Что такое НАСТОЯЩАЯ вера (а не обрядоверие) и как к ней приходят?

Aug 12, 2010 12:13

Что такое - «вера»? Как к ней приходят? Думаю, большинство моих православных единоверцев ответят приблизительно одинаково: «Это тайна. Я не могу этого объяснить. Меня Господь привел в храм, к вере».

Может быть, к сожалению, может быть, к счастью, я привык искать ответы на интересующие меня вопросы. И я их нахожу. Далеко не сразу, но нахожу. От этого тайн в моей жизни поубавилось, и слава Богу, скажу я вам. Многое, что прежде я считал непостижимым, окутанным тайной, на поверку оказалось совсем простой вещью. Да, безусловно, есть какие-то грани, за которые никогда заглянуть не удастся, и открыть их не суждено (если только «в жизни будущего века»). Одна из таких - отношения Бога и человека. Как изумительно верно заметил митрополит Антоний Сурожский, Бога целиком понять никогда невозможно. И ЛЮБОЕ наше познание о Нем будет неверным, не совсем верным. Но отношение Бога и человека - это вопрос, касающийся единиц. «А как же миллионы верующих? Что же, у них, нет отношений с Богом? Они же верующие!» - скажете вы. Действительно, вот ходит человек каждое воскресенье в храм, 2 раза в месяц исправно исповедуется и причащается, знает назубок Закон Божий и всё, что должен знать православный верующий. Есть даже такое специальное слово в Православии - «воцерковленный верующий». Это, своего рода, особый статус в нашей Церкви. Его жаждут, к нему стремятся, а достигшие его с гордостью о себе заявляют: «Я - воцерковленный!» Даже в православных объявлениях о найме на работу пишется приблизительно так: «Весь коллектив воцерковлен».

Как же у них (большинства воцерковленных и просто верующих) обстоят дела с отношениями с Богом? Хочу сразу заметить, что я говорю не о всех, но о большинстве. На чем я основываюсь, справедливо спросите вы? На своем опыте, на взгляде в Церкви изнутри, на огромном бегаже общения с другими верующими, на записках священников, на исследованиях ученых. Вот на чем я основываюсь. А теперь давайте приступим к нашим исследованиям.

Многие люди остаются такими же, какими и были до прихода в Церковь. Проходят десятилетия, но ничего не меняется. Все видели подобные примеры, все ощущали холод¸которым обдает новопришедших в храм свирепая бабушка у подсвечника, выговаривающая им, что они ставят свечку левой рукой, пришли без платков, с непокрытыми плечами, и т.д. Неужели то, что некоторые верующие регулярно причащаются, исповедуются, вообще - ведут «православный образ жизни» - ничего не значит? Вот что говорит по этому поводу священник Георгий Чистяков: «сейчас нередко употребляется выражение «православный образ жизни». Увы, это нонсенс, потому что можно жить по Домострою, соблюдать все посты, вкушать куличи на Пасху, но при этом не верить в Бога, не жить переживанием мистической с Ним встречи и внутреннего с Ним единства».

Смелое заявление, не правда ли? Давайте теперь разбираться, в чем же состоит вера, если, как оказалось, следование всему «православному» еще не является гарантией веры в Бога.

