Каждые два года в голландском городе Дордрехт проводится самый большой в Европе исторический фестиваль, посвящённый старинным паровым машинам. Вот уже более 30 лет это зрелищное мероприятие собирает не только сотни фанатов викторианской эпохи, но и тысячи туристов со всех близлежащих стран. Мне довелось посетить фестиваль в этом году и пусть я не могу причислить себя к особым фанатам эпохи, но скопление антикварной паровой техники произвело неизгладимое впeчатление даже на меня!
Город Дордрехт находится совсем рядом от Роттердама, так что добраться до него легко и просто. Сел в поезд на роттердамском вокзале и уже через 15 минут ты на месте. Только надо учесть, что сам фестиваль проходит в старом городе, это где-то километра 1,5 от вокзала. Чтобы не мучить посетителей утомительными переходами через пешеходные торговые улицы, устроители пустили несколько маршрутов старинных автобусов. Для особых ценителей запустили паровоз и отдельную пароходную линию, связывающие две главные площадки фестиваля. Сам по себе доступ на фестиваль совершенно бесплатный, но за 16 евро продают транспортный комбинированный билет и можно весь день паровозиться и пароходиться до полного парового удовлетворения! В проспекте фестиваля буквально так и говорится - комбинированный билет, единственная в мире возможность запариться на любом виде транспорта! Более подробно с картой мероприятия можно познакомиться на официальной
странице.
И всё-таки я советовал бы добираться в Дордрехт на теплоходе, известным также под местным названием: "Водяной автобус". Да, дорога из Роттердама займёт чуть больше времени и стоит это удовольствие на 1,5 евро дороже поезда, но взамен вы получите целый букет впечатлений от поездки с ветерком и незабываемые виды на город.
Если немного поработать с цветами, то можно подумать, что флот паровых буксиров плывёт по Дордрехту 100-летней давности.
Только спускаешься на берег и сразу погружаешься в атмосферу праздника. В том смысле, что всё пространство фестиваля заполнено звуками пыхтящих моторов и гудящих гудков. Проплывающий мимо пароход обязательно выдаст громкий и низкий звук, в ответ маленькие тракторы один за другим пытаются издать нечто солидное, но получаются у них одни лишь писклявые гудочки. Презабавнейшее действо, надо сказать. Вроде бы в один из дней фестиваля должна исполняться "Паровая песня", когда гудят все и сразу, не могу себе представить, что за шум тогда царит.
На фестивальном флайере был изображен именно этот трактор, чем он так знаменит не скажу. За трактором, кстати, виднеется тот самый водный автобус.
Малюсенькие словно игрушечные, эти тракторы, на мой абсолютно непрофессиональный взгляд, являются главными действующими лицами фестиваля!
Сколько их было, штук 30-40 и все на ходу! Пыхтят и пытаются достать тебя облаком пара.
Рядом с каждым трактором присутствует хозяин, в любой момент готовый поделиться ценной информацией о своём питомце.
На многих агрегатах виднеются флажки, по которым можно догадаться из какой страны трактор пожаловал. В основном голландцы, но было и довольно много англичан с французами, ну и немцы конечно, куда же без них.
К сожалению, далеко не на всех машинах висела дополнительная информация. Поэтому людям далёким от исторических тракторных кругов было сложно определить, что за механизм стоит перед их глазами. Понятное дело, всегда можно обратиться к владельцу, если вы в должной мере владеете языками.
За маленькими тракторами пошли совсем немаленькие катки.
Многие тракторы носили женские имена. На "Леди Калинде" информационная табличка висела, но была она выполнена на страшном голландском языке. Так что понял я только то, что Леди 1925 года рождения.
Любопытная традиция с женскими именами. Не знаю, было ли это принято при изготовлении, или имена присвоили потом, но факт остаётся фактом, то и дело попадались: Колинды, Лены, Дженни, или такие Веры с цветами.
Внутри "Веры", как и ожидалось, царство рычагов, педалей и всевозможных краников.
Разбирая фотографии пришёл к выводу, что мне не стоило фотографировать тысячу разных тракторов (даже если они такие няшки) а следовало сделать упор на людей, потому как где ещё можно увидеть такие типажи?
Забивальщики свай делали своё дело весело с огоньком и песнями.
Механик
Кочегар
Обратите внимание на аутентичную обувь кочегара. Суровые пожарники в деревянных клогах, они что совсем там страх потеряли?
Тракторист
Машинист
Рыбаки
Юный пожарник
Почти что самодвижущаяся паровая коляска на целых две лошадиные силы.
Разумеется гриль на фестивале выполнен также в тематическом виде.
Что-то не из того места у них дым пошёл и почему все так спокойны?
С парадной стороны сверкающая медью пожарная машина.
С обратной стороны обычная кофеварка.
Этот агрегат я определил как гибрид самовара и самогонного аппарата.
Французы с умом приспособили паровую машину, и посетители рады, и уточка вертится.
