Плачъ Земли Русской по Супругу ея убіенному

Mar 16, 2008 15:44


Мы знаемъ о тяжеломъ помраченіи, охватившемъ всѣхъ подданныхъ Русскаго Царя и приведшемъ къ февралю 1917 года. Потому любое проявленіе безсердечія въ отношеніи Святыхъ Царственныхъ Мучениковъ - въ общемъ, неудивительно. Но была «Москва подпольная», которая еще въ апрѣлѣ 1917 г. ставила свѣчи и подавала записки «за животъ, за здравіе // Раба Божьяго - Николая»


За 90 летъ намъ крѣпко внушили, что убійство Святыхъ Царственныхъ Мучениковъ не вызвало у народа (какъ тогда говорилось, «массъ») никакого сожалѣнія. И мы до сихъ поръ вѣримъ. Все вѣдь читали «Разстрѣлъ Царя» въ записныхъ книжкахъ М. И. Цвѣтаевой... Тамъ - на московской улицѣ - народъ безмолвствуетъ.
Но рядомъ (по свидѣтельству того же поэта) оказывается, что была «Москва подпольная», которая еще въ апрѣлѣ 1917 г. «чуть свѣтъ» спѣшила въ церкви, ставила свѣчи и подавала записки «за животъ, за здравіе // Раба Божьяго - Николая».
А тамъ, гдѣ приподнимается хотя бы край завѣсы (защитной, дымовой), встаетъ иное. Выясняется, что даже ложное извѣстіе о разстрѣлѣ Царя вызвало въ Кіевѣ (городѣ, тогда еще не скованномъ терроромъ) волну народнаго горя: «Въ назначенный день, - вспоминалъ архимандритъ изъ Александро-Невской Лавры Владимiр - въ 9 часовъ утра храмъ былъ наполненъ молящимися. въ немъ и кругомъ него собралось 230 тысячъ народа… И вотъ какъ въ ожиданіи службы народъ выражалъ свою печаль воплями и плачемъ, такъ теперь, при объявленіи о ложности слуха, онъ выразилъ свою радость пѣніемъ: “Боже, Царя храни…”, “Спаси, Господи…” До моего отъѣзда изъ Кіева болѣе не получалось извѣстій о кончинѣ бывшаго Императора, и по просьбѣ народа было совершено молебствование о здравіи бывшаго Государя».
Послѣ полученія въ Кіевѣ дѣйствительнаго извѣстія объ убійствѣ Царственныхъ мучениковъ панихиду служили въ соборѣ. «… Въ серединѣ іюля 1918 г., - свидѣтельствовалъ очевидецъ, - городъ облетѣла страшная вѣсть о томъ, что въ Екатеринбургѣ совершилось величайшее злодѣяніе: убитъ Царь и вся Его Семья. Какъ громомъ поразило это извѣстіе русскихъ людей. Бросились провѣрять эти сведенія всюду, гдѣ могли, но увы, надежды на невѣрность ихъ какъ-то сразу пали… По иниціативѣ русскихъ людей въ Софійскомъ соборѣ состоялась торжественная панихида по убитымъ…» Объявленія о панихидѣ были расклеены ночью. Утромъ же «не только соборъ, но и прилегающій къ собору большой погостъ и площадь были заполнены русскимъ людьми, явившимися отдать послѣдній долгъ Тому, Кто жизнь свою не побоялся отдать за счастье Своего народа. Величественное зрѣлище представлялъ въ тотъ день Софійскій соборъ, и хотя украинскіе газеты на другой день и сообщили, что панихида была организована исключительно русскими черносотенцами, генералами и придворными, но это была чистая неправда; наоборотъ, храмъ былъ полонъ… простымъ рабочимъ людомъ, пришедшимъ помолиться объ упокоеніи своего Царя, несмотря на будній день и рабочій часъ».
А святитель Іоаннъ Шанхайскій оставилъ поразительные воспоминанія о панихидѣ въ началѣ іюля (ст.ст. ) 1918 г. въ Харьковѣ, гдѣ весь соборъ наполнился воплемъ и рыданіемъ народа о Государѣ.
Да, - «Плачъ Земли Русской по Супругу ея убіенному». Да, - именно «изъ толщи народной».
Оттуда же и странники, въ 1919 г. распространявшіе книжку «О великомъ новопреставленномъ мученикѣ Николаѣ» (Пензенская губернія, Нижнеломовский уѣздъ). Оттуда же и сотня казаковъ со священникомъ о. Иліей, молитвенно воззвавшіе къ Царской Семьѣ: «А вотъ молитвами Ихъ и выйдемъ… А вотъ и прославлены Они… Сами слыхали, какъ народъ прославилъ Ихъ. Божій народъ…». И въ той же толще (судебъ, времени, земли) - видѣніе матроса Силаева (1919 г.) и икона Святыхъ Царственныхъ Мучениковъ въ Святогорскомъ монастырѣ на р. Донце, въ 18 верстахъ отъ г. Изюма Харьковской губерніи (1932 г.).
Царственные Лики на высокомъ мѣловомъ утесѣ.

Но не только Россія вѣрныхъ горевала объ убіенномъ Государѣ. Поразительное пониманіе апокалиптичности произошедшаго показали жители нѣкоторыхъ странъ Ближняго Востока.
"...Когда же на Ближній востокъ дошла вѣсть, что Царя убили, то въ трехъ странахъ (Сирія, Ливанъ, Палестина) начались массовыя самоубійства.
Арабы уже тогда считали, что со смертью Царя Николая кончилась человѣческая исторія, и что - жизнь на землѣ потеряла всякій смыслъ.
... Правительства вынуждены были обратиться къ народонаселенію съ особыми предостереженіями противъ политическаго безумія.
Множества людей рвали на себѣ волосы, кричали и плакали на улицахъ и площадяхъ. Арабскій трауръ по смерти Царя Николая длился нѣсколько лѣтъ"

1. Наталiя Ганина. «Чудо о сухихъ вѣтвяхъ»
2. В.В. Кузнецовъ. «Тайна пятой печати»
Previous post Next post
Up