Отец Георгий Чистяков сказал о «встрече с Богом». Эта встреча ничего общего не имеет, как вы уже поняли, с соблюдением внешней обрядности, которую в большинстве случаев и называют в нашей Православной Церкви - «воцерковленностью». Например, в большинстве случаев воцерковленный человек прекрасно разбирается в том, когда какой обряд совершается, блестяще осведомлен о действиях священника во время обряда (и на этом основании часто считает себя вправе шпынять, третировать впервые пришедших в храм и не имеющих еще таких знаний в области обрядов и порядка их совершения), воцерковленный ведет настоящий «православный образ жизни», но (говорю это по своим наблюдениям) как человек, часто, остается таким же, как и был до прихода в Церковь. Познания у него чисто обрядового характера. Богословскими познаниями или умением объяснить, почему Православная Церковь - истинная, отличаются единицы из миллионов прихожан. Вот интересное наблюдение греко-католического священника отца Анри Мартена: «Что нам ответит грамотный православный, если мы спросим у него, как нам убедиться, что его Церковь - действительно православная, что по смыслу слова должно значить: истинная Христова Церковь? Он ответит примерно так: читай Священное Писание, труды Святых Отцов, молись, посещай наши богослужения, и рано или поздно свет снизойдет на тебя, и ты сам убедишься, что наша Церковь - истинная.»
Думаю, любой признает справедливость слов, что богословское просвещение народа находится почти на нуле. Вот что говорил в 2001 году в Дартмутском университете (США) священник Георгий Чистяков: «Большинство прихожан в церкви привлекает не содержание службы, а какие-то отдельные и чисто ритуальные моменты. Они приходят, чтобы взять домой святой воды, облобызать почитаемую икону, причаститься, но не более. Люди чувствуют (именно чувствуют) присутствие какой-то высшей силы в церкви, но при этом смысл евангельского призыва Иисуса Христа вытесняется из их сознания (иногда - полностью) приверженностью к обрядовой стороне Православия».
Это не мои слова, это сказал авторитетный миссионер, пастырь РПЦ. Он видит ситуацию изнутри, и ему можно верить. Вот продолжение его доклада: «В такой религиозности играют основную роль не личные отношения верующего с Богом, но тот материальный объект, своего рода фетиш, без которого религия для этих людей теряет смысл. С таким религиозным материализмом связана и позиция священника, который начинает видеть в себе не пастыря, задача которого состоит в том, чтобы помогать людям на дороге к Богу, а «хранителя святыни» или «стража», задача которого состоит в том, чтобы не подпустить к святыне непосвященного», то есть - неготового или так или иначе не очищенного от греха. Нередко такой священник общается с прихожанами резко или может не допустить человека до Причастия, так как считает, что человек недостаточно хорошо подготовился, или может начать задавать вопросы, относящиеся к интимной сфере. Таким образом, евангельское учение превращается в систему запретов и запугивания прихожан».

Заканчивая цитировать доклад отца Георгия, хочу сказать, что я встречался с такими мерами в отношении себя лично. Мало того, данный подход способен развить у человека жуткий комплекс вины. Вы замечали, что большинство прихожан в храмах имеют угрюмо - унылый вид? Отчего это, если Христос дал нам Евангелие - «Радостную Весть», если Он сказал, что «Я с вами до скончания века»? Откуда уныние? Возвращаясь к началу своих рассуждений, вопросу «что такое вера и как к ней приходят», я дерзну утверждать, что огромная масса людей в современном русском Православии так еще и не пришли к Богу. Да, человек ходит в храм, постится, ведет «православный образ жизни», но он весь нацелен не ввысь, ко Христу, а нацелен на исполнение множества предписаний, установок, требований. Давайте рассмотрим подробнее.

Какая главная книга в жизни христианина? Вы согласны, что Евангелие? Но вот что говорит ученица отца Александра Меня, Валентина Кузнецова: «сейчас даже отдельные священники читают Евангелие очень мало. Гораздо больше распространены акафисты, жития и др. литература. Отчасти это связано с тем, что Евангелие - не книга для спокойного чтения на ночь. Если человек искренне верит, что Нагорная проповедь и притчи будут его тревожить, ведь после них нельзя просто достать платочек и смахнуть слезинку, а нужно прилагать усилия для изменения собственной жизни. И вот, то место, которое должно занимать Писание, оказывается заполненным другими текстами».