У немцев паровой двигатель никаких уток не вертел, вместо этого перед ним поместили табличку "Будьте бдительны при разговоре, враг может вас слышать!" Кто-то ещё думает, что русские и немцы так сильно отличались друг от друга?
А так немцы прагматично подошли к празднику, т.е. под шумок рекламировали свой тракторный гешефт.
Не всем на фестивале было дело до паровых технологий.
Разгрузка шла практически без перерыва, бочки то загружали, то снова разгружали. За погрузко-разгрузкой пристально наблюдала толпа на мосту.
Это тот же самый мост, но уже в разведённом виде.
Паровая лесопилка притягивала взгляды посетителей не меньше чем разгрузка бочек.
Мир тракторных технологий, вид сверху.
Техника старенькая, за ней нужен глаз да глаз.
А если одного глаза недостаточно, то вокруг пациента собирался целый консилиум специалистов.
Ещё одна любопытная конструкция - паровая шарманка. Шумела как маленький духовой оркестр в прицепе.
Езда на старинных автомобилях, если не ошибаюсь, не входила в комплексный транспортный билет. Тем не менее, желающих прокатиться было достаточно.
Спидометр автомобиля замер на нуле.
Чудо техники - паровой велосипед!
Гугль выдал следующий перевод, вывешенного на плавучем кране транспаранта: "Я пришвартоваться в своей работе на 100 лет, побили меня еще не готов." Задумался... Мало что в мире даёт столько пищи для размышлений как современные распознаватели текста!
Это была однозначно, самая высокая тракторная труба на всём фестивале!
Костюмированные посетители с удовольствием фотографировались в рамке со всеми желающими.
Массовые исторические мероприятия словно созданы для торговцев антиквариатом, продавали всё, от водолазных сувениров и гантель до патефонов. Впервые услышал как звучит патефон. Всё как в кино, забавный звук "как из ведра".
Пожарники наконец-то разобрались с насосами и мощной струёй поливали противоположный берег.
Вдоль берега стояло несколько не первой молодости кораблей, доступных для осмотра. Имелась даже плавучая бурильная установка совершенно античного вида.
Я зашёл к "грунто-копателям" и не сказал бы что увиденное меня особо впечатлило. Узкий кубрик, небольшое душное машинное отделение, бедненькая кают-компания. Всё очень скромно и блекло. Надо было идти к бурильщикам.
Некоторые тракторы смотрелись почти как современные, с таким можно хоть сейчас на битву с урожаем!
Организаторы говорили о 250 тысячах посетителей, но какой-то особой давки не ощущалось. Если честно, то пару дней назад на дюссельдорфском дне Японии (где собралось 750 тысяч) в смысле толкотни было на порядок напряжённее. В Дордрехте разве что пришлось минут 10 подождать пока все желающие сфотографироваться возле этого колёсного устройства не сделают свои селфи.
А теперь самое интересное - паровые игрушки. Как думаете, сколько может стоить такой паровой чудо-трактор? Ответ меня удивил, 400 евро! Однако.
Сколько стоила тепловая электростанция даже постеснялся посмотреть.
Завершим прогулку по фестивалю парочкой тракторных красавцев.
Как понимаете, я остался в полном восторге! И это при том, что программу визита выполнил в лучшем случае на половину. Признаюсь, планировал увидеть намного больше. Специально остановился в Роттердаме на несколько дней, чтобы успеть на "Ночные пароходные иллюминации", это когда все корабли зажигают судовое освещение. Симпатичное зрелище, но очевидно что-то я не рассчитал, т.е. приехал на фестиваль в субботу слишком рано и после осмотра всех паровых достопримечательностей у меня оставалось где-то 5 часов до иллюминаций, которые я не знал чем занять и поэтому бесславно вернулся в Роттердам. Вечернего парада тракторов тоже не увидел, его я передвинул на воскресенье, но не озаботился посмотреть прогноз погоды и как оказалось зря. На следующий день в Голландию пришёл конкретный шторм и с тракторным парадом как-то не срослось. Вторую фестивальную площадку со старинными автомобилями и огромным залом моделек планово проигнорировал. Кто знает, может быть паровые игрушки там были бы дешевле? Единственное разочарование от фестиваля у меня возникло из-за полного отсутствия стим-панка. Я надеялся увидеть современные изделия, выполненные по мотивам той эпохи. Очень странно, стим-панковская комьюнити так популярна, а на самом большом тематическом мероприятии в Европе от неё не было и следа! За кадром остались несколько сцен, с выступающими на них хорами моряков и цех аутентичных прачек, с которыми я так и не пересёкся. Так же в репортаж не вошли десятки общепитовских точек, предлагающих обычные для Голландии дары моря во фритюре. Бесконечные торговые ряды, продающие всё подряд, но думаю вы не будете об этом жалеть. Главные паровые экспонаты я более-менее сфотографировал, ну а для для полного погружения настоятельно рекомендую приехать в Дордрехт в 2018-м году и увидеть фестиваль в живую!