Aug 12, 2010 12:26
Мне доводится общаться с христианами многих деноминаций: и с протестантами, и с католиками. Но нигде я не встречал такой нетерпимости по отношению к инославным христианам, как в Православии. Я долго не мог понять, в чем же дело, пока в руки мне не попала книга священника Георгия Чистякова «Путь, что ведет нас к Богу». Отец Георгий был не просто священником, а блистательным историком, филологом, писателем, учеником о. Александра Меня. И он был терпимым человеком, за что ему крепко доставалось от православных собратьев, привыкших смотреть на католиков и протестантов как на врагов. Типичный пример «православного» отношения можно встретить на сайте известного православного сектоведа А. Дворкина. Посмотрите, с каким презрением написана статья, какой ненавистью и бульварщиной она отдает: «Печально известный московский священник Георгий Чистяков вновь прославился своей безудержной терпимостью. Оказывается, для того, чтобы оградить свою нежную даму - толерантность - то бишь терпимость, от тяжелых условий внешнего мира, он возвел для нее дом, названный им Институтом толерантности. Гранты на этот самый дом толерантности от заморских сутенё… то есть, доброхотов, полились широкой рекой. Можно указать ему на самого терпимого человека на свете - Адольфа Гитлера, которому принадлежат следующие слова: «…мы вступаем в эру терпимости. Каждому будет позволено искать свое спасение тем путем, который ему подходит. Никого не будут обращать в свою веру». Не хотел бы священник Чистяков принять его в свой институт? В качестве посмертного почетного члена?»
О причинах этого явления (православной нетерпимости) рассказывает о. Георгий в своей книге «Путь, что ведет нас к Богу». Он говорит, что фанатизм, и, следовательно, религиозная нетерпимость возможны, когда истина интерпретируется как открытая мне или нам, дарованная моему народу. И это верно. Нельзя не упомянуть, что моих собратьев православных щедро кормят байками о нашей (мнимой) исключительности, богоизбранности и превосходстве над другими верами и культурами. Подобные высказывания можно найти как в дешевых «жёлтопрессных» православных газетках типа «Чёрная сотня», «Опричник» или «Русь православная», так и в выступлениях корифеев современной РПЦ - например, проповедях известного священника Димитрия Смирнова. Естественно, верующие, большинство из которых твердо усвоили, что всё, что надо, уже было сказано ранее в постановлениях Вселенских Соборов, творениях святых отцов, считают, что наша обязанность и задача - только повторять всё вышесказанное, не добавляя ничего, не подключая собственный ум (так как можно случайно впасть в ересь). Такие люди ловят каждое слово, слепо доверяя всему, что говорит, к примеру, известный священник, проповедник - отец Димитрий Смирнов. А говорит он в своей проповеди «О России» о том, какие мы, русские, исключительные, культурные, высоконравственные - самые-самые лучшие! Лучше всех народов. И люди этому верят - я лично проверял. Мои робкие попытки показать ситуацию в реале обернулись грозными обвинениями в том, что я презираю свой собственный народ, ставлю себя выше, чем известный православный иерей (проще говоря - выскочка); думаю, некоторые не исключали мысли, что я «жид, ставящий целью очернить «богоизбранный народ», но в лицо мне этого не высказал никто, потому что форум был культурный, там такого не принято. А на каком-нибудь митинге православных бородачей из числа «хоругвеносцев» я бы запросто и по лицу схлопотать. Ведь я покушался на самое святое - на идею о «богоизбранном народе и Святой Руси»!
Вот на каких мифах и держится православная нетерпимость к католикам и протестантам:
• Мы - богоизбранный народ, обладающие Полнотой Истины
• Мы - Святая Русь, а не загнивающий Запад
• Поскольку мы обладаем Великой Полнотой Истины, нам нет нужды прислушиваться к кому бы то ни было - пущай прислушиваются к нам!
