
тут и
тут). Озвучивал свои идеи в комментариях (возможно, кто-то даже вспомнит) и консультациях в личке. Также, в силу того, что я очень скромен (мне за скромность при жизни памятник ставить надо!), должен заметить, что моя концепция происхождения славян и распространения их названия на другие славяноязычные племена и народности, учитывает и моменты, которые Назин, сосредоточившись исключительно на Подунавье, упустил. Однако, тему эту я благополучно забросил, сосредоточившись в свою очередь, на происхождении руси и проблемах фракийской истории. Более того, летописную концепцию я стал считать плодом книжных изысканий моравских деятелей кирилло-мефодиевского круга. Работа Назина заставила меня по-новому взглянуть на возможности сохранения памяти о дунайской прародине у средневековых книжников и их читателей, да и в целом у славян 9-12 вв.
Попробую напомнить свои представления по этому поводу, которые могут дополнить работу Назина. Итак, я полагаю, что толчком к формированию славянской (в широком понимании) этнической, лингвистической и культурной общности стала миграция населения дунайских провинций Римской империи в Восточную Европу. Некоторую сложность представляет вопрос датировки этого события. Изначально, я относил его к 1 в. до н.э. - 1 в. н.э., периоду формирования дунайских провинций Паннонии, Норика и Мезии. В Паннонии впервые фиксируются следы славянского языка именно в этот период (племя озериатов, река Быстрица). Во Фракии, к северу от Крестонии (области античной Македонии, прилегающей к Халкидскому полуострову), Геродот также фиксирует бытование погребальных обычаев, дословно совпадающих с описанием славянского погребального обряда у ибн-Русте. Понятие «к северу от крестонеев» весьма широкое, так что, к числу носителей «славянского погребального обряда» возможно стоит относить и трибаллов, занимающих северо-западную часть Фракии, примыкающую к Паннонии (Кобычев в книге «В поисках прародины славян» считал, что «трибаллы» - это античные предки древлян - Я ТАК НЕ ДУМАЮ! Просто к слову пришлось). Кроме озериатов, Назин относит к паннонским предкам славян также эрависков, таврисков и скордисков. Это мне представляется сомнительным. Эти народы либо надежно опознаны античными авторами как кельты, либо испытали сильнейшее кельтское влияние. Безусловно, можно говорить о том, что паннонцы (праславяне?) составляли их субстрат. В случае эрависков на основании свидетельства Тацита, хорошо разбиравшегося, как минимум, в кельтских языках, можно более-менее уверенно говорить о том, что они говорили на паннонском (праславянском?) языке, но культура их, согласно Колосовской, была типичной кельтской. Таврисков определяет как кельтов-галатов Страбон. Скордисков бывало и фракийцами обзывали, но в целом они опознаются как ветвь галатов, участвовавших во вторжении на Балканы в 278 г. до н.э. В отличие от кельтов, ушедших во Фракию и Малую Азию, они, уцелев после разгрома галатов в Элладе, предпочли вернуться туда, откуда началось их движение - в Паннонию, создав довольно стабильное политическое объединение. Иное дело озериаты, о которых кроме очевидно по-славянски звучащего имени, мы ничего не знаем. В отличие от многих других паннонских племен, озериаты практически исчезают из источников после римского завоевания, что и заставляет меня думать, что они мигрировали в места, недоступные для римских легионов.
Второй вариант датировки связывает миграцию с событиями 180-160-х гг. до н.э., с балканскими походами бастарнов. Примерно в это время зарождается новая зарубинецкая культура, которую нынче модно связывать с этими самыми бастарнами. Именно с зарубинецкой культурой я связываю один из основных этапов славянского этногенеза. В пользу этого свидетельствует следующее обстоятельство. Как показал М. Жих, именьковцы в Среднем Поволжье были носителями этнонима «славяне». Согласно археологам, именьковская культура возникла в результате миграции части зарубинецкого населения в 4 веке. Следовательно, уже в это время зарубинцы должны были использовать эноним «славяне» в качестве самоназвания.
Вопросов, требующих уточнения, безусловно, еще много. Однако, думаю, что Назин нащупал верный путь для их решения.