Да, Евангелие занимает не очень много места в жизни православных. Некоторые возмутятся: «Как? А церковные службы? Ведь там всякий раз читают Евангелие!». Но давайте будем честными: многие ли люди отлично владеют церковно-славянским языком? Немногие. Соответственно, и понимают читаемое в храме Евангелие немногие. И церковные власти отчего-то данный вопрос совсем не беспокоит. О нет, я не призываю переводить службу на современный русский язык. Но осмелюсь высказать, что Евангелие уж можно было бы читать по-русски в храме. Вы возмущены моей «наглостью»? А у меня для этого есть основания. Например, при митрополите Никодиме в Ленинграде практически во всех храмах апостольские и ветхозаветные тексты во время богослужения читались по-русски. Но от этого сразу же отказался назначенный на место владыки после его смерти митрополит Антоний (Мельников). Почему? Дело в том, что в Православии существует (для меня - полумагический) подход, согласно которому может быть только один - Синодальный перевод Писания, а всё остальное - ересь. Такое ощущение, что люди считают, будто Сам Христос говорил с людьми на некоем «сакральном языке». Но дело в том, что Христос использовал РАЗГОВОРНОЕ НАРЕЧИЕ своего времени, и ценность Евангелия не в архаизмах, которые столь рьяно чтут мои православные собратья, а в словах Христа!

Но парадокс: самого Христа так часто не хватает в современном Православии. Мало - мальски подкованный человек из воцерковленных, знает множество цитаток «из Святых Отцов» буквально на все случаи жизни. И очень обижается, если какую-нибудь из них оспорить. Между тем, протодикон А. Кураев абсолютно верно заметил, что святые отцы всего лишь наши путеводители к Богу! Но для множество православных их творения, акафисты им, почитание их закрывают самого Христа. Это то, что отец Георгий Чистяков называет «закрытой моделью Христианства» (так популярной в Православии). Приверженцы закрытой модели не ищут истины, не ищут Бога, встречи с ним, они считают себя уже обладающими истиной в готовом виде (хотя бы в виде тех же творений св. отцов, где всё вроде бы разложено по полочкам). Как следствие такой «истины в готовом виде» - обрядоверие, нетерпимость к инакомыслию, консервация и идеализация отечественной старины. Старейший православный богослов Франции Оливье Клеман, писал: «Нельзя изолироваться, превращаться в гетто. Нужно, чтобы из Православия исходила потрясающая мощь свободы и света. К сожалению, чаще всё глохнет в обрядности, обрядоверии».

Но какой же из всего этого выход? А никакого - вот мой вывод. Церковному начальству более по душе битвы с ветряными мельницами в виде католического «прозелитизма» и недопущение Папы Римского в Россию, большинству православных, как пишет отец Георгий Чистяков, свобода не нужна, их устраивает ведение «православного образа жизни», в нем они чувствуют уют и успокоение, его они свято охраняют и берегут от изменений.

А что же с поисками Бога? Неужели Его никто не ищет? Ищут. Отец Александр Мень искал. Отец Георгий Чистяков искал. Ищет и протодиакон А. Кураев. И за это их гонят, унижают, поливают грязью. Но именно их книги меня лично вывели в живое, дышащее, пульсирующее радостью Христианство. Я унывал, я задыхался от той горы обрядов, правил, предписаний и благочестивых традиций, которые ДОЛЖЕН был (по словам воцерковленных) НЕПРЕМЕННО выполнять, но не мог. Но, познакомившись с живым христианством «Радостной Вести» (то есть Нового Завета), о котором говорили и отец Александр Мень, и о. Георгий Чистяков, и книги (как его презрительно называют недоброжелатели) «протодиакона всея Руси» отца Андрея Кураева, и книги митрополита Сурожского Антония, я понял, что у меня только один путь: движение ко встрече с Богом. Об этой удивительной, радостной «встрече» все время говорит митр. Антоний.
Я один. К сожалению, я иду к Богу только сейчас, когда нет уже ни отца Александра Меня, нет о. Георгия Чистякова, нет митр. Антония Сурожского. Мне бы хотелось встретить такого священника, как о. Александр или о. Георгий, чтобы он стал моим духовным отцом. Не знаю, остались ли в нашей Церкви такие ищущие нестандартные батюшки, которые открыты всем, которые допускают прихожан ко Причастию не за «заслуги» и не за «правильное чтение канонов ко св. Причащению», которые видят в христианах других деноминаций не врагов, а друзей, с которыми можно сделать совместно много добрых дел…

Есть ли такие батюшки? Если есть, отзовитесь, пожалуйста, расскажите о них!

Православие, Георгий Чистяков, Бог, Александр Мень, вера, Антоний Сурожский

Previous post Next post
Up