Соответственно, о каком уважении и почитании может идти речь, когда абсолютно всё неповрежденно хранится у нас! Вот что говорит по этому поводу о. Георгий Чистяков: «Толпа, с которой мы встречаемся, читая Евангелие, требующая смерти Иисуса - может быть, одно из первых проявлений фанатизма в истории. В недрах этой толпы рождается чувство исключительности своей культуры, религии, идеи». И сейчас, в наше время, чувство такой же (мнимой) исключительности своей культуры и веры, настойчиво вкладывается в умы православных верующих. Отчего - это вопрос, выходящий за рамки моего краткого эссе. Но могу предположить, что делается так потому, что в нашей Русской Православной Церкви отчего-то не принято религиозно просвещать народ. К примеру, покрестить могут даже такого человека, который на вопрос: «А кто такой Иисус Христос?» отвечает: «да чёрт его знает!» (это, кстати, реальный случай). И вот, если таким духовно абсолютно безграмотным людям, сказать, что католики и протестанты, оказывается, не заклятые враги, а абсолютно нормальные люди, то множество верующих, посмотрев без прежнего страха в сторону Ватикана, обнаружит, что Католическая Церковь, к примеру, намного более приспособлена к воспитанию человека в вере, чем наша Православная. И многие люди, не имеющие в себе православного стержня, просто уйдут к католикам. Я лично знаком с подобными людьми, увидевшими в Православии только систему запретов и бесконечных правил, а, собственно, веры в Бога, они не увидели. Разочаровавшись, ушли к католикам и протестантам. Пока что их единицы. Но если дать свободу, начать проявлять терпимость, то данное явление приобретет массовый характер. И вот поэтому и кормят православных байками о собственной «богоизбранности и исключительности». Таково моё объяснение, не претендующее на истинность. Это просто моя точка зрения.
В полемике с православными, свято верящими в нашу исключительность, меня часто обвиняли, что я будто считаю, что «всё равно, как верить». Думаю, если взглянуть ТРЕЗВО на данную ситуацию, то любому станет ясно, что УВАЖАТЬ католиков и БЫТЬ католиком - это две совершенно разные вещи, и доказывать здесь даже ничего не нужно. А вот доказательства о том, что терпимость к другим христианским деноминациям имеет право быть, привести стоит. Начну я, пожалуй, со слов Вольтера, показавшего на примере самой авторитетной для нас, христиан, фигуры, что терпимость идет от Бога. Он писал: «Христос не был нетерпимым. Он общался и с самаритянами (еретиками для иудеев - пояснение моё), Он не произнес ни единого слова против религиозного культа римлян, отовсюду теснивших Его родину. Будем же подражать Его терпимости (в оригинале стоит слово tolerance - пояснение моё) и тем самым заслужим терпимое отношение к нам самим».
Отличные слова, друзья мои, правда ведь? А вот ответ того же Вольтера тем, кто полагает, что терпимость - это значит равнодушие. «Не говорите, что, проповедуя терпимость, мы проповедуем равнодушие. Нет, братья мои: тот, кто покланяется Богу и делает добро людям, вовсе не равнодушен! Эпитет этот скорее подходит суеверному человеку, полагающему, что Бог будет милостив к нему за то, что он произносит непонятные формулы, в то время как в действительности он весьма равнодушен к судьбе своего брата, коему дает погибнуть, даже не протянув ему руку помощи».
По поводу «непонятных формул», помню совет, данный мне очень давно не то православным священником, не то воцерковленным православным. На мой вопрос: «А зачем мне читать Псалтирь по церковно-славянски, если я ничего из читаемого не понимаю?», мне ответили: «А ты всё равно читай, даже если не понимаешь. Святые слова сделают свое дело». И сколько вот таких людей в Православии - ходящих на службы, но ничего в них не понимающих, читающих Псалтирь, но не понимая читаемого. И всё равно считающими, что «мы самые лучшие, богоизбранный народ, а вера у нас самая правильная». К ближнему отношение же самое равнодушное. К примеру, в проповеди протоиерея Димитрия Смирнова по поводу цунами в Таиланде, красной нитью идет мысль: «Это им, еретикам поганым, по грехам их - понастроили, понимаешь, борделей у себя, вот Бог и смыл эту нечисть». Прав был Вольтер, когда говорил о «непонятных формулах» и о равнодушии.
Стоит упомянуть, что данную ситуацию верующие люди предвидели задолго до того, как религия в России была официально разрешена. В 30-е годы 20 века мать Мария (Скобцова) в докладе «Настоящее и будущее Церкви», прочитанном на монашеском собрании в Париже, говорила: «В Церковь придут новые кадры людей, воспитаны Советской властью. Что это значит? Сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, а в какую-то минуту, почувствовав себя по-настоящему церковными людьми, они скажут: «Вот по этому вопросу существует несколько мнений - какое из них истинно? Потому что сразу несколько одновременно истинными быть не могут. А вот если такое-то истинно, то все остальные подлежат уничтожению как ложные». Далее мать Мария сказала: «Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей. Шаржируя, можно сказать, что за неправильно положенное крестное знамение они будут штрафовать, а за отказ от исповеди ссылать на Соловки». И действительно, я иногда с ужасом представляю, что будет, если Бог даст нам царя и Православие станет официальной религией: всякого рода царебожники во главе с Жанной Бичевской, различные «православные хоругвеносцы» тут же подсуетятся, займут ключевые посты в новоиспеченной империи, и начнется такой террор, по сравнению с которым Сталин покажется просто мальчишкой.
Итак, друзья мои, подведем итоги.
Мы поняли, что нетерпимость возникает тогда, когда вера, религия становится идеологией, когда на место живой веры становится обрядоверие (что так распространено в сегодняшней РПЦ). Такая вера предполагает, что всё нужное уже было сказано и записано в постановлениях Вселенских Соборов, апостольских правилах, творениях святых отцов, и что-то мыслить самому - это значит впадать в ересь, а значит - крайне «недушеполезно». Такая вера, говорит Эрих Фромм «освобождает от тяжелой необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения». А. Бергсон называл подобные верования статической религиозностью. Он говорил: «в статической религии преобладает магизм, ритуал и доктрина». Думаю, не ошибусь, если скажу, что подобных верований придерживаются больше половины членов РПЦ (причем, как священников, так и мирян).
Второй тип религиозности А. Бергсон назвал «динамическим». Он писал, что «в динамической религии есть только мистицизм и любовь, в которую этот мистицизм и выливается. Мистик чувствует, что истина течет в него из своего источника как действующая сила. И он уже не может больше удерживаться от ее распространения, как солнце от излучения своего света. Только распространять ее он будет не просто речами. Ибо любовь, которая его поглощает, - это уже не просто любовь одного человека к Богу, это любовь Бога ко всем. Через Бога и посредством Бога он любит всё человечество божественной любовью». Именно такой тип мистики, как говорит отец Георгий Чистяков в своей книге «Путь, что ведет нас к Богу», открывается нам в творчестве митрополита Антония Сурожского, книге «Откровенные рассказы странника…» И дай нам Бог, отойдя от обрядоверия, от «статического православия», законсервированного часто непонятными традициями, постановлениями и обычаями, к терпимости, любви, толерантности к тем, кто верит в Бога не так, как мы. Откровенно говоря, я лично считаю, что для большей части верующих современной РПЦ это сверхсильная задача, они не способны к такому шагу. Но есть, есть в нашей Церкви люди, живущие ВЕРОЙ, а не обрядами, правилами и установлениями. Сейчас я только иду в Церковь. И я ищу таких людей. Я верю, что Бог поможет мне их найти. Не хочется, честно признаюсь, всю жизнь провести среди бабулек - бывших коммунисток и комсомолок, мрачно ожидающих конца света, или православных бородачей - хоругвеносцев, для которых слово «бес» и слово «католик» - одно и тоже. Очень хочется встретить живую, радостную - НАСТОЯЩУЮ православную веру. Ту, о которой говорил отец Георгий Чистяков, отец Александр Мень, митрополит Антоний Сурожский.
Православие,
обрядоверие,
Католичество,
Александр Мень,
о. Георгий Чистяков,
Антоний Сурожский